Папки-передвижки

Конспект урока технологии «Сервировка праздничного стола. Правила поведения за столом» в 7 классе

Лариса Болотникова
Конспект урока технологии «Сервировка праздничного стола. Правила поведения за столом» в 7 классе

Конспект урока по теме:

«Сервировка праздничного стола. Правила поведения за столом»

7 класс

учитель - Болотникова Лариса Михайловна

Цель урока:

1. Формировать у детей навыки праздничной сервировки стола и навыки столового этикета.

2. Познакомить с предметами сервировки, историей их появления.

3. Развивать эстетический вкус при складывании салфеток, сервировке стола.

4. Развивать внимательность, аккуратность, самостоятельность.

Задачи:

Публикация «Конспект урока технологии „Сервировка праздничного стола, Правила поведения за столом“ в 7 классе» размещена в разделах

Образовательные:

• познакомить с правилами и предметами сервировки;

• учить сервировать индивидуальное место согласно меню;

• закрепить правила поведения за столом;

• показать различные варианты оформления и украшения стола;

• научить складывать салфетку «Лилия».

Развивающие:

• развивать мелкую моторику при складывании салфеток;

• развивать мышление, память;

• развивать эстетический вкус.

Воспитательные:

• воспитывать в детях чувство прекрасного;

• воспитывать культурное поведение за столом.

Учебно-методический комплекс:

мультимедийная установка, фото сервировки стола, карточки с картинками, набор посуды и столовых приборов, скатерть, салфетки, ваза для цветов, элементы декорирования стола, карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

1. Организационный момент:

2. Вступительное слово:

Праздник – это всегда хорошее настроение, встреча с друзьями и родными, веселье и, конечно, праздничный стол, с аппетитными и вкусными блюдами. Хозяйки стараются приготовить изысканные и разнообразные деликатесы, чтобы порадовать своих домочадцев и гостей. Для праздничного стола большое значение имеет правильная и красивая сервировка, и декорирование стола.

Сервировка стола – это правильное грамотное расположение приборов и блюд и декоративное оформление, благодаря которому можно создать домашнюю уютную атмосферу или нарядную обстановку, соответствующую торжеству. Общее убранство стола должно быть оформлено в общем едином стиле, не перегруженным лишними столовыми и декоративными элементами и соответствовать тематике праздника.

Сейчас столько много вкусной еды, которую удобно есть при помощи ножа и вилки, а некоторые морепродукты и вовсе специальными приборами. Очень трудно порой сказать человеку, что он не умеет правильно и красиво есть. Такое замечание часто вызывает обиду. Поэтому лучше, если человек сам овладеет этой несложной наукой.

А сегодняшний урок пополнит ваши знания о том, как красиво и правильно накрыть стол, правильно есть и пить, как пользоваться столовыми приборами, как вести себя за столом. Ведь, как и в древние времена, красиво накрытый стол – гордость любой хозяйки. Итак, тема сегодняшнего урока: “Сервировка праздничного стола и правила поведения за столом”.

3. Целевые установки на занятие:

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей некоторых столовых приборов, правилами этикета, некоторыми приемами сервировки стола, научимся красиво оформлять его при помощи салфеток, и я надеюсь, что полученные на уроке знания помогут вам в жизни.

4. Формирование новых знаний, умений, навыков.

- Послушайте одну поучительную историю:

…Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»

- Входи! — ответила старушка, выглянувшая в окно. — Я здесь живу с моими внуками.

Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.

- Фу, как противно! — Подумала Даша. — Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.

И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб…

- Как вам не стыдно так некрасиво есть! — в слезах крикнула Даша.

Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.

- Извините, — вздохнула Даша, — но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.

- Почему она ушла?

Как вести себя за столом:

1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков — это некрасиво.

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.

6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.

7. Гарнир — овощи, картошку, макароны — набирай на вилку с помощью хлебной корочки или ножа.

8. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

9. Не ешь с ножа — это некрасиво, да и можно поранить рот.

10. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо – их

легко разломить вилкой.

11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку — в левой.

12. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко

рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.

13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо

попроси передать.

14. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок

получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.

15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязный нож и вилку на скатерть не

клади.

16. За едой не читай — это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

17. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу — это некрасиво и невежливо.

- Что же такое сервировка стола?

Сервировка стола — это подготовка и оформление стола для приёма пищи.

Предварительная сервировка создаёт не только приятную обстановку, но и определённый порядок на столе, обеспечивая присутствующих всеми необходимыми предметами и приборами. Красиво убранный стол, на котором удобно расставлены все необходимые предметы и оформленные блюда, вызывает приятное чувство и повышает аппетит. Сервировать стол надо повседневно, а не только для гостей и в праздничные дни. Это поможет выработать привычку кушать опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой, что является необходимым для каждого культурного человека.

Основная цель сервировки – удобство, опрятность и приятный вид стола.

- Что необходимо для того, чтобы накрыть стол?

1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда)

Историческая справка.

Первая в России фабрика по производству посуды была построена купцом А. Гребенщиковым в 1724 г. в Москве в Алексеевской слободе. Там производили фаянсовую посуду белого цвета, покрытую эмалью.

Вилка — это столовый прибор с интересной судьбой. В ХI веке у нее был только один зубец, а к началу ХХ века — четыре.

Первая вилка в виде золотого шильца на ручке из слоновой кости была изготовлена в Византии. В Римской империи пользовались уже двузубыми вилками. В Россию вилку привезли из Польши в начале XVII века. В то время истинно русским прибором считалась только ложка. Появление вилки при царском дворе даже стало поводом для заговора. Считали, что вилка доказывала нерусское происхождение того, кто ею пользовался.

Ложка — один из самых распространенных предметов европейского столового прибора.

Это говорит о большой доле жидких вязких блюд в меню европейцев.

Первые серебряные ложки на Руси были сделаны в 998 году для варяжской дружины князя Владимира Святославовича.

2. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)

Ставят в их центре стола. Цветы не должны быть высокими и иметь резкий запах. Можно оформить стол любыми цветами, в т. ч. искусственными, ветками, листьями, а также гирляндами из цветов.

3. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор)

Историческая справка.

В 17 веке начал формироваться современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек). Вилка получила всеобщее распространение и приобрела ту форму, которую она имеет и по сей день — с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами. Ложку стали делать плоской, а нож получил закругленный конец.

4. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка)

Историческая справка.

Салфетка — обязательный элемент сервировки стола. Надо сказать, что в Древней Греции около 3500 лет тому назад было принято, что во время еды раб или слуга утирал своему хозяину губы листком фигового дерева. Можно считать, что салфетки впервые стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет тому назад. В знаменитых домах ее шили из полотна и украшали вышивкой в виде вензелей из инициалов хозяина дома. Гости нередко уносили с собой эти красивые салфетки. В богатых семьях салфетки гостям меняли после каждого блюда. Их украшали художественной вышивкой из серебряных и золотых нитей.

2. Она — основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее — лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть)

Столы накрывают чистыми, хорошо отутюженными скатертями. Под скатерть кладут мягкую ткань, чтобы уменьшить стук посуды.

Физкультминутка

Итак, для того, чтобы накрыть стол, нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда, цветы и специи.

Последовательность сервировки праздничного стола:

1. Накрывают стол скатертью

2. Расставляют тарелки

3. Раскладывают столовые приборы

4. Расставляют стеклянную и хрустальную посуду

5. Складывают и расставляют салфетки.

6. Ставят цветы, расставляют наборы для специй.

Практическое задание: сервировать Новогодний праздничный стол.

Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. На столе не должно быть лишних предметов.

На скатерть кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки. Салфетка - обязательный предмет. Она предназначена для индивидуального пользования. Ее в развернутом виде кладут на колени, чтобы предохранить одежду от случайного попадания пищи. Вытирать губы полотняной салфеткой за столом не положено. Можно лишь приложить салфетку к губам до и после питья, после каждого блюда. Однако лучше для этой цели использовать бумажные салфетки, которые ставят на стол в специальной подставке.

По окончании еды салфеткой слегка касаются губ и кладут справа от тарелки.

На салфетку ставят закусочную тарелку. Справа и слева от закусочной тарелки размещают закусочные приборы. Вилку располагают слева от тарелки зубцами вверх, нож — справа лезвием к тарелке, чайную ложку можно положить справа у ножа или перед тарелкой.

Справа перед кончиком ножа ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, причем ручка ее должна быть повернута к правому плечу сидящего.

По окончании еды тарелку не отодвигают от себя, на нее кладут приборы параллельно друг другу ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.

Во время еды пользуются вилкой и ножом. Нож держат в правой руке, а вилку — в левой. Если едят только вилкой, то ее берут в правую руку. Не берут нож, вилку, ложку близко к основанию, Нельзя есть ложкой, то, что положено есть вилкой. Брать на вилку надо столько, чтобы с нее не падало. Если едят вилкой и ножом, то ножом подправляют пищу, которую берут вилкой. Этикет надо соблюдать не только в гостях, но и дома, за семейным столом.

