Конспект занятия «Путешествие в прошлое»

Елена Попова
Конспект занятия «Путешествие в прошлое»

Конспект занятия по теме:]

«Путешествие в прошлое»

Учитель: Попова Елена Владимировна. Для детей начальной школы.

Цель: создание условий для формирования творческой активности через изучение народного творчества.

Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к народному творчеству;

-развивать смекалку, эрудицию и кругозор учащихся;

-вовлечь всех учащихся класса в игровое взаимодействие и способствовать сплочению классного коллектива;

-закреплять знания по декоративно- прикладному искусству;

Оборудование: ИКТ(. Интерактивная презентация народных промыслов. ,

карточки с заданиями, атрибутика для игры и урока (прялка, шест с лентами, народные куклы).

Технологии: Игровые, здоровье сберегающие, личностно-ориентированные

Ход урока:

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. мы с вами отправимся в прошлое с помощью вот этой прялки.

Учитель:

Вместе с вами в старину

Я ребята загляну,

Поверну я эту прялочку, колесо солнышко против часовой стрелки и отправимся мы в путешествие по древней Руси- Матушке. И познакомимся с народными промыслами, которые известны далеко за пределами нашей родины. Россия – одна из немногих стран, сумевших сохранить исторические традиции. Наше занятие конкурсное, мы сейчас разделимся на две команды и чья команда победит получит памятные подарки.

Итак, конкурс первый

" Народные промыслы".

Ценились на Руси мастера, которые умели делать посуду, игрушки своими руками. Материала кругом – сколько угодно, только поспевай делать. Тут талант нужен! Россия испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Учитель: Ребята, какие народные промыслы вам известны? Что вы о них знаете(Дети отвечают).

Учитель: Сейчас мы попробуем отгадать о каком виде народного творчества я вам расскажу. (Во время урока по интерактивной доске показывают слайды о народных промыслах, чтобы дети по описанию могли догадаться о чем идет речь)

Учитель: В Богородске – городке

Все гуляют налегке

На широких улицах

Никогда не хмурятся

Там на липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стари млад

Все игрушки мастерят

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Существует в пос. Богородское Сергиев- Посадского района Московской области с!6-!8 веков.

Учитель: О какой игрушке идет речь? (Дети отвечают(Богородская игрушка)

Учитель :

Есть в России уголок, где из труб идет дымок.

Кто хоть раз попал туда- не забудет никогда.

Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой, с голосочком тонким.

Пестрыми фигурками, кошечками мурками.

Веселит, ласкает взор пестрый радужный узор.

Просто загляденье, всем на удивленье.

Вот на карусели все игрушки сели,

По кругу помчались, все цвета смешались.

Кто из вас подскажет, как игрушка называется.

(Дети отвечают)

Учитель: Правильно это дымковская игрушка.

Дымковская игрушка- один из самых старинных промыслов в России. Зародился на вятской земле (Кировской области)более четырехсот лет назад.

Учитель :

Ой свистулечка какая, утка полосатая!

Необычная смешная

И чуть-чуть пузатая!

- Подожди минуточку, Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя (Дети овечают)- Филимоновская!

Учитель:

Верно узнали, это филимоновская свистулька.

Филимоновская игрушка – Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново.

Учитель:

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях васильковая,

Незабудковая … (Дети отвечают)(Гжель)

Учитель :

Золотом и алым цветом

Эта чаша расцвела

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнила она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо ….( Дети отвечают).хохлома

Учитель:

По розанам и купавам

Скачет конь вороной

И серебряною сбруей

Он звенит над землей

Вот так удаль молодетская

Эта роспись (Дети отвечают(городетская!

Учитель:

Алый шелковый платок,

Яркий сарафан в цветок,

Упирается рука

В деревянный бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может, шесть.

Разрумянилась намножко

Наша русская (дети отвечают) матрешка.

Учитель: Правильно.

Учитель:Ребята, а как вы думаете матрешка это исконно русская игрушка( Дети).

Учитель: Прототипом матрешки является образец фигуры японского мудреца- лысоватого старичка. Уже позднее матрешка стала одним из символов России.

И расписывали матрешек в разный русский костюм. Русский костюм он не однообразный, в каждой губернии свой костюм.

Промысел зарождался сначала в семье, деревне, а уж потом некоторые промыслы продолжили свое массовое развитие на фабриках.

