Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Август»

Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Август»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга»

г. Данков

Конспект

совместной деятельности воспитателя с детьми:

«Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Август»

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик:

воспитатель: Кириллова Т. Н.

2019

Цель:

1. Познакомить детей с рассказом А. Ливеровского и Э. Шима «Август».

2. Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.

3. Продолжать закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе летом влияют на жизнь растений, птиц, человека.

Оборудование: презентация.

Словарная работа: межа, фарфоровое блюдце, хрупкий.

Ход совместной деятельности.

1. Вступительное слово воспитателя.

У лета, как и любого другого сезона года, есть начало, середина и конец. Наступил август – последний летний месяц. Солнце уже не обжигает, хотя светит также ярко, дни стоят теплые. С середины августа жара спадает. По ночам ложатся туманы. Остыла вода в водоёмах. Дни стали короче, ночи длиннее. Август – закат лета. Впереди осень.

Сегодня мы идём в августовский лес по приглашению наших добрых знакомых А. Ливеровского и Э. Шима. В лес мы пойдём через поля.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Август»

2. Чтение рассказа «Август» А. Ливеровского и Э. Шима.

Август — месяц жатвы и первых тёмных ночей. Месяц предотлётной пробы крыльев. Месяц грибов.

Лето на переломе…

Встанем вместе с солнцем и по росной траве пойдём через поля в лес. Ещё очень много цветов, но они как будто переселились на межи, обочины дорог и канавы вокруг холмистых лугов, похожих сейчас на стриженые детские головы.

Тихо в поле. Примолк коростель. Коротко и редко поёт жаворонок. Только ласточки, стелясь в быстром полёте над самой травой, щебечут ласково, да изредка звонко вскрикивают жёлтые трясогузки.

В лесу не так уж зелено, как раньше, — слегка поблёкла листва берёз и осин. Пропали слепни и оводы, и тонкий аромат лесных ландышей и любки сменился запахом пожухлой травы и грибов.

В осиновой роще в редкой траве столбиками торчат нарядные грибы. Ножка стройная, с чёрными рябинами, а шляпка такая красная, хоть глаза зажмуривай, и через всю шляпку светлая бороздка там, где лежала травинка.

Пойдёмте в ельник. На светлую полянку протянулись еловые лапы. Отодвинем одну в сторону. Рыжики!

Там, где молодые берёзки и сосенки сбежали по холмам к озеру, в притенённых овражках пахнет грибами, а их не видно нигде.

Только в одном месте выглядывает из лесной ветоши ободок маленького фарфорового блюдца. Протяните руку — и вот он, груздь. Белоснежный, хрупкий, чуть скользкий, с нежнейшей бахромой по краю шляпки.

На пригорках припеклась земляника до черноты. Тёмные ягоды душисты, сладки, но не сочны.

Настала пора черники. Чёрные шарики, покрытые голубым налётом, рассыпаны так щедро, что даже листва среди них теряется.

Засверкали на опушках кисловатые гроздья костяники, так хорошо освежающие рот. Даже у маленьких ягодок клюквы закраснели щёки.

Озимые сжаты, колхозники принялись за яровые.

Длинные колосья ячменя шёлком переливаются на ветру.

Четвёртый цвет сменило льняное поле: нежно-зелёное с весны, голубое в цвету, пёстро-золотистое в начале месяца, сейчас, в полной спелости, оно ярко-рыжее. Льнотеребилка ровно стрижёт и укладывает этот чудесный волос.

Будет ещё тепло, но лето переломилось. Первый утренник уже серебрил болота и лесные покосы, на восходе солнца бормотал тетерев, и берёзы вплели первые жёлтые ленты в совсем ещё зелёную листву. Близится осень, нарядная и обильная. Весело стучит молотилка. В домах пахнет свежим хлебом, укропом и грибами.

3. Физкультминутка «Грибы под дубом».

На поляне дуб зеленый (Поднимают руки вверх, разводят пальцы.)

Потянулся к небу кроной. (Тянутся на носочках.)

Он на ветках среди леса (Покачивают руками.)

Щедро желуди развесил.

А внизу грибы растут, (Наклоняются вперед.)

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся, (Собирают «грибы».)

За грибами наклоняйся.

4. Беседа по содержанию рассказа «Август».

- Какую характеристику месяцу августу дают авторы в первых строках рассказа? (Ответы детей: месяц жатвы, первых темных ночей, месяц грибов, месяц предотлётной пробы крыльев у птиц).

- Как вы понимаете слова в тексте «лето на переломе»? (Ответы детей: наступают последние летние дни, будет меняться погода, начнут желтеть травы, появятся первые жёлтые листочки на берёзе и начнёт спадать жара).

- Где мы видим много цветов, идя в лес? (Ответы детей: на межах, обочинах дорог и в канавах).

-Почему тихо в поле, через которое мы идём в лес? (Ответы детей: примолк коростель, редко и коротко поёт жаворонок).

- Как встречает нас лес? (Ответы детей: поблекла листва берёз и осин, пропали слепни и оводы, пахнет пожухлой травой и грибами).

- Подумайте, как называются нарядные грибы, растущие в осиновой роще? (Ответы детей: подосиновики).

- О каких грибах, растущих в ельнике, мы узнаём из рассказа? (Ответы детей: это рыжики).

- Какими грибами пахнет в овражках, в тени молодых берёзок и сосенок? (Ответы детей: груздями).

- Как выглядит груздь? (Ответы детей: груздь похож на маленькое фарфоровое блюдце. Груздь белого цвета, хрупкий, скользкий, имеет бахрому по краю шляпки).

- Какие ягоды есть в августовском лесу? (Ответы детей: припеклась до черноты земляника, созрела черника и костяника, начала краснеть клюква).

- Вспомните, какие посевы называются озимые, и почему они уже сжаты? (Ответы детей: озимые сеют под зиму, они и созревают раньше).

- Почему только сейчас идёт уборка яровых? (Ответы детей: яровые сеяли весной, зёрна в колосьях только в августе созрели для уборки).

- В наших краях лён не сажают, и мы не видели, как он растёт. Послушайте ещё раз, как авторы интересно рассказывают о льняном поле: «Четвёртый цвет сменило льняное поле: нежно-зелёное с весны, голубое в цвету, пёстро-золотистое в начале месяца, сейчас, в полной спелости, оно ярко-рыжее. Льнотеребилка ровно стрижёт и укладывает этот чудесный волос».

- Какие причины указывают авторы в конце рассказа на то, что лето переломилось? (Ответы детей: был первый утренник, посеребривший болота и лесные покосы, появились жёлтые листья в совсем ещё зелёной листве берёз).

- Чем пахнет в домах в августе? (Ответы детей: свежим хлебом, укропом и грибами).

5. Дидактическая игра «Собери корзину грибов».

- Прежде, чем вы начнёте собирать грибы, давайте уточним, какие грибы существуют в природе? (Ответы детей: съедобные и несъедобные).

- Какие грибы возьмёте вы в свою корзинку? (Ответы детей: только съедобные).

- На лесной поляне растут: сыроежка, белый гриб, подосиновик, груздь, рыжик, поганка, лисичка, мухомор. Приглашаю собрать корзину грибов.

6. Итог.

Конечно, жаль, что лето переломилось. Но ведь авторы рассказа говорят, что тепло ещё будет, а значит, что ещё будут пестреть цветами пустыри и клумбы, в лесу можно набрать грибов, на огородах и дачах созревает урожай. Идёт август.

Прикреплённые файлы:

sd-avgust_vt8uv.pptx | 16545,33 Кб | Скачан: 51
 
Публикации по теме:

Конспект по составлению творческого рассказа по технологии ТРИЗ в совместной деятельности с детьми в средней группе Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то случилось в царстве «Математика» Дети подходят к математическому театру, на экране театра Царь «Один».

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Апрель»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Апрель» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Июль»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Июль» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Январь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Март» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Б. Житкова «Галка» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Н. Надеждиной «Дом, в котором будет жить друг»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Н. Надеждиной «Дом, в котором будет жить друг» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Домашние животные
  • Лето
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Август»
Опубликовано: 4 августа 2019 в 09:42
+339Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 93.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 декабря. День рождения великого историка Карамзина

12 декабря исполняется 253 года со дня рождения Николая Карамзина – автора фундаментальной «Истории государства Российского». Исторические труды были в России и до неё, но именно Карамзин, с его даром...

12 декабря. День рождения Владимира Шаинского

«Я не делаю в музыке различий между пионером и пенсионером» — говорил автор золотой коллекции советских песен. Сегодня, 12 декабря, исполняется 94 года со дня рождения — Владимира Шаинского,...

Календарный план образовательной работы на неделю «Зима. Календарь» в старшей группе
План работы с 2 по 6 декабря Тема: «Зима. Календарь. » Задачи: - Формировать представление детей о характерных признаках зимы ( дни короче, много снега,...
Материал для бесед с детьми дошкольного возраста «История и традиции праздника...
Материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования для работы с детьми старшего и подготовительного к школе возраста....
Сценарий зимнего развлечения «Игры со Снежной бабой» в младшей группе
Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в развлечении; повысить двигательную активность малышей. Задачи: совершенствовать навыки...