Складываем салфетку «Лилия»

1. Салфетку сложите по диагонали.

2. Совместите левый и правый углы с вершиной треугольника.

3. Сложите салфетку пополам по горизонтальной оси.

4. Отогните вершину верхнего треугольника.

Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям:

• соответствовать мероприятию — строго сочетаться с меню подаваемых блюд и закусок;

• отражать тематическую направленность застолья (Новый год, день рождения);

• быть эстетичной — гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками;

• все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.

6. Заключительная часть. Домашнее задание: ответить на вопросы теста.

7. Подведение итогов, оценки.

Сегодня, ребята, мы с вами узнали как красиво и правильно сервировать стол, рассмотрели один из вариантов оформления стола. Данные знания пригодятся вам в дальнейшем при организации и проведении семейных праздников или встреч с друзьями.

Карточки

Тестовые задания по теме «Сервировка стола»

1. Ты садишься за сервированный разнообразными столовыми приборами стол, перед тобой на тарелке лежит накрахмаленная салфетка. Что ты будешь с ней делать?

А. Разверну и положу на колени

Б. Разверну и положу на грудь

2. У твоей тарелки лежит несколько ножей и вилок. Какими приборами ты воспользуешься сначала?

А. Теми, что лежат дальше от тарелки

Б. Теми, что лежат ближе к тарелке

3. Тебе подали второе мясное блюдо. Как ты будешь есть его?

А. Сразу разрежу весь кусок мяса на мелкие кусочки

Б. Буду резать мясо на кусочки постепенно, по мере того, как буду их съедать

4. Можно ли в гостях взять второй раз понравившееся блюдо?

А. Можно

Б. Это неприлично

5. Если ты хочешь попробовать блюдо, которое стоит далеко от тебя, как ты поступишь?

А. Не буду никого утруждать и дотянусь до него сама

Б. Попрошу соседей передать его мне

6. Принято ли в гостях съедать все, что лежит в твоей тарелке?

А. Съедать надо все

Б. Часть кушанья надо оставить на тарелке

7. Если тебе не нравится предлагаемая в гостях еда, как ты поступишь?

А. Поблагодарю хозяйку за внимание и откажусь, не объясняя причины отказа

Б. Объясню хозяйке, почему я не хочу предложенного блюда

8. Как надо брать хлеб из хлебницы?

А. Рукой

Б. Вилкой

9. Ты обедаешь в кафе, где обслуживает официант. Ты закончила обедать и хочешь показать официанту, чтобы он убрал тарелку. Что ты сделаешь?

А. Положу нож и вилку параллельно друг другу ручками вправо

Б. Положу нож и вилку на тарелке накрест

Публикации по теме:

Правила поведения за столом Красиво сесть за стол. Мужчины и мальчики помогают дамам. Кавалер, ухаживающий за дамой, легко и красиво отодвигает стул от стола. Надо.

Конспект занятия «Сервировка стола» Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся.

Сервировка стола в дошкольном образовательном учреждении. Столовый этикет Актуальность: Данная тема актуальна в современном мире, т. к. успех сервировки стола является завершающим элементом перед непосредственной.

Фотоотчет «Сервировка стола»Фотоотчет «Сервировка стола» Подготовительная группа. "Золушка" Посильная и интересная работа доставляет детям радость. А это – основа для воспитания в дальнейшем.

Конспект урока по технологии во 2 классе «Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами» Конспект урока по технологии подготовила учитель начальных классов Павлова Анастасия. Тема: «Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями.

Конспект урока технологии в 1 классе «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Тема: Региональный компонент. «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Цель: Сформировать представление об орнаменте, их разнообразии и.

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Правила поведения за столом» Цель:Прививать детям навыки культурного поведения за столом, показать важность соблюдения правил столового этикета. Задачи:1. Отрабатывать.

Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании.

Конспект урока по технологии в 7 классе для девочек «Виды теста и выпечки» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа Разработка урока по технологии.

Разработка урока «Сервировка праздничного стола» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: • повторить и закрепить знания и умения по теме: «Сервировка праздничного стола»; • развивать коммуникативные способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока технологии «Сервировка праздничного стола. Правила поведения за столом» в 7 классе
Опубликовано: 23 декабря 2018 в 05:33
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД