Екатерина Майко
«Тип Кишечнополостные». Конспект урока по биологии 7 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по биологии 7 класс
Учитель – Майко Е. А.
Дата:
Тема: Тип Кишечнополостные.
Цель: изучить характерные черты внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности, связанные со средой обитания, на примере пресноводной гидры; развивать у учащихся стремление заботиться о природе; продолжать формирование умений читать информацию с рисунков учебника и акцентировать внимание на главных мыслях текста заданного параграфа.
Публикация «„Тип Кишечнополостные“, Конспект урока по биологии 7 класс» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: таблица «Характерные черты типа Кишечнополостные», «Нервная сеть гидры», «Размножение медуз», электронный определитель, слайд-шоу «Разнообразие кишечнополостных» и «Ядовитые кишечнополостные».
Понятия: Кишечнополостные, стрекательные (крапивные) клетки, регенерация, Гидроидные и Сцифоидные классы, Коралловые полипы.
Структура урока :
1. Организация
2. Целевая установка
3. Актуализация опорных знаний
4. Изучение новой темы
5. Итоговое закрепление
6. Домашнее задание
7. Комментирование оценок
Ход урока:
Актуализация опорных знаний:
1. Из чего состоит тело многоклеточных животных? – из большого числа клеток, объединенных в ткани, органы, системы органов и выполняющих определенные функции.
2. Что свойственно всем многоклеточным животным? – индивидуальное развитие, начинающееся с деления одной клетки.
3. Какие типы симметрии тела вы знаете, и какие организмы туда относятся? – радиально-симметричные (двуслойные) – тело состоит из двух слоев – экто и энтодермы – кишечнополостные; двусторонне-симметричные (трехслойные) - -экто, -энто и мезодерма (третий средний слой) – плоские, круглые, кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые.
4. Что вы можете сказать о разнообразии многоклеточных? - Многоклеточные более устойчивы к действию факторов внешней среды, чем простейшие. В результате они достигли огромного разнообразия и освоили все среды жизни.
5. Кто был общим предком многоклеточных? - Общим предком, вероятно, было существо, отдельные клетки которого заглатывали и переваривали пищевые частицы так, как это делает амеба. И. И. Мечников назвал такой организм фагоцителлой.
6. Какой организм был обнаружен позже? - Позднее был обнаружен вид, похожий на предполагаемого предка многоклеточных Им оказался – трихоплакс, представитель типа пластинчатые. Его тело сплющено и покрыто жгутиковыми клетками. Внутри, в студенистом веществе, находятся клетки, осуществляющие пищеварение.
7. На сколько и какие группы делится царство Животные? - на две группы – беспозвоночные (2 млн. видов) и позвоночные (45 тыс. видов).
8. Какие организмы из группы беспозвоночные наиболее многочисленны? - Наиболее многочисленны среди беспозвоночных членистоногие, и среди них – насекомые.
9. Какую роль в экосистемах имеют беспозвоночные? - Беспозвоночные освоили самые разнообразные места обитания и играют важную роль в наземных и водных экосистемах, круговороте веществ в биосфере.
Изучение нового:
Кишечнополостные – двуслойные многоклеточные животные. Все хищники. Обитают в водной среде. Медузы и коралловые полипы.
Основные признаки:
1. Лучевая (радиально-симметричные) симметрия тела.
2. Тело имеет вид открытого на одном конце мешка.
3. Стенки мешка состоят из двух слоев – экто и энтодермы.
4. Внутри мешка расположена полость тела – кишечная (отсюда название типа).
5. Полость открывается наружу одним отверстием – ртом.
6. Рот окружен щупальцами – для захвата пищи.
7. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.
8. В эктодерме – стрекательные клетки. На поверхности этих клеток есть чувствительный волосок, внутри – капсула со свернутой спиралью – стрекательной нитью. При прикосновении добычи или врага к чувствительному волоску стрекательная капсула «выстреливает» нить, а через нить – жгучую жидкость, которая парализует или убивает жертву.
9. Появление нервных клеток – образуют нервную сеть с небольшими скоплениями в отдельных частях тела – диффузного типа – разбросана по всему телу – реакция на любое раздражение.
10. Хорошо развита способность к регенерации – восстановление утраченных или поврежденных частей тела.
11. Исключительно водные, морские животные, ведут свободноплавающий и прикреплены образ жизни.
12. Подошва – для прикрепления к субстрату.
Разнообразие кишечнополостных
У большинства представителей классов Гидроидные и Сцифоидные происходит чередование двух поколений – полипов и медуз.
Поколение полипов ведет сидячий образ жизни и размножается только бесполым путем – почкование полипов или медуз.
Поколение медуз ведет свободный подвижный образ жизни. Они размножаются половым путем и снова дают начало поколению полипов. Сцифоидные медузы значительно крупнее гидроидных.
У представителей класса Коралловые полипы нет поколения медуз. Это обычно колониальные, реже одиночные виды. Актинии – яркие морские полипы, диаметром до полуметра, медленно ползают по дну.
Роль кишечнополостных в экосистемах
1. Коралловые рифы опасны для судоходства.
2. Скелеты красного коралла – оформление помещений и изготовление украшений.
3. Некоторые медузы вызывают ожоги на теле, и даже смерть – крестовичок (Японское море, корнерот, физалия «Португальский кораблик» (Курильские острова).
Домашнее задание:
П. 29 – учить, стр. 74 – 75, подготовить доклады по представителям типа Кишечнополостные :
1. Пресноводная гидра
2. Актиния
3. Аурелия
4. Коралловый полип
5. Корнерот
6. Физалия («Португальский кораблик»)
7. Цианея