Конспект урока истории в 10 классе по теме «Царствование Павла I»

Эмма Еруткина
Конспект урока истории в 10 классе по теме «Царствование Павла I»

Конспект урока в 10 классе.

Тема: «Царствование Павла I»

Тип урока : получение новых знаний

Цели: пробуждение интереса к историческому деятелю

Задачи урока:

Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к изучению царствования Павла I ;

Создать условия для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием;

Создать условия для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения;

Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

УУД:

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия

Оборудование: фрагмент фильма о Павле I, фрагменты исторических документов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивацинный блок.

Давайте обратим внимание на экран компьютера. Нам представлен портрет некоего человека.

- Какую характеристику можно дать этому человеку? (Ответы учеников)

- Познакомьтесь с характеристикой этого же человека. Но ее дал историк, живший в 19 веке.

Текст 1 (В. О. Ключевский)

«Он жил в окружении взрослых, неся на своих худеньких плечах тяжелую ношу придворного церемониала и интриг, один, без участия родителей, не интересовавшихся сыном. Общество мам и нянек, окружавших ребенка, оказало на него плохое влияние: рассказы о домовых и привидениях сильно действовали на воображение впечатлительного мальчика – иногда от страха он прятался под стол и всю жизнь боялся грозы. Мать не любила сына. У нее всегда для него вид государыни, холодность, невнимательность – никогда матерью не являлась. Мальчик не знал детства, а со смертью бабушки лишился женского общения и ласки. Он часто выражал нетерпеливость – «слезки даже наворачивались». Он необычайно впечатлителен, с сильно развитым воображением. Он быстро усваивал себе, что говорилось другими, при этом показывая вид, что не слышит».

- Какие еще черты характера вы можете добавить к уже имеющимся?

Постановка учебных задач и проблемы урока.

- Взгляните на еще один портрет- это император Павел I. Прочитайте еще одну характеристику.

Павел I родился в 1754 г. Он был сыном Екатерины II и Петра III.

Елизавета Петровна отняла Павлушу у родителей сразу же после рождения. Она поместила его в собственные покои, отстранив мать и отца от воспитания.

Лучшие образованные люди обучали цесаревича истории, географии, французскому и немецкому языкам, заставляли читать произведения французских философов.

Павел был одаренным ребенком, быстро усваивал новые знания. Свои недостатки -отсутствие терпения, непостоянство, резвость и неусидчивость -Павел осознавал и честно пытался исправиться.

Потрясением для него было известие о насильственной смерти отца Петра III.

Воцарение Екатерины еще более отдалило ее от сына. Павел жил и воспитывался вдали от матери. Возможно, она видела в нем истинного наследника, у которого насильно забрала престол.

Павел был женат дважды.

После смерти первой жены, Екатерина решила остановить свой выбор на принцессе Софии-Доротее. Посредником в сватовстве выступил король Пруссии Фридрих Великий, который увидел в этом браке и собственные выгоды. Он предложил устроить встречу будущих жениха и невесты в Берлине.

В этом же году Павел Петрович в сопровождении небольшой свиты выехал в Берлин. Наследник русского престола был удостоен почестей с овациями. Торжества в его честь и восторг народа к своему королю оставили навсегда в душе Павла Петровича неизгладимый след, сделав его до конца дней восторженным почитателем Фридриха II.

Брак был счастливым. В семье родилось много детей.

Сыновей Александра и Константина бабушка, Екатерина II забрала к себе. Родителям отводилась второстепенная роль в воспитании сыновей.

В 1783 году после рождения в семье первой дочери, Екатерина II подарила сыну Гатчину.

Это была охотничья усадьба, окруженная большим парком среди озер.

Гатчина стала любимым местом пребывания Павла Петровича, где он создал маленький мир, который обустраивал лично, в соответствии только со своими взглядами и желаниями. Здесь проводились парады, смотры и учения вверенных ему батальонов, которые он переодел и обучил на прусский манер. В Гатчине были построены больница, школа, церкви, поставлены фарфоровая и стеклоделательная мануфактуры

Только в своем владении Павел был самим собой. Он шутил и смеялся, играл в волан и жмурки, много танцевал.

Оставаясь один, он размышлял о будущем России, разрабатывал программу развития страны, из которой что-то осуществит, став императором.

Весь период царствования Екатерины Павел ждал момента, когда власть перейдет к нему. Ходили слухи о том, что Екатерина хотела передать власть не Павлу, а его сыну Александру.

В 1796 г. Екатерина II скончалась, правителем России стал Павел I.

- Что вы можете сказать о его чертах характера?

- Какие его личностные качества вы можете назвать?

- На ваш взгляд он хороший человек?

