Папки-передвижки

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Слова-омонимы»

Аида Карчегаева
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Слова-омонимы»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

конструирования урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет Русский язык Класс 2 "А"

Тема урока "Слова-омонимы"

Дидактическая цель Создать условия для формирования у обучающихся знаний о словах-омонимах

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения

Л1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе „Слова-омонимы“» размещена в разделах

Л2. Развитие самостоятельной и личной ответственности. Познавательные

МП1. Уметь выделять необходимую информацию из прочитанного текста;

МП2. Работать с учебником как с источником информации.

Регулятивные

МР1. Уметь принимать и сохранять учебную цель и задачи;

МР2. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;

МР3. Уметь контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Коммуникативные

МК1. Формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками;

МК2. Строить высказывания, аргументировать свои ответы. П1. Знать определение омонимов;

П2. Знать признаки, относящиеся к омонимам;

П3. Уметь использовать омонимы в устной и письменной речи.

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача) Что такое слова-омонимы?

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т. ч. рефлексивные технологии) Приёмы диалоговой, здоровьесберегающей, ИКТ, рефлексивной технологий

Вид используемых на уроке средств ИКТ Компьютер, доска, проектор

Образовательные ресурсы:

Для учителя

1. Литература

2. Интернет-ресурсы

Для ученика Русский язык : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / [С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др. ]; [под ред. С. В. Иванова]. — 4-е изд., перераб. — М. : Вентана-Граф, 2012. —176 с. : ил. — (Начальная школа XXI века).

Учебный словарь омонимов. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0a1e9c66-1b4f-4e47-8a7f-18ec428e4ef1/%5BRUS5_059%5D_%5BTD_021%5D.html

Русский язык : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / [С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др. ]; [под ред. С. В. Иванова]. — 4-е изд., перераб. — М. : Вентана-Граф, 2012. —176 с. : ил. — (Начальная школа XXI века).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Минутка чистописания

Ребята, откройте свои тетради, проверьте свою посадку, сядьте прямо. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Мы начинаем минутку чистописания. Буква "Сс" Что вы можете сказать про эту букву?

- Напишите буквы Сс на следующей строке (показать образец)

- Кто закончил, поставьте руку на локоток.

- Назовите слова, которые начинаются на эту букву. (спросить 4-5 уч-ся) Верно!

- Теперь те, которые на неё заканчиваются. (спросить 4-5 уч-ся) Молодцы!

- Я подобрала такие слова

свет, светлый, светить.

Запишите эти слова на следующей строке (учитель пишет слова на доске).

К какой части речи относится каждое слово? Выделите общую часть. Как называются такие слова?

III. Актуализация знаний

Ребята, я хочу вам рассказать сказку.

Наши однокоренные слова свет, светлый, светить решили совершить путешествие по океану «Лексика».

А вы знаете, что обозначает слово “лексика”? Слайд 1

Где можно узнать о значении слов?

Прочитайте толкование про себя. Кто понял и может объяснить?

Вдруг поднялся шторм. И наши слова начали тонуть. Слайд 2 С острова «Синоним» на помощь поспешило слово «сиять». Как вы думаете, какое слово оно спасёт? Дайте определение синонимам?

Слайд 3 С острова «Антоним» на помощь поспешило слово «тёмный». Как вы думаете, какое слово оно спасёт?

Что такое антонимы?

А какое же слово спасёт третьего утопающего? Давайте посмотрим, как называется третий остров? Слайд 4

«Омоним» Сможете ли вы сами дать определение омонимам?

IV. Постановка цели урока

Ребята, выскажите свое предположение по поводу того, какова тема нашего урока. Запишите тему в тетради

Запись на доске: Омонимы.

Какие цели нашего урока?

Да, конечно!

V. Изучение нового материала

1. Наблюдение

- Ребята, а вам нравится совершать открытия? Всё впереди!

- На волнах океана появились слова, прочитайте их про себя.

Слайд 5

Найдите омонимы!

душистые гвоздики - железные гвоздики

меткие стрелки – стрелки часов

кусок мыла – мыла мочалкой

- Что вы заметили?

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- А значением?

- Так какие слова называются омонимами, ка вы думаете?

Теперь проверим, подтвердилась ли ваша гипотеза! А как? (посмотрим в учебнике)

Ребята, откройте учебник на странице 68.

Прочитайте правило про себя.

Ваши предположения оказались верны?

Вот так вы сумели самостоятельно совершить открытие, путешествуя по океану Лексика.

2. Проверка первичного восприятия

Стр. 68

Рассмотрите рисунок. Прочитайте подписи под ним.

Назовите омонимы.

Ребята, можно ли сказать, что эти два предмета мы называем одним и тем же словом? Почему?

Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

- Какие слова называются омонимы?

Физкультминутка

Жители океана Лексика очень любят веселиться и танцевать! Давайте же и мы потанцуем! Слайд 6

Музыкальная физкультминутка "Если весело живётся"

VI. Применение полученных знаний

Ребята, наше путешествие продолжается!

- Посмотрите, дельфин принёс задание. Слайд 7 упражнение под номером 1 на странице 69.

Давайте выполним его. Кто зачитает задание? Что необходимо сделать, чтобы выполнить задание? Открывайте толковый словарик. Кто прочитает значение слова "ключ"? Почему слово "ключ" записано два раза? Составьте предложения с этим словом.

Кто прочитает значение слова "свет"? Почему слово "свет" записано два раза?

Составьте предложения с этим словом.

Теперь вы можете сказать, какое слово с острова «Омоним» спасло слово "свет"?

- Ребята, у сестёр-медуз тоже есть для нас задание! Слайд 8 упражнение 2

Прочитайте предложения в упражнении 2. Понимаете ли вы, о чём идёт речь в предложениях? Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? Какой можно сделать вывод? Кто прочитает вывод из учебника?

Слайд 9 (морские жители на картинках парами)

- Кто догадался, какая работа предстоит? Верно!

Работа в парах

Обратите внимание на упражнение под номером 3. С помощью омонимов возникают шутки. Прочитайте предложение и найдите «спрятанную шутку». Какая пара первой отгадает, на чём основана шутка? В предложении допущена орфографическая ошибка.

Запишите эти омонимы в тетрадь.

Кто хочет записать на доске?

Хлеб сухой – хлеб с ухой.

Какой частью речи эти слова являются эти омонимы?

Какой можно сделать вывод? Омонимы могут отвечать на разные вопросы, т. е. являются различными частями речи.

Физкультминутка

(пальчиковая гимнастика)

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То – сожмутся, разожмутся,

То – зароются в песке.

- Следующее задание от рыбок Слайд 10

Выполните самостоятельно упражнение №4 на стр. 70. У вас 5 минут!

- Прочитайте задание. Кому непонятно?

- Возьмите ручку с зелёной пастой, столбики пронумеруем.

1 – одинаково звучат и пишутся

2 – одинаково звучат, пишутся по- разному

3 – одинаково пишутся, звучат по- разному

Взаимопроверка – по слайду 11

Игра «Пантомима»

Жители океанов обычно неразговорчивы! Они используют мимику и жесты.

Слайд 12 Игра «Пантомима» + картинка

Что означает это слово?

-Смотрите, на океанской волне показался кит, он несёт нам ответ. Слайд 13 Кто зачитает?

Пантомима – это представление слова с помощью движения тела.

Правила игры

Водящий (дети по желанию) читает на карточке предложение и показывает значение омонима с помощью пантомимы

Слайд 14 – Лук

Карточка 1

На грядке вырос сочный лук.

Карточка 2

Богатырь взял лук и стрелы.

Слайд 15 – Кисть

Карточка 1

Я рисовал кистью.

Карточка 2

Красною кистью рябина зажглась.

Слайд 16 – Ключ

Карточка 1

Ключ застрял в двери.

Карточка 2

Папа попросил передать ему гаечный ключ.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу!

Слайд 17

Подведём итоги урока-путешествия!

С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?

Что такое омонимы?

Приведите примеры омонимов.

Слайд 18

Ребята, нарисуйте рыбку в тетради (учитель показывает на доске) и раскрасьте ее соответствующим цветом:

Зелёная – Полностью доволен уроком, считаю, что выложился и отлично понял новую тему урока.

Жёлтая – Доволен своей работой на уроке, но могу работать и активнее.

Красная – Я ничего не понял на уроке, мне нужна помощь учителя, чтобы он опять объяснил мне тему урока.

Подведение итогов рефлексии

- Ребята, поднимите руку, у кого рыбка красная? (если есть, то советуем дома прочесть правило ещё раз) .

- У кого жёлтая? (Что нужно, чтобы стали активнее)

- Кто поймал зелёную рыбку? Вижу, что урок удался! Я рада!

VIII. Задание на дом

Вашим домашним заданием будет упражнение под номером 5 на странице 70. Ребята, спасибо вам за работу уроке! Урок окончен. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Записывают число, "классная работа" в тетрадь.

-Она согласная, глухая.

Записывают буквы в тетрадь

Называют слова

-Существительное, прилагательное, глагол.

Выделяют корень слова

-Однокоренные

- В толковом словаре

Ответы детей

-Светить

-Синоним - близкое по значению с другим словом.

-Светлый

-Антоним - слово, противоположное по значению другому слову.

-Свет

-Нет.

-Слова-омонимы.

-Разобраться, понять, упражняться, находить…

-Есть похожие слова

-Написанием

-Произношением

-Да

-Омонимы – это слова одинаковые по написанию, но разные по значению.

Рассматривают рисунок

Читают подписи

-Нет. Потому что каждое слово имеет своё значение.

- Они произносятся и пишутся одинаково. Слова имеют разное лексическое значение.

Зачитывают (проговаривают) определение

Выполняют физкультминутку

Зачитывают задание

-Нужно открыть толковый словарик.

Зачитывают определение

-Потому что оно имеет два значения.

Составляют предложение

Зачитывают определение

-Потому что оно имеет два значения.

-Да. Слово "свет".

Читают предложения.

-Нет.

-Поставить ударение.

-Чтобы различить слова омонимы, нужно поставить ударение.

Зачитывают вывод

-В парах.

Выполняют упражнение под номером 3 в парах

-В предложении допущена ошибка.

Записывают омонимы в тетрадь, на доске

-Прилагательное и предлог с существительным.

-Омонимы могут отвечать на разные вопросы.

Выполняют физкультминутку

Выполняют упражнение

-Уж и уж.

-Кот и код.

-ГвоздИки и гвОздики.

Ответы детей

Читают определение

Показывают значение омонима с помощью пантомимы

-Омоним.

-Это слова, одинаковые по звучанию и (или) по написанию, но разные по значению.

Рефлексируют

Записывают домашнее задание

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

План-конспект дистанционного урока по русскому языку в 3 классе на тему «Число имён существительных» Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Слова-омонимы»
Опубликовано: 12 сентября 2021 в 11:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Слова-омонимы»» (включая файлы) размещена пользователем Аида Карчегаева (УИ 682417) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД