Ирина Котина
Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы «Почему корабли не тонут?»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему корабли не тонут?
4 класс
Цель: уточнение представления детей о свойствах и связях объектов
окружающего мира.
Задачи:
Образовательные: выявить с детьми зависимость плавучести предметов от их формы, материала; установить наличие «поддерживающей» силы воды, действующей на предметы, погруженных в жидкость
Развивающие: развивать познавательный интерес, интерес к опытно-экспериментальной деятельности; логическое мышление, умение делать самостоятельно выводы из наблюдений.
Публикация «Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы „Почему корабли не тонут?“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Корабли. Конспекты занятий
- Начальная школа. 1-4 классы
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, внимательность, умение работать в подгруппах.
Ход занятия
Клуб юных исследователей Слайд
Здравствуйте! Рада видеть вас всех в клубе юных исследователей.
Ребята нравится ли вам делать открытия?
Я предлагаю вам стать сегодня настоящими учеными и провести настоящие исследования. Вы будете исследователями, а я вашим старшим научным сотрудником.
Уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами определим тему сегодняшнего исследования.
Введение в тему. (Слайд)
Смотрите, какая красивая, голубая наша планета! Почему она имеет такой цвет? И почему её называют «голубая планета»? Голубым цветом изображена вода.
Да. Вода – это все реки, моря и океаны нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Скажите мне, на чем можно путешествовать по воде?
(На корабле. Теплоходе. Пароходе. Яхте. Лайнере. Лодке. Паруснике.) Слайд
Современные танкеры, которые перевозят нефть, самые большие корабли в мире. Слайд
Почему же такие огромные и тяжелые корабли не тонут? Что позволяет им не только держаться на воде, но и перевозить тяжелые грузы?
Предположения детей, гипотезы. Тема слайд
Спасибо коллеги за ваши предположения, давайте проверим их опытно -экспериментальным путём.
Предлагаю пройти в наши лаборатории. Главное правило поведения в лаборатории слушать и выполнять наставления старшего научного сотрудника, т. е. меня.
Условия работы:
1. Ничего не трогать без разрешения
2. Отвечать четко.
3. Работать в группе, взаимодействовать с товарищами.
4. Уметь слушать товарища.
Лаборатория 1.
Опыт (стол) № 1 Тонет- не тонет (таблица)
Оборудование предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, перья; спичечные коробки, фольга, стеклянные шарики, ёмкость для воды.
- У вас есть различные материалы. Каждый из вас должен предположить, что с ним будет, если опустить его в воду – поплывут они или утонут.
Варианты ответов детей.
- У нас нет единого мнения о том, что произойдет с предметом, если его опустить в воду.
Проводим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы.
Вопросы:
– Какие предметы тонут?
– Все ли они лёгкие?
– Одного ли размера?
– Одинаково ли держатся на воде?
Все ли плавающие предметы одинаково держатся на воде?
(Нет, не все. Тарелка утонет, если в неё попадёт вода. Картонная коробка утонет, когда намокнет.)
Какое открытие мы сделали в этой лаборатории? предметы из разных материалов ведут себя в воде по – разному.
Не обязательно плавающие предметы должны быть лёгкие.
СТАВИМ ТАБЛИЧКУ (треугольник из бумаги перевернуть) Вес предмета
Вы успешно справились с первым этапом, переходим в лабораторию (столу) № 2
Опыт № 2
Оборудование: прибор для измерения силы - динамометр, грузило, емкость с водой,
Задача: в результате эксперимента нужно обратить внимание на то, что произойдет, если с помощью прибора подвешенный груз будем опускать в воду?
(Измерение силы выталкивания воды)
- Медленно опускайте груз в воду, длина пружины уменьшится.
Когда груз снова вытаскивают из воды, пружина снова растягивается. Груз становится в воде заметно легче, потому что вода давит на него, но недостаточно, чтобы вытолкнуть его наверх.
Какое открытие мы сделали в этой лаборатории?
Вывод: Со стороны воды на грузило подействовала сила выталкивания, направленная вверх. Поэтому уменьшилась длина пружины, т. е. грузило, погруженное в воду стало легче.
Какое открытие мы сделали? Вода обладает выталкивающей силой.
Эту силу воды первый обнаружил древнегреческий ученый Архимед (287 — 212 до н. э Слайд
СТАВИМ ТАБЛИЧКУ. Выталкивающая сила
Вы успешно справились с этим этапом, переходим в лабораторию № 3
Опыт № 3 (форма)
Оборудование: емкость с водой, кусок пластилина, полотенце.
Плавает ли пластилиновый шарик в воде? (Тонет).
Слепите из этого же пластилина лодочку и осторожно опустите её на воду. Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды. У воды есть ещё один секрет: на её поверхности может плавать и «тонущий» материал, главное - придать ему нужную форму.
Какой вывод можно сделать?
Плавучесть предмета не зависит от размеров, но зависит от формы предмета.
СТАВИМ ТРЕУГОЛЬНИК. Форма
Опыт (стол) № 4 (объём)
Возьмем металлическую пластинку и закрытую металлическую коробочку. Все они сделаны из одного материала. Из какого? (Из металла).
А пластинка какая? Плоская.
А коробочка какая? Объемная.
Давайте проведем с вами опыт. Опускает в воду металлическую пластинку и закрытую металлическую коробочку.
Что мы видим? Пластинка утонула. Коробочка осталась на воде.
Как вы думаете, почему? В коробочке, внутри, есть воздух. А если в предметах есть воздух – то они не тонут.
В банке тоже есть воздух. Только мы его не видим, ведь банка закрыта крышкой. Банка, наполненная воздухом, не тонет. Попробуйте, опустите ее в ванночку с водой. Что с ней произойдет? Она плавает.
Откройте крышку и снова опустите. Плавает она? Нет, она тонет.
Почему? Потому что весь воздух вышел.
(на корабле много отсеков заполненных воздухом.)
Какой вывод можно сделать?
СТАВИМ ТРЕУГОЛЬНИК. (объём)
Чем отличается вода в море и океане от воды в реках и озёрах? (солёная)
Предлагаю провести последний опыт.
Опыт (стол) № 5 (соль)
Возьмём стакан с чистой водой (неполный, сырое яйцо (картофель) и соль. Поместите в стакан яйцо (картофель, оно опустится на дно. Затем аккуратно подсыпайте в стакан соль и наблюдайте, как яйцо начнет всплывать.
Вывод: Соль помогает воде удерживать предметы.
Итак, коллеги, давайте подведем итог того, что мы сегодня узнали. Подтвердились ли ваши предположения, которые вы сделали в начале исследований? Так почему корабли не тонут?
(Весом, формой и объемом определяется, будет, плавать предмет, или не будет).
Сегодня вы, ребята, побывали в Клубе юных исследователей. Вы хорошо потрудились, разобрались в сложных вопросах и зарекомендовали себя великолепными учеными-исследователями. Я хочу вручить вам за хорошую работу сертификаты исследователей.
Удачи в экспериментах, юные исследователи!