3. Проблемный вопрос

Итак, император Павел – хорошо образован, знает иностранные языки, хороший семьянин, многодетный отец. Однако, он правил всего лишь 5 лет, и был свергнут в результате заговора.

- Как вы думаете? Почему?

- Как мы сможем ответить на этот вопрос?

Изучив его внутреннюю и внешнюю политику, мы сможем ответить, почему правление императора Павла было таким коротким.

Проблему сформулировали, теперь назовите тему урока (учащиеся называют тему)

Царствование Павла I

4. Изучение нового материала. Решаем проблему, открываем новые знания.

Создавая любой проект, нам необходимо работать с информацией, с ее различными источниками.

Работа с материалами для обсуждения. Во время чтения заполнять таблицу внутренняя и внешняя политика императора Павла.

Материалы для обсуждения:

1. Из Закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года.

Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, которым по любви к отечеству избираем наследником, по праву единственному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем все его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы у меня сыновей было; что и есть первородство…

По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в котором наследует ближняя родственница последнее-царствовавшего рода выше упомянутого сына моего, а в недостатке оной, то лице мужеское или женское, которое заступает её место, наблюдая, что мужеское лице предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление…

2. Из Манифеста Павла I 1797 года.

Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий научает нас седьмый день посвящать Ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися восприять священное миропомазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред Творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении, достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям.

3 .“О мелочной регламентации жизни свидетельствуют многие распоряжения Павла, но, пожалуй, ярче иных вот это.

1) “Однажды во время маневров на Царицыном лугу в Петербурге Павел остался очень недоволен маневрами и прохождением одного из кавалерийских полков и закричал: “Направо! Кругом! В Сибирь, марш!”

Полк двинулся немедленно в Сибирь, Павел вскоре одумался и послал вслед фельдъегеря, который и возвратил полк обратно в Петербург, догнав его неподалеку от Новгорода”.

Балязин В. Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. - С. 139-140.

2) Записки Н. А. Саблукова о Павле I и перевороте 11 марта 1801 г.

“Стремительный характер Павла и его чрезмерная придирчивость и строгость к военным делали эту службу весьма неприятною. Нередко за ничтожные недосмотры и ошибки в команде офицеры прямо с парада отсылались в другие полки и на весьма большие расстояния. Это случалось настолько часто, что у нас вошло в обычай, будучи в карауле, класть за пазуху несколько сот рублей ассигнациями, дабы не остаться без денег в случае внезапной ссылки. Мне лично пришлось три раза давать взаймы деньги своим товарищам, которые забыли принять эту предосторожность. Подобное обращение, естественно, держало офицеров в постоянном страхе и беспокойстве, благодаря чему многие совсем оставляли службу и удалялись в свои поместья, другие же переходили в гражданскую службу…Благодаря этому… производство шло у нас чрезвычайно быстро, особенно для тех, которые имели крепкие нервы…”

Цареубийство 11 марта 1801 года. – СПб., 1907.- С. 39,40,84-85.

3) “После одного из парадов, бывшего в самые крещенские морозы, император Павел увидел молодого поручика, чья треуголка была осыпана снегом так сильно, что создавалось впечатление, будто она обшита белым плюмажем.

– У вас белый плюмаж, сударь, - заметил император. А надо сказать, что белый плюмаж носили на треуголках только бригадиры, чей чин был выше полковничьего и ниже генерал-майорского. Чин же поручика в “Табели о рангах” был всего лишь третьим снизу.

– По воле Божьей! – отвечал поручик.

– Ну, что же, - ответил Павел. - Я никогда против воли Божьей не иду. Поздравляю бригадиром!”

4)1 декабря 1797 года Павел отдал военному губернатору Петербурга, которым был тогда Аракчеев, приказ, состоящий из многих пунктов, и среди прочего повелел:

Чтоб более было учтивостей на улицах, воспрещается всем ношение фраков; запрещается всем носить всякого рода жилеты, а вместо оных – немецкие камзолы;

Не носить башмаков с лентами, а иметь оные с пряжками, также сапогов, ботинками именуемых, и коротких, стягиваемых впереди снурками и с отворотами;

Не увертывать шею безмерно платками, галстуками или косынками, а повязывать оные приличным образом без излишней толстоты;

Всем служащим и отставным с мундирами офицерам запрещается в зимнее время носить шубы, а вместо их позволяется носить шинели, подбитые мехом;

Запрещается танцевать вальс;

Примечено здесь в городе, что не соблюдается между обитающими должная благопристойность, даже до того, что, повстречаясь где бы то ни было, снимал шляпу, подтвердя строго сие наблюдать полицейским чинам, и в противном сему случае брать под караул;

Чтоб никто не имел бакенбард;

Чтоб публичные собрания не именовались клубами;

Чтоб в проезде государя императора всякий мимо идущий и проезжающий останавливались;

Чтоб всякий выезжающий из города, куда бы то ни было, публиковался в газетах три раза сряду;

Воспрещается ношение синих женских сюртуков с красными воротниками и белою юбкою;

Прошу сказать всем, кто ордена имеет, чтоб на сюртуках, шубах и прочем носили звезды. ”

Балязин В. Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. - С. 131-132

5) “По высочайшему его императорского величества повелению всем вообще подтверждается, что всяк, дерзнувший по двухкратной просьбе ещё утруждать его императорское величество, имеет быть посажен в тюрьму на месяц”.

Балязин В. Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. - С. 1

Важным направлением внутренней политики стало ограничение дворянских прав и привилегий. В 1799 г. были ограничены дворянские привилегии, предоставленные Жалованной грамотой 1785 г. По существу, серию его актов в этом направлении можно назвать как “Разжалованная грамота дворянству”. Являться в полки всем записанным в них с детских лет дворянским детям. Был запрещен свободный переход из военной службы в службу гражданскую. Были введены телесные наказания дворян за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения. Дворяне были обложены налогами на содержание местной администрации.

Вопросы для обсуждения.

-Чем, на ваш взгляд, объяснялась необходимость принятия манифеста о престолонаследии 5 апреля 1797 года?

- Какой порядок наследования престола он устанавливал?

- Чем объяснял Павел населению, и в первую очередь помещикам, необходимость запрета привлечения крестьян к работам в выходные дни?

- Проанализируйте политику Павла I по крестьянскому вопросу. Можно ли считать её противоречивой? Свою точку зрения аргументируйте.

- Как вы считаете, с чем связана такая мелочная регламентация всех сторон жизни подданных со стороны Павла? Только ли особенностями его характера?

- Какие права и привилегии дворян были отменены императором?

Физминутка «Пожелаем друг другу.»

- Давайте ребята немного отвлечемся. Проведем физминутку «Пожелаем друг другу.».

(учащиеся передают друг другу мяч с пожеланием: удачи, здоровья, хорошего друга, получить «5», счастья, успехов, хорошего настроения, добра, мира, все получилось на уроке, стать отличником).

Внешняя политика. Просмотр документального фильма о Павле и ответы на вопросы:

- Какие изменения произошли во внешней политике в правление Павла?

В марте 1801 года император был убит в результате заговора гвардейских офицеров.

5. Подведение материала.

Давайте вновь вернемся к вопросу нашего урока.

- Почему император Павел правил всего 5 лет? Как вы думаете, что могло стать причиной заговора против императора? (недовольство дворян наступлением на их права и привилегии, мелочный контроль над многими сторонами жизни, резкие изменения во внешней политике)

-Скажите изменилось ли ваше отношение к Павлу I?

6. Рефлексия.

- Ребята, закончите предложения: • На уроке я работал (а).

• Своей работой на уроке я.

Урок мне показался.

• На уроке я узнал (а).

• Мне запомнилось больше всего.

• Материал урока мне был.

Публикации по теме:

Конспект урока математики в 3 классе по теме «Доли» Тема урока: Доли. Класс: 3 УМК: Школа России Предметная область : математика Место урока в курсе: урок в теме «Числа от 1 до 100» Тип урока:.

Конспект урока «Окружающий мир» в 4 классе Тема: «Чудо-волны» Цель: сформировать представления о свойствах света и звука; формировать умения ра-ботать с дополнительной литературой,.

Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Учитель физики Мальцева Елена Васильевна Цели урока:.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект урока истории в 10 классе по теме «Царствование Павла I»
Опубликовано: 5 января 2019 в 20:52
+124Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Встречайте: мы на арене цирка!»
Доброго времени суток, дорогие коллеги! Кажется, несколько дней назад мы так активно готовились к новогодним утренникам! А уже прошло три недели. В этот раз...
Фотоотчёт о мероприятиях в средней группе ДОУ, посвященных Дню матери
В рамках празднования международного Дня Матери в нашей группе «Затейники» в ноябре 2018 г. был реализован проект «Милая мама». Тип проекта :...
Викторина «Донской край» в подготовительной группе
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи: - закреплять знания детей о Донском крае; - развивать память,...
Развитие артистизма у детей дошкольного возраста средствами хореографии
Артистизм – это способность красиво и впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника, как важный элемент в исполнении...
Фотоотчет о первом занятии-экскурсии в бассейне ДОУ
Наверное, нет на свете ребенка, который не любит игры в воде. Зачем малышей водить в бассейн? Многие скажут, что...