Ольга Лобанова
Конспект в подготовительной группе с ОВЗ «Шахматная фигура Ладья» (игровая практика) с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности
воспитателя с детьми подготовительной группы с ОВЗ
по теме
«Шахматная фигура Ладья» (игровая практика)
(с использованием информационно-коммуникативных технологий)
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная
Коррекционно-образовательные цели:
уточнить и расширить представление о шахматной фигуре «ладья»;
Публикация «Конспект в подготовительной группе с ОВЗ „Шахматная фигура Ладья“ (игровая практика) с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «Ладья» в игровой практике на шахматной доске посредством дидактических игр;
упражнять в умении ходить ладьёй, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьёй на шахматной доске;
формировать навык предвидения события на шахматной доске на один ход вперёд с помощью использования в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
Коррекционно-развивающие:
развивать логическое мышление;
развивать зрительное внимание;
развивать ориентировку в пространстве.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать чувство любви к игре в шахматы;
воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
воспитывать чувства такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: фрагменты шахматных досок (2Х2, 2Х3, 3Х3) по количеству детей, карточки-диаграммы с заданиями, шахматные доски, демонстрационная шахматная доска, напольная шахматная доска, учебно-развивающей интерактивной программы для дошкольников «Карвин в шахматном лесу».
I. Организационный момент
В. : Ребята, о какой фигуре говорится в стишке:
Она имеет крепкий вес, матует там и здесь.
Хоть она не грациозна к ней относятся серьезно.
И словно подлодка прямою наводкой
В несчастного короля прицельно стреляет. (ладья)
В начале занятия вспомним вместе с детьми всё о шахматной фигуре «Ладья»: её место в начальной позиции перед шахматной партией, как она ходит, как бьёт (можно предложить кому-нибудь из детей, по желанию, показать все это на демонстрационной доске).
II. Основная часть.
Разыгрывание позиций на фрагментах доски.
В. : ребята, возьмите на столах маленькие шахматные досочки состоящие из четырёх клеточек. Посчитайте сколько на ней белых клеточек (две, сколько на ней черных клеточек (две). Сейчас мы будем разыгрывать коротенькие позиции. Вы будете играть за белых на своих досочках, а я за белых.
1 2 3 4
Расставьте на ней фигуры как показано на диаграмме под номером 1.
Воспитатель показывает последовательность размышлений: белая ладья нападает на две черные ладьи сразу, по вертикали и по горизонтали. Обе ладьи без защиты. Поэтому можно побить любую: по вертикали или по горизонтали. Например, мы побьём вверх. Тогда чёрные делают ход своей ладьёй в любом направлении и ставят её под бой. Т. е. при любом ходе белых, белые выигрывают. Далее, дети выполняют задание на доске с помощью передвижения фигур.
Упр 2: Размышления воспитателя или можно предложить рассказать последовательность разыгрывания позиции желающему ребёнку. На доске 4 ладьи (две белых и две чёрных). Ход белых. В этой позиции любая ладья должна побить чёрную ладью по вертикали или по горизонтали. Тогда ответным ходом чёрные могут или побить белую, которая находится под защитой, или пойти на свободное поле, поставив себя под бой. Т. е. при любом ходе белых, белые выигрывают. Далее, дети выполняют задание на доске с помощью передвижения фигур.
Упр 3: по аналогии двух первых упражнений: ход белых. Белая ладья не нападает. Значит делаем ход. Напасть на ладью мы не можем, т. к. если мы на неё нападём, то подставим себя под бой. Чёрная ладья защищает у нас две белых клетки, поэтому белая ладья не может пойти в сторону и вверх на белую клетку – её побьют. Значит, мы можем пойти вверх по вертикали на черную клетку а3. Тогда черные могут пойти только вниз по вертикали на клетку «бэ»1. В этой позиции при точной игре двух игроков – ничья. Далее, дети выполняют задание на доске с помощью передвижения фигур (воспитатель может «случайно» ошибиться, подставив себя под бой. Выполнив, при этом две задачи: 1 - проверить увидит ли ошибку ребёнок и 2 – доставить ребёнку радость победы)
Упр 4: по аналогии трёх первых упражнений: опять ход белых. Белая ладья нападает на чёрную ладью, но она находится под защитой. Поэтому бить её нельзя. Смотрим, на какое поле может сделать ход наша ладья. Белая ладья может пойти только на свободное поле «бэ»2. Тогда ответным ходом черные могут только напасть на белую под своей защиты. И опять белая ладья не сможет побить черную и должна будет уйти на сводное поле. В этой позиции при точной игре двух игроков – ничья. Далее, дети выполняют задание на доске с помощью передвижения фигур (воспитатель может «случайно» ошибиться, подставив себя под бой.
Физкультминутка:
В. : Ребята, мы сейчас кто то превратится в тяжелые башни, а кто то в лодки – ладьи. И на напольной шахматной доске вы будете передвигаться как шахматная фигура ладья.
Далее воспитатель предлагает разбиться на пары. Сесть за столы и положить между противниками шахматную доску.
В. : сколько соперников играют за шахматной доской (два: один – из них белыми фигурами, а другой – черными).
В. : Как располагается шахматная доска между партнерами (правое угловое поле должно быть белого цвета);
В. : Какие фигуры начинают игру первыми (белые).
Дети определяют с помощью разыгрывания каким цветом каждый из них будет играть, и получают задание:
«Разыгрывание позиции»: ладья против ладьи. Белые и чёрные фигуры ходят по очереди. Исходное положение – ладьи стоят в противоположных углах доски. Выигрывает тот, кому удается побить неприятельскую ладью.
При разыгрывании позиции «Ладья против ладьи» очевидно, что при безошибочной игре партнёров поединок закончится вничью: ведь нападать ладьёй на ладью нельзя- побьют! Обратить внимание детей на то, что необходимо следить, чтобы не подставить свою ладью под удар (т. е. не ставить её на горизонталь или вертикаль, на которой расположена неприятельская ладья, ведь если это произойдет, то ладья будет побита и выиграет соперник). Не торопите детей, а напоминайте им, чтобы они не спешили делать свой ход, а думали, куда лучше поставить свою ладью, чтобы не попасть под удар, и только после этого делали ход.
* Крестиком обозначены поля, куда не может пойти первым ходом белая ладья потому что будет побита черной ладьёй.
Продолжить работу парами за шахматной доской можно усложнив задание:
«Разыгрывание позиции»: две ладьи против двух. Более сложный вариант игры, в которой принимают участие две ладьи с обеих сторон. То заставляет держать в поле зрения сразу несколько своих фигур и фигур соперника, чтобы не допустить ошибки и не поставить свои ладьи под удар неприятельских фигур.
III. Заключительная часть.
Предложить детям шахматные игровые упражнения на закрепления хода и взятия ладьи с помощью учебно-развивающей интерактивной программы для дошкольников «Карвин в шахматном лесу».
Оценка работы детей на занятии.