Получи документы

Конспект совместной организованной деятельности «Твердое-жидкое»

Минигуль Лаптева
Конспект совместной организованной деятельности «Твердое-жидкое»

Конспект совместной организованной деятельности по ОО «Познание»

Тема: «Твердое – жидкое»

Старшая группа

Образовательная задача:

- формирование представлений об изменении агрегатного состояния вещества в зависимости от температуры.

Развивающие задачи:

-развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Воспитательные задачи:

Публикация «Конспект совместной организованной деятельности „Твердое-жидкое“» размещена в разделах

-воспитывать усидчивость; соблюдать правила безопасности и умение работать сообща

Предварительная работа:

-Беседа о пчелах, меде, воске и изделиях из воска.

Раздаточный материал: фартуки детям, клеенки на столы, салфетки бумажные и тряпичные, камушки, емкости для воды, 2 кубика льда, небольшой кусок свечи, парафина, стакан с горячей водой, соль, сахар, карандаши и листочки для каждого ребенка, пластмассовые тарелочки, свеча декоративная.

Демонстрационный материал: Стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом, большая парафиновая свеча в подсвечнике, восковая свеча, декоративные свечки, спички, металлические крышки, сахар, ложка металлическая, квадратики фольги, снег в ведерке

Ходдеятельности :

Включается звуки воды. На слайде –ручей, океан, дождь. Дети заходят в группу и воспитатель знакомится с ними. Она в одежде Феи воды.

Воспитатель: Я услышала свои любимые звуки и пришла к Вам. Здравствуйте, ребята я рада вас видеть в моей Волшебной лаборатории! Ребята, а вы узнали чьи эти звуки? Давайте знакомиться:

Я и туча и туман

Я ручей и океан

Я летаю и бегу

Твердой, жидкой быть могу

Кто я?

Правильно, я Вода.

-А вы ребята, знаете для чего нужна вода? (Ответы детей)

-А вода жидкая или твердая? Давайте опытным путем проверим это. Но вспомним о правилах поведения и безопасности.

• Слушай внимательно воспитателя.

• Не толкай соседа во время работы.

• Не шуми – не мешай другим.

• Сначала посмотри, потом повтори.

• С горячей водой будь осторожен!

• Пролил воду – вытри сухо.

• Не подходи близко к огню.

• Не трогай горячие вещества до остывания.

А теперь оденем специальную одежду. Проходите за столы.

Опыт 1. Ребята попробуйте взять камушек – его можно взять? На раскрытой ладони камень лежит? А проходит ли палец сквозь камень? (нет, т. к. это твердое вещество, в котором частички «крепко держатся» друг за друга) .Опустите камень в воду. Проходит ли он сквозь воду? А теперь попробуйте взять воду раскрытой ладошкой. Можно ли это сделать? ( ответы детей: она льется, это жидкость). Правильно. Вода проливается потому, что ее частички хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах. Может ли вода быть твердой? (ответы детей)

Воспитатель: Мне тут Пятачок рассказал историю. Он сварил компот. (Демонстрирует стакан с горячим компотом.) и захотел сразу попробовать компот. Но компот был горячим. И, чтобы компот быстрее остыл, он поставил компот в холодильник – в морозилку. Да и забыл про него. Прошло много времени, наступил вечер. Пятачок вспомнил про свой компот.

Вопросы:

-Как вы думаете, что достал из холодильника Пятачок?

Воспитатель. Пятачок заглянул в морозилку. Увидел там стакан. (Демонстрирует стакан с замороженным компотом.) Достал его из холодильника и удивился. «Это не мой компот, – сказал Пятачок, – это не компот вовсе. (Педагог переворачивает стакан вверх дном.) Какой же это компот, если он не выливается? Как же теперь я его буду пить?»

Вопросы:

-А вы, ребята, можете объяснить Пятачку, что случилось с его компотом?

Дети. Компот замерз, превратился в лед.

Воспитатель. Правильно, никуда компот не исчез, он превратился в лед.

Был компот жидкий, а стал… (твердый). Как же теперь быть Пятачку?

Ведь твердое нельзя пить. Сможет он выпить свой компот? Что ему надо сделать?

Дети: Надо, чтобы компот растаял.

Воспитатель: «Так что, поставить его в обратно в морозильник и он там жидким станет? Верно, в морозильнике он так и останется твердым, надо его оставить снаружи. А как сделать, чтобы вот такой холодный, твердый компот (проношу стакан по кругу, дети трогают лед) поскорее снова стал жидким? Кто сможет ответить? Подумайте…

Дети. Надо его нагреть.

Опыт 2 Раздаю кубики льда детям и прошу подержать в руках.

Воспитатель. Правильно, нагреть! Ребята возьмите кубики льда в руки и попробуйте нагреть. Ваши ладони стали влажными. Почему?

Дети : Лед тает.

Опыт 3.

Воспитатель: Правильно, ваши ладони теплые и лед тает. Но тает медленно. Ребята, а что произойдет со льдом если мы его опустим в стакан с горячей водой? Проведем опыт.

Опустите льдинки в воду горячую. Что случилось с льдинкой?

Ответы детей: Лед растаял

. Воспитатель: Правильно. Наши ладони теплые, а вода горячая. Лед растаял быстрее. Мы нагревали лед в ладони, в горячей воде и он из твердого стал каким… (жидким).

Опыт 4.

Воспитатель: Ребята, есть одно вещество, которое тоже растворяет лед, помогает ему таять. Возьмите льдинки и положите на тарелочки. Посыпьте сверху белым мелким веществом. Внимательно наблюдайте. Что происходит с льдинкой? Правильно, оно тает. А это вещество - соль. Обыкновенная соль помогает чистить дороги от льда. Им посыпают дороги и тротуары во время гололеда.

Воспитатель: Вот мы и выяснили, как жидкий компот на холоде превратился в твердый. Твердое может превратиться в жидкое, если его нагревать. И можем нарисовать (посмотреть) схему этого превращения. Показываю схему.

. Физ минутка. «Скоро кончится зима»

Воспитатель: Ребята я для Вас приготовила один предмет. Вы с ним знакомы. (Показываю свечу).

-Возьмите свечи в руки, погладьте, помните ее. Что вы чувствуете? Какая свеча на ощупь?

Дети:-Гладкая, скользкая, твердая

Воспитатель: -Ребята, свечи делают из воска. А откуда берется воск? Правильно, его делают пчёлы. Они делают из воска соты и собирают в них мёд. Это натуральный воск (показ на слайде) ;

-А хотите узнать, из чего еще делают свечи?

-Их делают из нефти. Это искусственный материал, и называется он ПАРАФИН. Парафиновые свечи могут быть разного цвета и вида.

Воспитатель: Возьмите кусочки парафина и потрогайте. Какой он, парафин? Парафин твердый. Как вы думаете, может он стать жидким?

Воспитатель. Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (Нагревали.) А как нагревали? (Ладошками.) Воспитатель. Нагревайте парафин руками. Помните, ведь лед у вас в руках таял – превращался в жидкость, может, и парафин растает… Тает парафин?

Воспитатель. Скажите, а руки у вас горячие? (Теплые.) Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет? (Недостаточно тепла.) Как же нам быть? Может быть огонь поможет?

Давайте проведем опыт.

Опыт 5

Подойдите к моему столу, встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Помните о правилах. Я зажгу свечу парафиновую декоративную. И мы понаблюдаем.

Что происходит с парафиновой свечой? Она плавится и превращается во что? Верно, в жидкость. Посмотрите (наливаю на фольгу жидкий парафин). Будьте аккуратны, не трогайте расплавленный горячий парафин руками.

. Воспитатель. А почему парафин стал жидким? (Мы его нагревали.) А как сделать, чтобы он опять стал твердым? (Охладить.) Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин, стал твердым, нужно его охладить. Сейчас мы положим его на снег (или на холодную воду).Что случилось? Парафин затвердел.

Потрогайте кусочек парафина. Какой он стал? Был жидкий, а теперь какой? (Твердый.) Вот какой опыт мы провели: теперь вы знаете, что твердый парафин при нагревании на огне плавится и становится жидким, а жидкий парафин при охлаждении может превратиться в твердое. Как можно изобразить, схему этого опыта: что твердое становится жидким и жидкое становятся твердым?. Показываю схему.

Рефлексия:

Воспитатель:

Итак, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде, парафине

Как жидкая вода может превратиться в твердый лед (Ее нужно заморозить)

Как твердый лед может превратиться в жидкую воду (Его надо нагреть)

Можно твердый парафин плавится в ладони (Нет, тепла мало)

Когда парафин может начать плавится (Если нагреть его на огне)

Когда парафин из жидкости превращается в твердое вещество (Когда охдадиться)

Скажите, что Вам сегодня понравилось?

Что узнали нового и интересного?

Нам пришла пора расстаться. Приходите почаще в мою лабораторию. До свидания! Дети выходят.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Раз, два, три — домик свой найди!» (Технология ТРИЗ)Дидактическая игра «Раз, два, три — домик свой найди!» (Технология ТРИЗ) Цель игры: закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества. Материал: три домика, в которых живут маленькие человечки (человечки.

Фотоотчет о проведенном занятии на тему: «Волшебница — вода».Фотоотчет о проведенном занятии на тему: «Волшебница — вода». К нам в гости пришел Доктор Айболит. Доктор Айболит проводит опыты со свойствами воды. Пробуем на вкус. [ Мы "Звонкие" ручейки. Играем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной организованной деятельности «Твердое-жидкое»
Опубликовано: 22 апреля 2015 в 22:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД