Марина Новикова
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Конспект занятия-прогулки с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Конспект занятия-прогулки с детьми средней группы
МБДОУ детский сад «Солнышко» муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области
Воспитатель Головлева Валентина Алексеевна
Конспект интегрированной образовательной деятельности
при проведении зимней прогулки
в средней группе детского сада
Этапы:
1. Мотивация.
Воспитатель:
-Ребята, как на улице хорошо! Посмотрите, какая кругом красота! Настоящая зимняя сказка!
Все вокруг белым бело,
Заморожено окно,
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников, Конспект занятия-прогулки с детьми средней группы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Засыпает все и всех
Белый и пушистый …
Дети: Снег!
Воспитатель:
-Снег красивый? … Любите зимние снежные забавы? … А кто про белый снег стихи знает? …
Ребенок:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело!
2. Экспериментирование со снегом
Воспитатель:
Ночью прошел снегопад- снег легкий, пушистый! Возьмите рукой в варежке немного снега и внимательно рассмотрите его. Что вы видите? …
С неба спустились снежинки смелые,
Такие чистые, такие белые!
Нет ветра- снежинки спокойно лежат,
Ветер- метелью метут и вьюгой кружат!
Воспитатель дует на рыхлый снег, демонстрирует «Метель», дети повторяют его действия несколько раз, объясняет, чем метель отличается от вьюги.
Воспитатель:
- Маленькие снежинки такие легкие, что люди часто называют снежинки невесомыми, но это не так. Мы вчера на прогулке лепили снеговика, и вы катали большие комья снега, переносили их. Тяжелые были комки снега? … Знайте, что тяжелым этот комок снега становится от малюсеньких тяжестей каждой снежинки. Таких снежинок в комке снега очень- очень- очень много! Тяжесть, хоть и малюсенькая, заставляет снежинку с неба падать на землю и спокойно лежать на ней. Сами по себе снежинки с земли подняться не могут,- их тяжесть держит на земле. Если вдруг подует сильный ветер, то ему может хватить силы поднимать снежинки и уносить их с собой – это называется метель. Сильный ветер- сильная метель, а слабый- такой как мы создаем, когда дуем, то метель получается тоже маленькая, но настоящая! Давайте еще поиграем в метель!
Воспитатель опять дует на рыхлый снег, демонстрирует «Метель», дети вновь с удовольствием повторяют его действия.
3. Экспериментирование со снегом
Воспитатель:
- А теперь прошу вас снять одну варежку, взять её в другую руку. Теперь голой рукой возьмите совсем чуть - чуть снега, подержите его в своей ладошке и посмотрите что будет…
-действительно снег тает, а во что он превращается? … В воду! Значит снег – это вода! Только замороженная. Высоко- высоко в небе маленькие- маленькие капельки воды превратились в пушистые снежинки, которые и упали к нам во время снегопада. Пока зима и холодно будут снежинки лежать на земле и им ничего не сделается. На рукавичках холодно и снег на них не тает, а на ваших теплых руках- растаял, стал водой. Так весной от тепла снег растает, превратится в воду - потекут ручейки. Но до этого еще далеко.
4. Экспериментирование с трением.
Воспитатель:
-Ручки ваши замерзли? … А знаете как их можно согреть? … Потрите друг об друга ваши ладошки вот так.
Упражнение для развития мелкой моторики рук «Погреемся»
Поиграем мы немножко,
Да похлопаем в ладошки. Дети хлопают.
Пальчики мы согреваем-
Их сжимаем, разжимаем. Сжимают и разжимают кулачки.
А теперь свои замерзшие ладошки
Друг об друга мы потрем немножко. Потирают руки.
Мы потерли хорошо.
Что за чудо? Нам тепло! Ладони раздвигают.
Нам нельзя теперь лениться-
Одеваем рукавицы.
Мы запомним,- чтоб согреться
Нужно ручкам потереться!
Если надо, то опять
Будем руки согревать.
-Мы с вами согрели руки и не боимся ни холода, ни снега! Умение вот так согреться очень важно для сохранения здоровья человека. Ни более теплой одежды, ни более теплой обуви не нужно чтобы согреться- только ручки потереть! Кому тепло, тот не простудится! Не заболеет и бует здоровым. Здоровым быть хорошо? … И хорошо, и весело!
5. Познавательная беседа.
Воспитатель:
Посмотрите, покрыто снегом все вокруг. Нигде не видно ни клочка земли! Как вы думаете, то что снега много- это хорошо или плохо? …
- Людям зимой хорошо и весело- в снегу каких только забав не выдумаешь, а придет теплое время года- вырастет богатый урожай в полях потому, что от растаявшего снега пропитается земля водой и будет щедро поить растения. Деревьям, кустам, травке зимой под снегом хорошо- не замерзнут они в лютые морозы. В кустах от мороза прячутся зайцы, в норках - лисы, в теплой берлоге спит медведь, а белочке лучше всех – живет она в дупле на дереве, где еще с осени запасла себе еду на всю зиму.
Давайте представим, что мы с вами в зимнем лесу.
6. Физические упражнения.
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. Потягивание - Руки вверх.
Ветки в стороны торчат Потягивание- руки вперед и в стороны.
Белки на ветвях сидят. Приседание.
Белки прыгают по елкам, Прыжки.
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки-
Белки- ловкие малышки.
Мы под елками сидим Приседание.
И на белочек глядим.
Ветер дует ледяной Машут руками.
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. Крутят руками.
Зайцы прячутся в кустах Приседание.
Перед ветром у низ страх.
Даже хитрая лиса притаилась и сидит. Приседание.
Ну а снег летит, летит. Машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. Потягивание - руки в стороны.
Солнце светит в небесах. Потягивание- руки вверх.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну. а мы чуть- чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Приседание.
7. Познавательная беседа.
Про зверей лесных мы с вами вспомнили, а о птицах, не то, что лесных, даже тех, которые рядом - забыли. А им когда метель да вьюга тоже холодно.
Вы наверно замечали, что птицы зимой, когда садятся на веточку или провода нахохливаются. Это они чтобы не замерзнуть, все птицы зимой перышки свои раздвигают, распушают, чтобы их перьевой наряд был толще и лучше их грел, а вот с кормом в такую снежную зиму совсем беда!
Кто знает, почему? … Да, не достать из- под снега ни травинки, ни зернышка, ни паучка, ни червячка. Не только холодное время года зима, но и голодное для птиц. Птицы, что посильнее, да посмелей, улетели в теплые края, а кто поменьше да послабей - здесь остались. И еще к нам зимовать прилетели птицы с крайнего севера, где сейчас очень- очень холодно, гораздо холоднее у нас.
Птицам зимой хочется зернышек поклевать, все семена, зерна и крошки под снегом и птицы не могут их достать. Жалеете их, когда у них нет корма? … То, что вы их любите и жалеете – это хорошо,- значит у вас доброе сердце. Скажите, а ходить да жалеть голодающих птиц и ничего для них не делать, это правильно? … А что может и должен сделать человек с добрым сердцем для зимующих птиц? … Правильно, подкармливать их. Помощь тому, кому плохо – это дело какое? … Да, доброе или милосердное, потому что про таких людей говорят, что у них милое сердце. Мы с вами какое дело милосердия можем делать для птичек? … Давайте пойдем к кормушкам и посмотрим, понравилось ли птичкам наше вчерашнее угощение из крошек.
8. Наблюдение.
Дети вместе с воспитателем идут к кормушкам, осматривают их и обнаруживают, что оставленных вчера хлебных крошек нет.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, куда делись с кормушки крошки, которые мы вчера с вами насыпали? … Да, птички прилетели и поклевали. И птичек подкармливать нужно каждый день. Давайте, положим в кормушку новое угощение для птиц, а завтра проверим склюют ли они его… Насыпают в кормушку зернышки, семечки и крошки.
9. Познавательная беседа.
-Какие вы, дети молодцы, что собрали для птиц крошки от обеда, не пожалели даже вкусных семечек,- значит увы добрые, милосердные дети и у вас добрые сердца! А у другого человека крошек остается много, он их выкидывает, а к кормушке не подойдет, птицам голодным не поможет. Как вы думаете, почему? …
Воспитатель комментирует, направляет и обобщает ответы детей:
Такой человек или злой или равнодушный- ему не жалко голодных птиц, а это очень плохо.
-А еще, наверное, так человек поступает потому, что ленивый, а ленится - это очень плохо.
Недаром говорит русская народная пословица:
«Труд человека кормит, а лень- портит!»
Как вы думаете, дети, что значит «портит»? Портит- значит, делает плохим.
Как хорошо, что у нас в группе все дети хорошие, добрые и трудолюбивые - любят трудиться и не любят лениться.
Вы вчера так сочувствовали птичкам, что не только корма им насыпали, но и водички им поставили в посуде в соседнюю кормушку, давайте посмотрим, выпили ли её птицы? (Достает пластмассовую тарелку из кормушки.)
10. Наблюдение.
-Смотрите, дети, что это стало с водой? … Могут птички напиться?
… Нет, конечно! Чем лёд птичкам клювиком бить- бить и не разбить, то лучше, когда пить захочется, снега поклевать!
Теперь, дети, вы знаете, что вода замерзает на морозе. Из жидкой вода становится твердой - превращается в лед. Интересно, может ли быть наоборот- чтоб лед в воду превратился? Как вы думаете? … Предлагаю это проверить. Эту посуду со льдом мы возьмем в группу и понаблюдаем, что будет происходить дальше. Хотите? …
Продолжение наблюдений.
После прогулки дети будут наблюдать за постепенным таяньем льда, и делать выводы об обратимости процесса замерзания воды.
11. Отгадывание загадок.
-А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку.
1 Загадка:
Чик-чирик,
К зернышкам прыг.
Клюй не робей! Кто это? …
Дети: - Воробей!
2 Загадка:
Эта загадка труднее, но вы дети умные- должны догадаться!
Четыре четырки, две растопырки, а сзади вертун. …
Дети: Собачка!
Воспитатель:
- Догадались, дети, в какую игру будем сейчас с вами играть? …
12. Подвижные игры:
1. «Собачка и воробьи»
Один ребенок- водящий (Собачка, остальные дети - воробьи.
Воспитатель, дети:
Скачет, скачет воробей (дети прыгают)
Скок- поскок, скок- поскок (дети повторяют слова)
Кличет маленьких детей:
Чив - чив - чив, чив - чив - чив! (дети повторяют слова)
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик- чирик, Чик – чирик! (дети повторяют слова)
Воспитатель: Выбежала собачка погулять, и громко залаяла:
Водящий: Гав-гав- гав!
Водящий пытается догнать «разлетающихся воробьев» Игра повторяется.
2. «Ну-ка, птички, полетели!»
Ну-ка, птички, полетели! Полетели и присели,
Поклевали зернышки, Поиграли в полюшке.
Водички попили, Перышки помыли,
В стороны посмотрели, Прочь улетели. Имитация движений птиц, ходьба, переходящая в бег.
13. Игры по выбору детей.
Использованная литература: В. И. Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольника. М. «Вакс».2011.