Лариса Остапенко
Экологическое воспитание дошкольника посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект выступления на V межрегиональном фестивале экологического воспитания детей и молодежи «Я живу на красивой планете»
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Лариса Александровна Остапенко
воспитатель МАДОУ «Детского сада №2 «Пчелка», г. Асино.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольника посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2017
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ президента Российской Федерации «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и соответствующие постановления Правительства ставят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Экологическое воспитание ребенка начинается в детском саду – первой ступени системы непрерывного экологического образования, относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
Доктор педагогических наук С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры - «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её». Целью экологического воспитания является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. В соответствии с ФГОС, залогом успешного воспитания, в том числе экологического, является создание условий, которые способствуют развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.
Работаю со второй младшей группой. Это дети 3-4 лет. В том возрасте формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного и нравственного развития ребенка. Ведущая деятельность для детей 3-4 лет - игра. Поэтому экологическое воспитание дошкольника через театральную деятельность - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих экологическое мировоззрение и эстетическое развитие детей. Театрализация воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Детские рассказы и сказки заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. В процессе этого сопереживания у детей создаются определенные моральные оценки. Воспитательная работа проходит в естественной для детей театральной, игровой форме, экологическая информация легко передается детям и хорошо ими усваивается. Они любят смотреть спектакли и с увлечением участвуют в театрализованных сценках.
Экологическое воспитание детей через театрализацию начинается с чтения, или пересказа, детям авторского текста. Акцентирую внимание детей на основной мысли рассказа, на характерных особенностях его героев. Одновременно иллюстрирую адаптированную детям информацию показом игрушки или картинки каждого «героя» повествования. Затем беседую с малышами, задаю вопросы по сюжету услышанного ими текста. Происходит обсуждение, во время которого дети ближе знакомятся с главными героями произведения. Малыши выполняют несложные задания по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды. Посредством театральной инсценировки закрепляют полученные знания, и с большим удовольствием, обыгрывают простой сюжет, подражая главным героям. Выполняют упражнения на изображение разных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, забота и др.). Проигрываю с детьми этюды, игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Малыши участвуют в пальчиковых играх, играх с движениями, во время которых они повторяют стихи, сопровождая их различными движениями. Так вырабатывается чувство ритма, тренируется память, развивается речь и расширяется словарный запас детей. Незаметно усваивается информация познавательного и природоведческого характера; где спит медведь, как называются птенцы скворца, рыбка плавает в воде и т. д.
В младшем дошкольном возрасте театрализованная деятельность только начинается. Поэтому для выражения экологического содержания использую хорошо знакомые детям сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка». В играх-драматизациях дети исполняют роль в качестве «артиста», самостоятельно пытаются создавать образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. На основе текста разыгрываем с детьми ролевые диалоги и небольшие инсценировки произведений.
Режиссерская игра в младшей группе имеет очень простой сюжет. Все действия производятся с участием одного персонажа, которого кормят, купают, одевают, выводят на прогулку и т. д. По мере приобретения навыков, игры усложняются. Развивая навыки режиссерской игры, где артистами являются игрушки или их заместители, предлагаю детям обыграть сюжеты знакомых сказок, используя настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый) театр. Малыши управляют «артистами», озвучивают героев и комментируют сюжет, используя разные средства вербальной и невербальной выразительности.
Таким образом, в результате занятий у детей воспитывается устойчивый интерес к театральной игровой деятельности. Расширяется представление детей о предметах и явлениях окружающей действительности. Стимулируется развитие диалогической речи, внимания, памяти, мышления, воображения. Посредством театральной деятельности у детей расширяются элементарные экологические, математические, нравственные представления.
Экологическое воспитание через театрализованную деятельность несет в себе серьезную воспитательную цель : формировать первоначальные экологические представления, прививать бережное отношение к живым существам, развивать познавательный интерес к природе и желание гармонично с ней взаимодействовать. В процессе такого воспитания детьми приобретается опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу, открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Для осуществления экологического воспитания через театрализованную деятельность в ДОУ необходимо использовать различные виды театров, которые способны удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. Это перспективное направление предстоит развивать, используя авторские сказки с экологическим содержанием, дающие детям достоверную, научную информацию о закономерностях в природе, о том, что нарушение этих закономерностей губительно. Театрализованные экологические сказки помогают ощутить окружающую среду эмоционально, как нечто живое. Любовь к природе рождает чувство привязанности к малой родине и к своему Отечеству. «Экологическое воспитание, - говорил Геннадий Алексеевич Ягодин, - это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей».