Татьяна Савицкая
Конспект встречи в музыкальной гостиной «Знакомство с творчеством М. П. Мусорского»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Михайловский детский сад № 6» Ракитовский филиал
Конспект "Встреча в Музыкальной гостиной.
Знакомство с творчеством М. П. Мусорского
Совместное мероприятие для детей и родителей подготовительной к школе
группы
Выполнила: Музыкальный руководитель Савицкая Т. Ю.
ЦЕЛЬ:
Формировать музыкальный вкус детей.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
Публикация «Конспект встречи в музыкальной гостиной „Знакомство с творчеством М, П, Мусорского“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Конспекты занятий
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
• закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности
Развивающие:
• на основе эмоционального восприятия музыки М. П. Мусоргского развивать воображение детей
• развивать творческие способности детей;
• развивать слушательскую культуру детей;
Воспитательные:
• воспитывать интерес, потребность в общении с искусством;
Образовательная область «Художественно –эстетическое воспитание»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие»
Материалы и оборудование: Портрет композитора Мусоргского М. П., шумовые инструменты, шапочки гномов, иллюстрации к картинам В. Гартмана. Мультимедийная установка, ноутбук. Музыкальный репертуар : фонограммы пьес из цикла «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках» или «Баба Яга», «Балет невылупившихся птенцов», «Старый замок»
Использование ИКТ:
- Презентация по теме.
- Мультфильм «Картинки с выставки»
Методические приемы:
Использование видеозаписей для мультимедиа. Наглядно-образный показ приемов выполнения отдельных музыкально-ритмических движений. Беседа как эмоционально-образный прием ознакомления с музыкой, средствами музыкальной выразительности. Использование образного этюда «Баба-Яга».
Ход занятия:
Дети заходят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.
Муз. рук. : Добрый день, ребята. Проходите вот сюда (показывает, куда дети должны встать)
Я знаю, вы все любите заниматься музыкой? Мне бы хотелось вас пригласить на экскурсию и быть вашим экскурсоводом. Можно? Ну, тогда мы с вами отправимся на выставку картин. Вы знаете, что такое выставка картин? Только это будет необычная выставка. Картины на этой выставке мы не только увидим, а ещё и услышим.
Вы согласны пойти со мной на такую выставку? Тогда в путь по музыкальной дорожке. (Дети выполняют движения по тексту и проходят, таким образом, музыкальный зал).
Дружно за руки возьмёмся
Все шагаем не спеша,
Ногу ставим мы с носка.
Ровно держим спинку,
Прямо, как тростинку.
Муз. рук: На выставку нас ведёт неторопливая музыка, которую композитор назвал «Прогулка».
ЗВУЧИТ «ПРОГУЛКА» М. П. МУСОРГСКОГО.
Муз. рук. : Вот мы и пришли. Первая наша встреча была посвящена русскому композитору П. И. Чайковскому. Вы знакомились с «Детским альбомом» .А сегодня мы познакомимся с русским композитором М. П. Мусоргским. И будем слушать его фортепианный цикл «Картинки с выставки»
Мусоргский родился 16 марта 1839г в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода.. Вот его портрет. Мусоргский Модест Петрович прожил 58 лет. В детстве занимался музыкой под руководством мамы. В 25лет начал службу в Преображенском полку, дослужился до чина прапорщика. Там же, на службе, продолжал заниматься музыкой. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка».В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. Прекрасный композитор, пианист, поэт. Он был очень известным и почитаемым композитором.
Однажды Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало.
Из представленных на выставке 400 рисунков, Мусоргского заинтересовало несколько (10) сюжетов.
1. «Гном»;
2. «Старый замок»;
3. «Балет невылупившихся птенцов»;
4. «Избушка на курьих ножках»;
Эти сюжеты Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью.
Сегодня мы с вами совершим экскурсию по выставке картин, но не одни, а вместе с известным русским композитором М. П. Мусоргским.
-Кого вы видите на этой картине? (тихо звучит музыка «Гном»)
Дети: Гном.
Муз. рук: А гном настоящий или сказочный человечек?
Ответы детей
Слушание “Гном”.
Муз. рук: Как вы думаете, какое настроение передаёт музыка?
Дети: Грустное.
Муз. рук: На первый взгляд может показаться, что гном сердитый и злой. Но, если мы прислушаемся и послушаем музыку дальше, то услышим интонации грусти. Это потому что у гнома часто меняется настроение. То он сердитый, злобный, то унылый и тоскливый. А вы, ребята, сами когда-нибудь грустили? Расскажите нам об этом. Что вы тогда чувствовали?
Дети: Когда человек грустит, ему хочется поплакать, посидеть в тишине…
Муз. рук: А ещё он может чувствовать тоску, боль, одиночество.
Хоть гном и маленький, сказочный человек, но он испытывает те-же чувства, что и мы. А теперь я бы хотела с вами поиграть в игру…
Проводится игра-Этюд «Весёлый и грустный гномик»
Вы могли бы показать нам весёлого гнома? Как он будет шагать по музыкальной дорожке? Дети: Легко, подвижно, бодро.
Муз. рук: А грустный гном в музыке Модеста Петровича как шагает?
Дети: Тяжело, не спеша, неуклюже…
Муз. рук.
Посмотрите. У меня есть шапочки гномиков (желтая. красная, голубая, фиолетовя, зеленая, синяя. Давайте выберем шапочки для веселого и грустного гномика оденем шапочки гномиков, и изобразим веселого и грустного гномика (В красных шапочках- веселые гномики, в зеленых- грустные)
Муз. рук: Из вас могли бы получится замечательные артисты театра. У вас очень хорошо получились и весёлый и грустный гном.
А теперь, продолжим нашу экскурсию и пройдём к следующей картине.
Что вы видите? Так изобразил художник избушку на курьих ножках.
А М. П. Мусоргский написал музыку, и назвал ее «Избушка на курьих ножках». а еще ее называют «Баба Яга».
Мы с вами попали в дремучий, тёмный лес. Увидели там домик на курьих ножках, хотели в него заглянуть. Но побоялись. И правильно сделали, выскочила оттуда Баба Яга. Села на свою ступу и взвилась в ночное небо. Ой, смотрите наша картина ожила. Перед детьми видеопроектор с мультфильмом, где звучит пьеса М. П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках»
(звучит пьеса «Избушка на курьих ножках», педагог сопровождает свой рассказ показом слайдов).
Видео «Избушка на курьих ножках»
В глубине дремучего леса, куда и солнце – то никогда не заглядывало, стояла избушка на курьих ножках. А в ней жила Баба Яга.
Как – то на полянку забрела девочка. Она собирала в лесу малину, заблудилась и очень устала.
Хотела она уже бежать прочь, но вдруг начались чудеса. Дряхлая избушка встряхнулась, распрямилась и превратилась в нарядный домик.
Дверь домика приветливо отворилась. Девочка не удержалась и зашла внутрь.
Но внутри избушки оказалось темно и страшно. Огляделась девочка и поняла, что попала к Бабе Яге. Хотела убежать, но дверь захлопнулась. Кинулась к окошку, но ставни плотно закрылись.
Заметалась девочка по избе, ища выход. И тогда оказавшиеся рядом звери пожалели её, навалились на дверь и чуть её приоткрыли. Девочка выскочила и побежала прочь.
Бежала она без оглядки, а Баба Яга уже на горизонте появилась. Вот – вот нагонит.
Увидела девочка большое дупло и в него спряталась. Баба Яга так и пролетела мимо.
Прибежала девочка в деревню. Отдышалась, осмотрелась, в сарай заглянула. Там на гнезде сидела рябая Курочка – наседка.
Педагог: Следующая пьеса называется «Балет невылупившихся птенцов» (Звучит фонограмма пьесы, педагог продолжает рассказ, сопровождая показом слайдов).
Увидела Курочка девочку, забеспокоилась, задвигалась. Да так, что выкатились из - под её крыла два яйца. В этом мультфильме герои не разговаривают, за них говорит музыка. Я думаю, вы и без слов поняли, что пережили герои мультфильма.
Муз. рук. : Какие получились птенцы у композитора?
Посмотрите на картину Виктора Гартмана, вот так он изобразил невылупившихся птенцов
Муз. рук. : Дети, я предлагаю вам превратиться в цыплят, и придумать свой танец под музыку из пьесы «Балет невылупившихся птенцов». Для этого вам нужно превратиться в цыплят. Давайте потанцуем под эту музыку, будто мы маленькие птенчики и хотим поскорее вылупиться из скорлупки, постучим своими клювиками, помашем крылышками
А для вас, уважаемые родители, я приготовила шумовые инструменты. Выберите, те инструменты, которые, по вашему мнению, подходят для оркестровки пьесы. Сегодня вы – оркестр. (Звучит фонограмма пьесы, дети танцуют, родители подыгрывают на шумовых инструментах.
Муз. рук. :А нам пора идти дальше. Мы переходим в другой зал, к следующей картине, она называется «Старый замок».
Давайте послушаем, как композитор М. П. Мусоргский изобразил этот замок в музыке. Садитесь на стульчики.
Видео «Старый замок»
Муз. рук: А как вы думаете, в этом замке кто-нибудь живет или он заброшенный, нежилой?
Дети: В нем никого нет, он заброшенный, пустой.
Муз. рук. : Почему вы так думаете, как музыка рассказала об этом?
Дети: Музыка застывшая, грустная, тихая, медленная, таинственная.
Да, музыка звучит загадочно, волшебно, будто все замерло, заснуло. Один и тот же звук в басу тихо и монотонно повторяется, создавая характер оцепенения. Мелодия грустная. Вы знаете сказку о спящей красавице? В ней рассказывается как принцесса, уколов палец веретеном, заснула на много-много лет. Вместе с принцессой заснули все, кто был в замке на балу. Замок погрузился в оцепенение, все замерло на сотни лет. Может быть это и есть тот самый замок.
Муз. рук. : Наша экскурсия подошла к концу и нам пора вернутся в детский сад.
ЗВУЧИТ «ПРОГУЛКА» М. П. МУСОРГСКОГО. А теперь нам пора отправляться в детский сад. А поможет нам в этом музыка которая называется «Прогулка». (Дети проходят по залу. Садятся на стульчики)
Сегодня мы с вами побывали на выставке художника Виктора Александровича Гартмана. А помог нам в этом русский композитор М. П. Мусоргский.
– Вам понравилась музыка, которую сегодня слушали? Какая картина больше всего вам понравилась?
Теперь мы точно знаем, что сказка может быть рассказана средствами музыки без помощи слов. Сегодня мы увидели, что и картину можно изобразить с помощью музыки. Нужно уметь внимательно вслушиваться в музыку, и она разбудит вашу фантазию, расширит и обогатит ваш внутренний духовный мир.
Спасибо за внимание и до свидания!