МААМ-картинки

Конспект урока по русскому языку «Однокоренные слова» во 2 классе

наталья пичко
Конспект урока по русскому языку «Однокоренные слова» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Тип урока : исследование

Цель:

сформировать у учащихся привычку задумываться над значением слова при выборе буквы в корне слова,

Задачи: повышать культуру речи и грамотность, развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

учебник,

толковые словари,

демонстрационные таблицы,

сюжетные картинки.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Публикация «Конспект урока по русскому языку „Однокоренные слова“ во 2 классе» размещена в разделах

- Уважаемые ребята! Я хочу сообщить вам, что каждый урок русского языка для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете тайну.

2. Организация класса и цель детям.

- Сегодня я предлагаю нашим ребятам провести урок-исследование. А что значит исследовать?

(Ответы детей).

- А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

- Сегодня нам с вами предстоит выяснить, как от значения слова зависит выбор правильной буквы в корне.

- Помогать нам при исследовании будут научные книги: учебники, задачники, толковые словари.

Исследовать тему мы будем по этапам. (Этапы записаны на доске в виде плана. Рисунок 1.)

Этап первый “Работа с однокоренными словами”.

Мальчик-иностранец подобрал однокоренные слова и записал их. Назови лишнее.

Нос, носильщик, носатый, носик.

Докажи, почему это слово лишнее? (др. значение) Какое другое значение?

- Отлично справились с заданием, значит, легко нам будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных.

- У вас открыт учебник. Посмотрите на упр. 299. Объясни значение каждого из слов с помощью однокоренного слова.

- Объясни с помощью однокоренного слова кого так называют?Л_нивый с_лач б_гун ст_рушка

Гр_знуля ч_стюля м_лютка х_трец

- А теперь реши орфографические задачи любым способом. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое. Не забывай подчеркивать вставленную букву.

1 ряд – 1, 2 строку, 2 ряд – 3, 4 строку. Самостоятельно.

- Самопроверка. (На доске буквы – сравни - проверь себя) Е Я И И Е А А И

Первый вывод: Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву в корне?

Каллиграфия! - Внимательно посмотри на первую строчку в тетради и выпиши на поля сочетания букв, которые не получились.

Этап второй. “Объясни значения слов”.

- Попробуем решить орфографические задачи с помощью толковых словарей.

1 ряд – Б. ГЛЕЦ

2 ряд – Ч. РТЁЖНИК

- Прочитайте значения найденных слов.

- В первом случае объяснение значения слова быстро помогло решить задачу потому, что проверочное однокоренное слово уже слышим БЕГСТВОМ.

- Во втором случае нельзя сказать, что решили задачу по словарю. Поэтому мыслим дальше и подбираем сами однокоренное слово. (Специалист по черчению, он что делает? – ЧЕРТИТ чертежи)

Этап третий. “Информация автора учебника”

- Что же нам говорит автор учебника по этому поводу. (На странице 54 учебника первый раз каждый читает для себя, второй раз ученица читает вслух.)

В русском языке много слов, в корнях которых ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением.

- Появляется новое правило (Вывесить табличку- правило. Рисунок 2., Дети читают ее вслух.

ФИЗМИНУТКА.

Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.

Ножками потопали 1, 2, 3.

Ручками похлопали 1, 2, 3

Мы походим на носках, а потом на пятках,

Все проверили осанку и свели лопатки.

Этап четвертый “Реши орфографические задачи”

Используя полученную информацию в ходе исследования, решаем орфографические задачи.

- Как будешь действовать, вставляя нужную букву? (Буду объяснять значение слова)

КОГДА ТАК ГОВОРЯТ?

КОГДА ТАК НАЗЫВАЮТ?

КОГО ИЛИ ЧТО ТАК НАЗЫВАЮТ?

- Вывод: Что помогало нам решать орфографические задачи?

(ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ)

- Почему? (Указать на правило и зачитываем его вместе из рамочки на доске)

- Потому, что объяснение значения слова – это способ проверки корней.

Этап пятый “Проблемная ситуация”

Мальчик-иностранец в сомнении. Ему встретились слова с одинаковыми по звучанию корнями. Он не может без вашей помощи решить орфографические задачи. Помогите ему! Что ему посоветуете (Рисунок 3)

(НАДО ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ И ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННОЕ).

- Раск. лоть дрова, зак. литься на солнце.

- Пол. скать белье, пол. скать щенка.

- Зап. вать песню, зап. вать лекарство.

- Устно ребята доказывают выбор букв, а письменно записывают ту пару сочетаний, которая понравилась.

- Взаимопроверка в парах. Проверь только это задание. Чей сосед не справился?

- Вывод: С заданием справились легко потому, что знаем новый способ проверки корней – это объяснение значения слова.

Этап шестой “Работа корректора”.

На этом этапе вам предстоит править ошибки. На карточке слова написаны с ошибками.

Ваша задача записать слова правильно, перед каждым - устно доказывать выбор, решение.

- Самостоятельная работа в течение пяти минут. (Оценки по ходу работы комментирую ученикам).

- Проверяем! Два ученика зачитывают и доказывают вслух свой выбор.

Этап седьмой “Итог исследования”.

Итак, может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне? Почему?

Правило!

- Это и есть еще одна открытая нами тайна!

- А для закрепления знаний, полученных в ходе исследования я предлагаю домашнее задание. (для 1 группы задание на карточке)

Задание - Ты, наверное, догадаешься почему люди дали такие названия. А если поймешь это, то правильно напиши корни слов и устно объясни выбор букв. Р_ка (В, в)_ртушинка

Оз_ро (З,з)м_инка

Д. _еревня (С,с)_сновка

Яичница-гл_зунья

Шапка-нев_димка

К_фейник

Для 2 группы:

Задание – Что делают люди этих профессий, где работают? Объясни значение слов, а потом запиши их.

В_дитель

Стр_итель

П_сатель

Ч_ртёжник

П_чтальон

Л_сник

Оценивание.

Итог урока.

- Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными.

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

План-конспект дистанционного урока по русскому языку в 3 классе на тему «Число имён существительных» Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку «Однокоренные слова» во 2 классе
Опубликовано: 9 июня 2022 в 16:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку «Однокоренные слова» во 2 классе» (включая файлы) размещена пользователем наталья пичко (УИ 888357) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД