Светлана Соболева
Конспект урока русского языка в 4 классе «Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях.
Заимствованные слова. Устаревшие слова
Цель: актуализировать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке.
Публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе „Многозначные слова, Слова в прямом и переносном значениях, Заимствованные слова“» размещена в разделах
- Многозначные слова, омонимы
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова, которые вы выписали. Назовите орфограммы.
— Назовите слова, которые вышли из употребления. (Ямщик, кольчуга, карета, купец, царь, око, перст, рыбарь.)
— Какие слова появились в языке сравнительно недавно? (Йогурт, компьютер, фломастер и т. д.)
III. Актуализация знаний
Словарный диктант
Город, завод, магазин, машина, народ, трамвай, троллейбус, улица, эскалатор, метро.
(Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка.)
— К какой тематической группе относятся эти слова? (Город.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложения.
У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками. Голову девушки украшала модная шляпка с вуалью.
— Какое слово встретилось в обоих предложениях? (Шляпка.)
— Что вы можете сказать о значении этого слова? (В данных предложениях оно употреблено в разных значениях : в первом предложении — шляпка гриба, во втором предложении — головной убор.)
— Как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные.)
— Прочитайте следующую пару предложений.
Мальчики помогли старушке донести тяжёлые сумки. Сегодня у нас был очень тяжёлый день.
— Что вы заметили? (В этих предложениях тоже есть многозначное слово — тяжёлый. Причём в первом предложении оно употреблено в прямом значении, а во втором — в переносном.)
— Узнайте о происхождении слов абажур, крендель, йога. Где вы будете искать необходимую информацию? (В этимологическом словаре.)
(Три ученика зачитывают соответствующие статьи. Можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)
— Что объединяет эти слова? (Все они пришли в русский язык из других языков.)
— Как называются такие слова? (Заимствованные.)
— Объясните значение слов гривна, супостат, рать. Каким словарём вы воспользуетесь? (Толковым.)
(Три ученика зачитывают соответствующие статьи. Можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)
— Что общего у этих слов? (Это устаревшие слова.)
— Какие понятия мы будем повторять сегодня на уроке? (Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, заимствованные слова, устаревшие слова.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 62 (с. 44).
— Прочитайте стихотворение.
— Прочитайте выделенные слова. Где вы с ними встречались? (Ответы детей.)
— Где можно уточнить значение этих слов? (В словаре иностранных слов.)
— Найдите эти слова в словарике учебника на с. 158. Объясните их значение.
(На данном этапе урока можно использовать школьный словарик иностранных слов.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
Упр. 63 (с. 45).
— Прочитайте, из каких языков пришли к нам некоторые слова.
— Как вы думаете, почему слова флейта, опера, мозаика пришли к нам из итальянского языка? (В Италии в эпоху Возрождения процветали архитектура, живопись, театр, музыка. Затем эти слова пришли к нам.)
— А почему слова компас, штурман, флот пришли из голландского? (В Голландии флот возник раньше, чем в России. В эпоху Петра Iрусский народ учился там строительству кораблей, мореплаванию.)
— С чем связано заимствование из греческого языка слов библиотека, театр? (В Древней Греции процветали просвещение, культура. Благодаря принятию христианства на Руси к нам пришли эти слова.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Найдите в словаре иностранных слов, данном в учебнике, толкование слова дирижёр, запишите.
— Запишите в словарик слово шофёр, подчеркните орфограмму.
— Что означает это слово?
— Составьте предложение со словом шофёр.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики : орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 65 (с. 46).
— Какие слова называются многозначными?
— Прочитайте слова и найдите среди них многозначные.
— Как по словарю определить, многозначное слово или однозначное? (У многозначных слов значения пронумерованы.)
— Проверьте по толковому словарю учебника, правильно ли вы определили многозначные слова. (Работа в парах.)
— Расскажите о значении многозначных слов.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
— Выполните звуко-буквенный разбор слова чай. (Один ученик работает у доски.)
Упр. 66 (с. 46). (Просмотр мультфильма «Золотой мальчик».)
— Почему персонажи мультфильма не поняли друг друга? (Словосочетание золотой мальчик употребляется в переносном значении.)
— Объясните значение этого словосочетания.
— Прочитайте словосочетания, данные в упражнении.
— Найдите среди них те, в которых слова употребляются в переносном значении.
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Разберите слова по составу : вариант 1 - серебристый, вариант 2 — железный.
(Проверка.)
Упр. 67 (с. 46). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
VIII. Рефлексия Тестовая работа
1. Лексическое значение слов разъясняется :
1) в орфографических словарях
2) во фразеологических словарях
3) в толковых словарях
4) в словарях синонимов
2. Слово, имеющее несколько значений, называется:
1) сложным 3) многозначным
2) однозначным 4) простым
3. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.
1) рысь, кисть, щенок
2) ручка, ёрш, кастрюля
3) корень, ключ, кнопка
4) лампа, компьютер, ножницы
4. Определите, что означает предложение. Мама светится от счастья.
1) в помещении стало светло
2) мама хорошо освещена
3) мама радуется
4) мама освещает комнату
5. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании :
1) горячий песок 3) горячее сердце
2) крутой склон 4) золотые часы (Коллективная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие слова называются многозначными?
— Что значит «прямое и переносное значения слов»?
— Что такое устаревшие слова?
— Какие слова называются заимствованными?
Домашнее задание
Упр. 64 (с. 45, 68 (с. 46).