Получи документы

Конспект урока «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» во 2 классе

Нелли Иванченко
Конспект урока «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» во 2 классе

Иванченко Нелли Владимировна МАОУ «Лицей «Солярис»

Программа: УМК «Планета знаний»

Предмет: «Литературное чтение»

Автор учебника: Э. Э. Кац; 1 часть

Класс : 2

Тема: русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель:

• Создать условия для получения знаний о народах, населяющих Россию; формировать умения пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, озаглавливать отдельные части сказки, оценивать героев, обосновывать свой вывод; формировать умения выдерживать паузы при чтении, выделять нудные слова, находить реплики героев при чтении по ролям.

Публикация «Конспект урока „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“ во 2 классе» размещена в разделах

Задачи:

Формировать умения: ориентироваться в учебнике, в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; строить высказывания в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи;

• Развитие умения обобщать, анализировать; умения делать выводы и оценку собственной деятельности; проявлять умение при работе в группе.

• Воспитывать чувства гордости за свою страну; расширить представления учащихся о творчестве русского народа.

Оборудование:

• учебник «Литературное чтение» 2 класс, часть 1;

• презентация к русской народной сказке;

• Проектор, доска и дополнительный материал.

Урок : повторение

Этап урока

Сценарий урока

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Чтобы учиться лучше?

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке :

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

Личностные: самоопределение, смыслообразование;

Познавательные: логические УД;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в дея­тельности

- Узнайте героев и назовите, откуда они:

- Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется.

(«По щучьему велению»).

- Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки.

(«Маша и медведь»).

- Укатился он из дома

По дороге незнакомой.

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, несмышленый

И румяный.

(Колобок).

- О ком эти стихи? (О героях сказок.)

- По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные. (слайд)

- Какая главная особенность есть у волшебной сказки? (волшебство, чудеса, добро побеждает зло)

Речевая разминка:(слайд)

Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь на бережок.

Костры горят высокие, котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати (изменение голоса, то громка, то тихо)

- Вам знакомы эти слова? Откуда они? (Да, нам знакомы. Их говорил козлёночек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

Личностные: смыслообразование

Познавательные: анализ, выбор оснований и критериев, сравнение, обобщение, аналогия, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Постановка учебной задачи

– Верно. Сегодня мы продолжим знакомиться со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», найдём все особенности русской народной сказки. Мы будем читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать, показывать, проверять свои знания, продолжать раскрывать тайны сказки.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Как начинается данная сказка, с каких слов? (Жили-были старик да старуха….)

- Как называется это в сказке? (В русской народной сказке это называется зачином.)

- А ещё как могут начинаться сказки? (В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь….)

- А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, к какому эпизоду принадлежит данная картинка? (Слайд)

Чтение по ролям.

- Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

- Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки.)

Выборочное чтение. ( Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

- Как вы понимаете эти слова? (Это значит, что Иванушке стало сильно жарко.)

— Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.)

- Число 3 – число волшебного мира.

- Какие слова в этом отрывке повторялись (Шли-шли, идут, идут.)

- Есть такое предложение: "ШЛИ-ШЛИ - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает".

– Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются.

- Найдите в сказке нужный эпизод и зачитайте. Не забываем голосом и интонацией выделять речь наших героев.

Дети читают по ролям около макета телевизора.

– Ребята, именно это предложение («Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца») является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет.

- А что было бы если бы Иванушка не напился водицы? (не было бы сказки, не было бы волшебства)

– Далее идёт основной сюжет сказки. (чтение учителем)

- Кого встретила Аленушка (купца)

- А кто такой купец? (богатый торговец, тот, кто торговал.)

– Что предложил Алёнушке купец? (замуж)

Физминутка:

- Как напился Иванушка из козьего копытца водицы? (две ладошки складывают лодочкой, изображают, как пью воду)

- Покажите, как расстроилась Аленушка, когда Иванушка превратился в козленка? (качают головой)

- как стучал копытцем Иванушка? (топают три раза правой ногой, потом левой)

- Как обрадовались Аленушка и Иванушка, когда встретили купца? (хлопают в ладошки с соседом по ряду, потом по парте)

- Сказка на этом закончилась? (нет)

- Какие события дальше ожидают наших героев? Вспомните данный фрагмент сказки, найдите и прочитайте его.

– Какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло (Алёнушка пошла купаться с незнакомкой. А это оказалась ведьма)

– Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет. Это очень опасно.)

- Какой была ведьма? Дайте словесное описание. (коварной, жестокой, умной, глупой, осторожной, хитрой, злой)

- Объясните, почему ведьму «никто не распознал», только Иванушке все было ведомо (он все видел, как ведьма оборотилась в Аленушку и хотела погубить Иванушку)

– Зачем побежал козлёнок на речку?

– Прочитайте, что ответила ему Алёнушка?

– Как козлёнок звал свою сестру : весело или печально? (ролевое чтение (озвучивание фрагмента мультфильма)

- Как раскрылся хитрый замысел ведьмы? (пошел слуга на реку, чтобы привести козленочка и услышал, как он жалобно сестрицу из воды зовет)

– Как заканчивается сказка?

- Было ли волшебство в конце сказки? (да, козленок превратился обратно в Иванушку)

- Найдите предложение, которое ставит точку в развитии сюжета.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, логические УД;

Коммуникативные: планирование, постановка вопросов,

Регулятивные: постановка учебной задачи на то, что еще не известно, предвосхищение.

5. Первичное за­крепление с прого­вариванием во внешней речи

- Как ещё может закончиться сказка?

- Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром, и часто используются такие слова…

- Кто является главным героем сказки? (Аленушка, Иванушка, купец, ведьма)

- Давайте превратимся с вами в художников и дадим словесный портрет каждому герою сказки.

– Почему люди, сочинившие сказку, использовали слова: Аленушка — а не Алена; Иванушка — а не Иван, копытце — а не копыто; козленочек, жеребеночек — а не козленок, жеребенок?

– Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание только потому, что они не оставили друг друга в беде и любили друг друга.

Личностные: нравственно-этическая ориентация;

Познавательные: общеучебные УД, логические УД;

Коммуникативные: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: контроль, коррекция

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Групповая работа:

- Сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила дружной работы.

1. Охарактеризуйте героев сказки выбрав правильный вариант:

ВЕДЬМА – злая, жестокая, хитрая.

АЛЁНУШКА – добродушная, ласковая, заботливая.

ИВАНУШКА – глупый, непослушный.

КУПЕЦ — добрый, преданный, любящий (необходимо соединить стрелочками подходящий вариант)

Работа в парах:

2. Расставьте слова в пословицу так, чтобы добро побеждало зло:

зло, добро, на, делая, не надейся (Делая зло, на добро не надейся)

- Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему учит нас эта сказка?

Личностные: смыслообразование;

Познавательные: действия постановки и решения проблем;

Коммуникативные: разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

7. Включение в систему знаний и повторение

Давайте повторим:

- Почему же сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" - волшебная?

– А. С. Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Вы согласны с этим высказыванием?

– Какой урок нам дала эта сказка (Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде)

Домашнее задание: Подготовить пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Личностные: нравственно-этическая ориентация;

Познавательные: действия постановки и решения проблем;

Коммуникативные: решение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: оценка, саморегуляция

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Выберите и продолжите любое предложение:

• На уроке я узнал…

• Сегодня я сумел…

• Я похвалил бы себя за…

– Оцените свою работу. С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите соответствующие смайлики.

Личностные: нравственно-этическая ориентация;

Регулятивные: коррекция, оценка, саморегуляция.

Прикреплённые файлы:

alenushka_d2n8r.pptx | 1664,75 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» .

Конспект урока «Буквы «И, Ы после Ц» в 6 классе .

Конспект урока в 1 классе «День знаний» 1 класс День Знаний Цель: создать праздничное настроение от встречи со школой, поддержать настрой на учебную деятельность Задачи: познакомить.

Конспект урока по математике в 3 классе «Скорость» .

Конспект урока русского языка во 2 классе Краткосрочный план урока русского языка № 31 Раздел: Моя семья и друзья. Лексическая тема: Правила дружбы. Школа: №4 Дата: 25.10. 2018г.

Конспект урока в 3 классе «Склонение имен существительных» Тип урока: Усвоение новых знаний. Вид урока: Урок - исследование. Технология: информационно-коммуникативная Методы: интерактивные, работа.

Конспект урока математики в 1 классе «Числа и цифры от 6 до 9» Цели: учить писать цифру 2 и выполнять счёт предметов до 10; закреплять умение сравнивать предметы; продолжить формирование умений прямого.

План-конспект урока по математике в 4 классе «Диаграммы» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по математике в 4 классе Тема урока: Диаграммы Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием.

Конспект урока по математике в 1 классе «Перестановка слагаемых» Урок математики в 1 классе Тема: Перестановка слагаемых. Цели: • Образовательные: Ознакомление с законом перестановки слагаемых, формирование.

Конспект урока во 2 классе «Табличное деление на 2» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» во 2 классе
Опубликовано: 19 октября 2018 в 18:13
+95Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД