Лучший педагог года

Механизмы формирования зависимого поведения несовершеннолетних и социальные факторы зависимого поведения

Анастасия Туманова
Механизмы формирования зависимого поведения несовершеннолетних и социальные факторы зависимого поведения

Аддиктивное (зависимое) поведение выражается в стремлении к уходу от реальности, что достигается различными способами – фармакологическими (прием воздействующих на психику веществ) и нефармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний). Термин "аддиктивное поведение" имеет интернациональную транскрипцию и указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения, которые являются деструктивными, т. е. причиняющими вред человеку и обществу.

Публикация «Механизмы формирования зависимого поведения несовершеннолетних и социальные факторы зависимого поведения» размещена в разделах

Любая аддикция является девиацией, так как деструктивное зависимое поведение не является нормой ни в одном общественном строе.

Виды зависимого поведения :

- химическая (зависимость от алкоголя, наркотиков, седативных и снотворных препаратов, психостимуляторов, галлюциногенов, табака, летучих растворителей);

- пищевая (переедание, голодание или отказ от еды);

- гэмблинг (или лудомания, т. е. зависимость от азартных игр, игровых автоматов);

- трудоголизм (психологическая "трудозависимость");

- религиозная (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту);

- электронная (кино- и телевизионная зависимость, компьютерные игры, избыточное пользование компьютером и Интернетом).

Исследователь B. Segal (1989) отметил следующие особенности аддиктивной личности:

сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

стремление говорить неправду;

стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

стремление уходить от ответственности в принятии решений;

стереотипность, повторяемость поведения;

зависимость;

тревожность.

Важной особенностью аддиктивного поведения является возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой, от одного аддиктивного объекта к другому, с сохранением при этом основных аддиктивных механизмов. Бросая наркотики, подростки (юноши) могут начать употреблять алкоголь или прибегать к другим видам аддикции. Данная проблема приводит несовершеннолетнего ребёнка к незрелости его личностной идентификации, слабости или недостаточности способности к внутреннему диалогу.

Механизмы формирования :

1. Механизм анонимности.  

2. Механизм генерализации.  

3. Механизм псевдоадаптации.  

4. Механизм деформации.  

5. Механизм индукции.

Социальные факторы, способствующие формированию зависимого поведения у подростков :

Факторы и условия в развитии зависимостей играют ведущую роль преимущественно на ранних этапах формирования, среди которых можно выделить три основных уровня:

1) макросоциальный, включающий особенности социально-экономического положения в стране и социальной политики государства;

2) микросоциальный, включающий особенности стиля жизни семьи, трудового или учебного коллектива, неформальных молодежных групп;

3) социально-психологический, или личностный, включающий особенности преимущественно нравственно-ценностной и мотивационно-установочной сфер.

Группа социально-психологических факторов аддикции по П. И. Сидорову

Факторы I группы (неблагоприятные взаимоотношения между родителями, традиции семьи и группы и как результат раннее приобщение к алкоголю и наркотикам) действуют на ребенка в возрасте 13–15 лет.

Факторы II группы (обычаи ближайшего окружения, ориентированные на употребление алкоголя и наркотиков, общепринятые алкогольные традиции) действуют на молодого человека в возрасте 16–18 лет Факторы III группы (относительная экономическая самостоятельность и бесконтрольность молодых людей при ранее приобретенной установке на привычное употребление психоактивных веществ (ПАВ, а также доза и частота случаев употребления) действуют на лиц в возрасте 19–26 лет. Факторы IV группы (конфликты в семье, низкий культурный уровень, потребительские интересы, сравнительно высокая (или низкая) зарплата и др.) составляют завершающее звено в генезе злоупотребления.

В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает семья, в частности ее эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Профилактика зависимого поведения несовершеннолетних :

Первичная профилактика (универсальная интервенция)

Вторичная профилактика (селективная интервенция)

Третичная профилактика (модификационная интервенция)

Принципы профилактической деятельности:

- Комплексность - согласованное межведомственное взаимодействие всех субъектов профилактики.

- Дифференцированность - распределение целей, задач и планируемых результатов профилактики с учетом возраста и степени вовлеченности несовершеннолетних в наркогенную ситуацию.

- Аксиологичность - формирование у детей и подростков ценностей здорового образа жизни, законопослушности, уважения к человеку, патриотизма и т. д.

- Многоаспектность (образовательный, психологический, социальный аспекты).

- Последовательность в этапах реализации стратегических и частных целей и задач.

- Легитимность – наличие необходимой правовой базы профилактической деятельности.

В заключение хочется отметить, что развитие и формирование личности подростка происходит в условиях эмоциональной холодности и напряженности; воспитание направлено на выработку у подростка "хронической беспомощности". Вот почему при проведении мероприятий по лечению зависимых подростков в программы реабилитации рекомендуется включать родителей с целью осознания ими данной проблемы как семейной и реконструкции семейных отношений. Без вовлечения семьи в реабилитацию процент рецидивов будет высок, так как даже после удачно проведенного лечения подросток опять возвращается в прежнюю семейную систему.

Публикации по теме:

Правила поведения на снежной горкеПравила поведения на снежной горке Каждую зиму на нашем участке детского сада сооружается из снега горка. Так и в эту зиму, горка была готова уже в конце декабря, но наступившие.

Дидактическое пособие «Светофор поведения»Дидактическое пособие «Светофор поведения» Социально-нравственное воспитание дошкольников очень важно на современном этапе развития общества. С правилами хорошего тона необходимо.

Консультация для родителей «Особенности профилактики интернет-аддикции как одной из форм зависимого поведения у детей с ОВЗ» Современный мир невозможно представить без гаджетов: смартфонов, планшетов и прочей цифровой техники, однако специалисты отмечают, что с.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Консультация «Правила поведения в музее»Консультация «Правила поведения в музее» Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми в ДОУ является создание мини-музеев. Цель мини-музеев: - расширение представлений.

Правила поведения в природеПравила поведения в природе «Нет в природе ни полезных, ни вредных – одни только необходимые». Н. Сладков. 1. Будь вежливым гостем у добрых хозяев (лесных, луговых,.

Памятка о правилах поведения в природе Когда идешь в поход, соблюдай следущие правила: Правило №1 Убирай за собой мусор!Используй специальные мешки,чтобы забрать мусор с собой.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Заседание детской думы «Меня обзывают», подготовительная группа. Социальные нормы и правила поведенияЗаседание детской думы «Меня обзывают», подготовительная группа. Социальные нормы и правила поведения Цель: сформировать у дошкольников представления о социальных нормах и правилах поведения, развивать способность самостоятельно принимать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Механизмы формирования зависимого поведения несовершеннолетних и социальные факторы зависимого поведения
Опубликовано: 16 мая 2022 в 09:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД