Конспект урока «Каменный уголь». Коррекционная школа VIII вида. Биология, 6 класс

Юлия Мягкова
Конспект урока «Каменный уголь». Коррекционная школа VIII вида. Биология, 6 класс

Тема: Каменный уголь

Цель: познакомить обучающихся с горючим полезным ископаемым – каменным углем.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательная: сформировать понятие о каменном угле, его видах, способах добычи, свойствах и использовании в хозяйстве.

Коррекционно - развивающая: корректировать логическое мышление на основе упражнения в установлении сходства и отличия.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать уважение к профессии шахтёра.

Оборудование: коллекция «Полезные ископаемые», мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Словарная работа: бурый уголь, антрацит, шахта, матовый.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, работа с тетрадью, загадки, просмотр презентации.

Ход урока

1. Организационный момент (слайд 1)

Звенит заливистый звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок

Чудесным пусть будет у вас настроенье,

Легко и радостно даётся ученье.

2. Игра «Собери слова»

еыпзноел

киесыоапем полезные

ископаемые (слайд 2)

Мы продолжаем изучение горючих полезных ископаемых

3. Повторение изученного материала по теме «Горючие полезные ископаемые. Нефть. Торф»

1. Подумай и отгадай.

-Росли на болоте растения,

А теперь это топливо и удобрение (торф) (слайд 3)

- Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть) (слайд 4)

-На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички.

(природный газ) (слайд 5)

-Он чёрный, блестящий, людям помощник настоящий

Он несёт в дома тепло, от него в домах светло, помогает плавить стали, делать краски и эмали (каменный уголь) (слайд 6)

Торф, нефть, природный газ и каменный уголь.

Как одним словом можно объединить эти слова (горючие полезные ископаемые).

Почему их относят к горючим ископаемым? (слайд 7)

2. Работа у доски:

Соотнеси свойства - карточки.

3. Обобщение.

4. Изучение новой темы.

Героем нашего урока сегодня будет вот этот невзрачный кусок горной породы

А что это за полезное ископаемое?

Прочитай в цветках слова. Что получилось? (слайд 8)

Мы проведём небольшое исследование и узнаем о каменном угле много нового. Запись темы в тетради. (слайд 9)

Мы исследуем сегодня уголь с самых разных точек зрения. Для исследования вам необходимо отправиться в путешествие по станицам книги.

До чего интересно, ребята,

С котелком и мешком за спиной

Нам шагать от зари до заката

По дорогам отчизны родной

Словно книга открыта большая,

Перед нами родные края,

И читать эту книгу, мечтая,

До чего интересно, друзья.

1 страница – историческая

2 страница - географическая

3 страница – исследовательская

4 страница – геологическая

5 страница – биологическая

6 страница – технологическая

7 страница - хозяйственная

1 страница –историческая (слайд 10) (история появления угля в России)

Уголь с точки зрения истории (слайд 11)

До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра Первого.

Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы, солдатам был отдан жестокий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костёр чёрными камнями, найденными в овраге, когда костёр разгорелся – загорелись и камни.

Пётр Первый, когда ему показали эти странные камни, вроде бы сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет».

Слова его оказались пророческими. И уже при его жизни в России начались разведочные работы на уголь.

2 страница- географическая (слайд12)

Уголь с точки зрения географии– это ответ на вопрос «где?»: где залегает уголь и где его добывают.

Месторождения каменного угля.

Что такое месторождение? (место, где залегают полезные ископаемые)

Месторождения каменного угля на карте обозначаются чёрным квадратом.

(работа с физической картой России)

Наша Родина не только по запасам угля, но и по его добыче занимает первое место в мире (слайд 13)

Запасы угля в России размещены крайне неравномерно. Более 90% приходится на ещё недостаточно освоенные районы Сибири и Дальнего Востока. В России более 200 месторождений угля, их скопления образуют угольные бассейны.

Самые крупные из них:

Печорское – около города Воркута на Севере – восточнее реки Печора.

Интересна история открытия Печорского месторождения. Его нашёл охотник Попов Виктор Яковлевич во время охоты (с сыном). Он набрал угля в рюкзак, а, добравшись до дома, отправил посылку в Москву. Посланная экспедиция геологов обнаружила богатейшее месторождение, здесь вырос город шахтёров Воркута. В. Я. Попов был награждён орденом Ленина. Это месторождение находится на далёком Севере, здесь безлесная суровая тундра, долгая и суровая зима.

Наиболее крупные местонахождения каменного угля находятся в Сибири (Кузбасс).

В европейской части наибольшее значение имеет Донецкий бассейн (Донбасс - всесоюзная кочегарка). Толщина угольных пластов бывает от нескольких сантиметров до 100 метров и более.

3 страница – исследовательская (слайд14)

Практическая работа: «Свойства каменного угля»

1. Возьмём кусок каменного угля

Он какой? (твёрдый).

Агрегатное состояние – твёрдое тело.

2. Попробуем разломать его руками. Однако если уголь ударить молотком, то он расколется на несколько кусочков (удар молотком по куску угля в смятой бумаге).

Какой можно сделать вывод?

Каменный уголь твёрдый, но одновременно хрупкий.

3. Положим кусочек угля в стакан с водой. Что произойдёт?

Он утонет.

Вы помните торф в воде плавал.

Какой можно сделать вывод?

Каменный уголь тяжелее торфа.

4. Сравним каменный уголь и торф.

Сходство – горючие полезные ископаемые, твёрдые.

Различие – торф лёгок, едва тонет в воде. А уголь тяжелее воды – тонет в воде.

Каменный уголь в 2,5 раза жарче торфа.

Наблюдение за горением торфа и каменного угля показывает, что в отличие от торфа, который вспыхивает практически сразу, каменный уголь разгорается очень долго. Обычно сначала разжигают дрова, а уже затем поверх них начинают небольшими порциями равномерно подкладывать уголь. Для хорошего горения угля требуется дополнительная подача воздуха, открывают поддувало. Вспомните: кислород, входя в поддувало воздух, способствует активному горению. Загорев, горит долго ярким пламенем. При этом выделяется тепла, значительно больше, чем при горении торфа или дров. Именно поэтому большинство котельных топят углем.

Итог: Каменный уголь – твёрдый, хрупкий, чёрного цвета, блестит, в воде тонет, хорошо горит и выделяет тепло. (запись в тетрадь)

4 страница –геологическая (слайд 17)

Уголь с точки зрения геологии.

Каменный уголь в зависимости от месторождения бывает разным.

ВИДЫ УГЛЯ. (слайд 18)

В природе встречается три вида каменного угля - бурый, обыкновенный каменный уголь и антрацит (рассматривание коллекции)

БУРЫЙ УГОЛЬ. Зрелым называют яблоко и грушу, когда они полны соков. Про рожь говорят,-«рожь созрела», когда её пора убирать. Но, оказывается, и про каменный уголь тоже говорят,- «зрелый».

Бурые угли, рыхлые и более тусклые, их геологи называют незрелыми. Они не блестят, хуже горят. (слайд 19)

Самым зрелым считают АНТРАЦИТ. Это самый лучший каменный уголь, самый крепкий и плотный, чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук. При горении выделяется много тепла.

ОБЫКНОВЕННЫЙ КАМЕННЫЙ УГОЛЬ сероватого цвета, матовый (меньше блестит) и больше пачкает руки. Горит он хуже, чем антрацит, и меньше выделяет тепла.

Вывод: Бурый уголь - твёрдый, тёмно-бурый, рыхлый, более тусклый, не блестит, хуже горит. (слайд 20)

Антрацит – твёрдый, чёрный,плотный, крепкий, блестящий, не пачкает рук, выделяет много тепла.

Обыкновенный каменный уголь – твёрдый, чёрный, менее плотный, хрупкий, матовый, пачкает руки.

5 страница – биологическая (слайд 21)

Образование каменного угля

А почему его называют каменным? Каменный уголь очень твёрдый. Как ка-мень. Долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали, но ведь камень не горит.

Каменный уголь – замечательный чёрный камень, в нём спрятано тепло и свет. Если кто видел, как горит уголь в печке, – зрелище завораживающее. Откуда же взялся каменный уголь? Почему же уголь даёт пламя?

Великий русский учёный М. В. Ломоносов разгадал эту загадку. Он открыл, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в далёкие доисторические времена росли на земле.

Работа с учебником, чтение статьи с. 93 учебника, демонстрация отпечатков, картина (леса карбона). (слайд 22)

Как образовался каменный уголь?

Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно. Следы когда-то живших растений, увиденные нами в микроскоп, ведут в далёкое-далёкое прошлое. Каждый кусочек каменного угля - это своего рода музей, в котором хранятся остатки давно минувших времён. (слайд 23)

Специальные приборы умеют определять возраст угля. Так вот, ему много миллионов лет (тогда на земле и людей-то не было).

По отпечаткам установили, что растения тогда росли совсем другие, чем сейчас, только папоротник есть сейчас в лесах.

И сейчас в некоторых тропических лесах, в условиях большой влажности и тепла живут гигантские древовидные папоротники, до 9 метров высотой. (слайд 24)

6 страница – технологическая (слайд 25)

Уголь с точки зрения технологии

Добыча каменного угля. (слайд 26)

Каменный уголь добывают в разных местах. Пласты угля находятся не только на большой глубине. Некоторые из них выходят к поверхности земли.

Добыча угля из пластов, которые выходят на поверхность земли, проводится открытым способом. Открытый или карьерный способ применяют, если пласты угля залегают неглубоко - не глубже 100 м. Верхний слой - почву, глину, песок – отодвигают в сторону и сбрасывают в отвал, начинают добычу экскаваторами, вывозят самосвалами или строят специальную железную дорогу. Угольные карьеры называют разрезами.

Если уголь залегает глубоко, строят шахту, в которой ведут подземную добычу. Самые глубокие шахты России ведут добычу угля до глубины 1200 м. Каменный уголь залегает также в земле большими пластами. Во многих местах глубоко в земле встречаются пласты толщиной 20-30 метров, а в некоторых мес-тах они достигают 100 метров толщины. Добычу его ведут закрытым способом Для добычи угля из глубины земли делают каменноугольные шахты. (слайд 27)

Шахта-это глубокий вертикальный колодец с горизонтальными туннелями, который доходит до пластов каменного угля. В шахте движутся специальные кабины. В них шахтёры спускаются под землю добывать уголь и поднимаются на поверхность после работы. От шахты во все стороны тянутся длинные подземные коридоры, в них уложены рельсы или конвейеры.

Физкультминутка (слайд 28)

Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

Если сумели – все в полном порядке.

Поморгаем столько раз,

Сколько девочек у нас.

Столько сделаем хлопков

Сколько в вазочке цветков.

7 страница – хозяйственная

Значение каменного угля (слайд 29)

Какое значение имеет уголь сейчас? (ответы обучающихся)

Уголь используется как:

энергетическое топливо для электростанций, промышленности,

технологическое топливо для чёрной металлургии

сырьё для химической промышленности.

-Каменный уголь - ценное ископаемое топливо. Им отапливают помещения, его используют как топливо на фабриках и заводах, сжигают в топках электростанций. (слайд 30)

-В особых печах уголь сильно нагревают без доступа воздуха. Из угля выделяется светильный газ и каменноугольная смола. Уголь становится намного легче и перестаёт блестеть. Это-кокс.

Кокс употребляют при выплавке чугуна из железной руды в доменных печах

(сковороды, утюги). Светильный газ раньше использовали для освещения улиц и домов. Сейчас он применяется как топливо на заводах.

-Из каменноугольной смолы получают краски, лекарства и много других полезных веществ.

Уголь с точки зрения будущего (слайд 31)

Уголь был главным видом топлива в первой половине XX века, в настоящее время он уступил лидерство нефти и газу. Доля его в топливном балансе страны в 50-е годы составляла 59 %, а сейчас 18%.

Мы уже говорили о том, что роль угля в топливном балансе страны снижается. А есть ли у угля будущее? Используя данные учёных о запасах и добыче нефти, угля и газа определили, на сколько лет хватит этих ресурсов. При современном уровне добычи нефти хватит на 42 года, газа на 73, угля на 651, в будущем уголь может стать главным топливом.

5. Закрепление.

Работа у доски:

1. Соотнеси свойства - карточки.

Работа в рабочей тетради:

2. Выполнение заданий в рабочей тетради с. 67 № 4,5.

3. Кроссворд. (слайд 32-42)

Обобщение.

6. Итог урока:

О чём мы говорили сегодня на уроке?

7. Домашнее задание. с. 93, отв. на вопросы. (слайд 43)

Публикации по теме:

Физкультминутки на дополнительных занятиях в школе VIII видаФизкультминутки на дополнительных занятиях в школе VIII вида Физкультминутки на дополнительных занятиях в школе VIII вида ГБУ КРОЦ Г. Москва 2018 г. Косова Л. И. «Физминутки на дополнительных.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности в школе VIII вида В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание играет особую роль в формировании личности школьника. Только чувство патриотизма.

Конспект бинарного мастер-класса по изобразительному искусству и психологии в 5 коррекционном классе VIII вида 5 специальный коррекционный класс VIIIвида «Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами». Ж---Б. С. Шарден Главная.

Конспект урока математики в 1 классе на тему «Многоугольники» по УМК «Школа России» Конспект урока математики в 1 классе Тема: «Многоугольники» (УМК «Школа России») Составила: Хромова Наталия Сергеевна Цель: создать условия.

Конспект урока по физической культуре «Один за всех и все за одного». Школа VIII вида, 4 классКонспект урока по физической культуре «Один за всех и все за одного». Школа VIII вида, 4 класс Пояснительная записка. Органическая взаимосвязь всех сторон воспитания в процессе физической подготовки учащихся школы VIII вида создаёт.

Конспект урока по математике в 3 классе «Единицы массы. Грамм» по УМК «Школа России» Тема урока: Единицы массы. Грамм Цель: познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом. Формировать.

Конспект урока по математике «Сложение и вычитание в пределах 16, решение задач». 2 класс школы 8 вида Конспект урока по математике во 2 «б» классе по теме: «Сложение и вычитание в пределах 16, решение задач». Цели и задачи урока: Закреплять.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Математика
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Конспект урока «Каменный уголь». Коррекционная школа VIII вида. Биология, 6 класс
Опубликовано: 9 января 2019 в 11:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. Смотр экологических троп на МААМ

Далекие и неизведанные края манят путешественников. Особенно если эти путешественники дошкольного возраста. Педагоги знают, как поощрить увлеченность и любознательность детей, не выходя за пределы...

16 июня. День медицинского работника

Профессия медика – одна из самых важных и востребованных в мире. Каждый из нас периодически обращается к врачам за советом и помощью. Медики сопровождают любого человека от самого момента его рождения, и...

Досуг-развлечение, посвящённый Дню рождения А. С. Пушкина
7. 06. 2019 г. Цель:Продолжать знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина. Задачи:В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании...
Сценарий летнего праздника на улице «Цирк, цирк, цирк!»
Сценарий летнего праздника на улице «Цирк, цирк, цирк! » Под музыку выбегают клоуны Клёпа и Кнопа Клёпа: Холода кочуют где-то, И смеётся детвора: Вот и...
НООД в старшей группе по теме «Безопасность на дороге»
Когда-то Леонардо да Винчи сказал: «Жизнь есть дар, великий дар, и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» . Актуальность. Замечательное...