Ольга Юдина
Конспект урока «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей чувствовать образный язык художественного произведения; развивать образное мышление и творческое воображение; осмысливать текст через практическую деятельность; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности
Планируемые результаты: предметные: воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализаматериала учебника в совместкой деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Публикация «Конспект урока „Д, Н, Мамин-Сибиряк „Приемыш“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мамин-Сибиряк Д. Н.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Организационный момент
2. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока
Лесничий
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг-лесничий.
В. Степанов
-Прочитайте шепотом.
-Назовите имена существительные.
-Назовите глаголы.
-Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
-Прочитайте с утвердительной интонацией.
-Прочитайте выразительно.
-Кто такой лесничий?
-Кто такой егерь? (1 Охотник-профессионал (устар.). 2 Охотовед, специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны. 3 В некоторых армиях: солдат особых стрелковых полков.)
-Какими качествами должны обладать эти люди?
_Прочитайте тему урока и определите его задачи.
-Сегодня мы заканчиваем работу над рассказом Мамина-Сибиряка «Приемыш».
Кого автор называет Приемышем?
-На этом уроке мы проанализируем, как автор описывает лебедя, как к нему относится старый рыбак Тарас. Поэтому будьте внимательны, запоминайте понравившиеся образные выражения, которые вы можете использовать в своей работе.
3. Работа по теме.
А)Викторина
-К описанию лебедя обращались многие писатели и поэты. Определите, из каких произведений эти строки
«Раз под вечер, когда солнышко еще сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных птиц. Таких красивых птиц утенок никогда не видел – все белые, как снег, с длинными гибкими шеями. Это были лебеди.
Их крик был похож на звуки трубы. Они распростерли свои широкие могучие крылья и полетели с холодных лугов в теплые края, за синие моря.»
(Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»)
«Лебеди стаей летели их холодных краев в теплые земли. Они летели через моря. Впереди – старые, сильные лебеди, сзади те, которые были моложе и слабее.
Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не иог лететь дальше. Тогда он распустил крылья, пошел книзу. Лебедь опустился на воду и сложил крылья.»
(Л. Толстой «Лебеди»)
«Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит,
Глядь – поверх текущих вод
Лебедь белая плывет.»
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Б). Физминутка.
- Видите, как авторы восхищаются этой птицей. Посмотрите на картинку, как художник изобразил лебедя. А теперь давайте и мы попробуем изобразить лебедя.
Игра Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
На месте фигура лебедя замри.
В). Проверка домашнего задания.
(Выборочный пересказ «История одной дружбы. Собака и лебедь)
- От чьего имени ведется рассказ в истории Мамина-Сибиряка «Приемыш»?
Давайте на эту историю посмотрим глазами собаки и от ее имени расскажем о ее дружбе с лебедем.
(Уч-ки по картинам передают содержание текста)
Г). Работа над содержанием рассказа.
1)- Давайте сейчас вспомним и прочитаем, как рассказчик- охотник, впервые увидел Лебедя?
(Стр 77)
_ Кто выразительно прочитает слова старика. (несколько человек выразительно читают отрывок)
-Кто прочитал лучше всех?
- Почему вы так думаете?
2)_Ребята, а кто найдет и прочитает отрывок о том, как лебедь оказался у старика?
(СТР 77)
-Давайте сейчас прочитаем этот отрывок через слово.
(дети читают отрывок через слово)
-А теперь проверим, насколько внимательно вы читали. Я прочитаю этот отрывок, а ваша задача - исправить ошибку.
А) Учитель: «Пропадет один-то, потому что молод еще, не приспособлен к жизни»
Ученики: «Пропадет один-то, ястребы заедят, потому как смыслу в нем еще настоящего нет»
Б) Учитель: «Без родителей остался»
Ученики: «Сиротой остался»
В) Учитель: «Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом домой»
Ученики: «Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом домой»
-Можно ли в тексте авторские слова или выражения заменять своими словами? Почему?
Автор при написании рассказа несколько раз перерабатывает произведение, находя точные слова и выражения.
3)- Можно ли сказать, что Тарасу одиноко жилось на озере? В какой части об этом говорится?
(Чтение по ролям стр 80)
-Какие роли? Как мы будем читать за старика? (очень довольно)
4)- Какие из этих пословиц можно отнести к этой части и почему?
И лебедь тепла ищет.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
(примета) Лебедь летит к снегу (в позднюю осень, а гусь к дождю. (ранней осенью или весной)
-Прочитайте пословицы, начиная с последнего слова вперед. (читают слабые ученики)
-Прочитайте пословицы наоборот. Кто быстрее? (Читают сильные ученики)
Д).Физминутка.
-Есть народная примета «Лебедь летит к снегу (в позднюю осень, а гусь к дождю (ранней осенью или весной)»
Давайте и мы покажем, как летят лебеди.
Лебеди летят, крыльями машут
Прогнулись над водой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся
(Плавные движения руками с большой амплитудой. Наклоны вперед, прогнувшись, приседание 2-3 раза)
Е). Инсценирование 4 части.
-Можно ли последнюю пословицу отнести к последней части? Почему?
-Давайте представим себя артистами, которые выступают на сцене театра. Они передают содержание произведения своими словами, близко к тексту. Но обязательно должны показать характер героя, его чувства радости или горя.
(распределение ролей. Инсценирование 4 части)
4. Рефлексия.
-Продолжите предложения.
-Сегодня на уроке я узнал ….
-На этом уроке я похвалил бы себя за ….
-После урока мне захотелось …
-Сегодня я сумел ….
5. Итог.
-Правильно ли поступил старик, выпустив лебедя? Почему вы так думаете?
_-Чему научил вас этот рассказ?
-Как вы думаете,вернется ли Приемыш к Тарасу?
6. Д/З
_-Придумайте продолжение рассказа.