А теперь угадайте загадку еще про одну игрушку:- Какую игрушку делают везде, куда ни приди. В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях( Дети отвечают).Народная тряпичная кукла

Учитель: Молодцы, конечно, это тряпичная кукла. Они бывают разные. Тряпичная кукла- игрушка не простая, а заветная. Мы можем про нее так сказать, потому, что искусство делать кукол завещали своим дочкам мамы и бабушки. Самую первую куклу – пеленашку мама делала доченьке, когда та еще в колыбельке качалась.

И так, крутим нашу прялочкуи переходим к следующему конкурсу -

" Куклы наших бабушек"

(Перед детьми стоят куклы о которых будут загадывать загадки.)

Учитель: Я буду рассказывать вам историю одной из этих кукол, а вы будите угадывать о какой кукле будет идти речь.

Неразлучники- эту куклу дарили на свадьбу молодоженам с пожеланиями нести все радости и тягости семейной жизни вместе. У этих символичных кукол одна большая общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были в беде и радости. Кукол этих подвешивали под дужкой упряжки во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания.

(Дети указывают на куклу о которой идет речь) Конечно народных промыслов на земле русской не счесть это вятские кружева, Павло-посадские платки, тульские самовары, знаменитые оренбургские платки, можно бесконечно перечислять и перечислять богатства.

Кукла пеленашка- первая кукла которую дарила мама своему ребенку и клала ее в колыбельку. (Дети указывают на куклу о которой идет речь)

Отдарок за подарок- эта кукла помогала воспитывать в ребенке благодарность. делалась он\а настолько просто, что сделать ее мог даже самый маленький ребенок. детей обучали делать эту куклу для того, чтобы они могли подарить кому-то в ответ на подарок или гостинец.

(Дети указывают на куклу о которой идет речь).

Кукла "травница"Чтобы воздух в избе был чистым, изготавливали полезную куклу кубышку- Травницу". Подвешивали ее там где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, чтобы по комнате разнесся травяной дух. (Дети указывают на куклу о которой идет речь)

Крупчениха- эту куклу наполняли зерном нового урожая. и считалось что эта кукла приносит достаток в дом. А в голодное время крупа этой куклы выручала от голода. (Дети указывают на куклу о которой идет речь)

Десятиручка- помогала девушке или молодухе в хозяйстве. Такую куклу дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Кукла перевертыш- игровая кукла. В этой кукле сразу две куклы. Она развивает детское игровое творчество. Еще эту куклу называли "Бабка- девка".(Дети указывают на куклу о которой идет речь)

Мартинички- этих кукол делали на первый день весны и развешивали на ветки деревьев. Белый цвет символизировал уходящую зиму, красный символизировал жаркое лето. (Дети указывают на куклу о которой идет речь)

Учитель:Молодцы дети вы все справились с заданием. Скажите ребята, а где можно было купить все эти игрушки?(Дети отвечают)

Учитель: Правильно на ярмарке.

Крутим нашу прялочку и оказываемся на ярмарке.

Ярмарки раньше это не наш выход на воскресный рынок. Всего в России было 8 крупных ярмарок. Это было важное событие. Ярмарки проходили несколько дней. Куда съезжались с соседних городов, поселков, стран. На ярмарке можно было узнать о последних новостях. Ярмарка была еще и развлекательным центром, где проходили различные игры, конкурсы, с участием шутов, и проходили театрализованные представления, устраивались петушиные бои, кулачные бои.

И мы с вами представим, что мы находимся на ярмарке и поиграем в игру, которая называется

"Заплетем косу

".(С каждой команды приглашаются по три человека)

Условия игры: Перед командами ставится шест с шестью лентами. Каждый человек берет одной рукой по ленте. И по команде за определенное время должны заплести косу не выпуская ленту из рук. Побеждает та команда, которая быстрее и красивее заплетет косу.

Учитель: Наши бабушки и дедушки умели отдыхать умели и работать. Осенью, после уборки урожая, трудолюбивые русские женщины приступали к выполнению своей главной обязанности- обшиванию всех членов своей семьи. Все что окружало наших предков, начиная с самой избы и до обыкновенной веревочки, все делалось своими руками. И прежде чем сшить рубаху нужно было сначала вырастить сырье из которого ткут сукно.

Интересно, у нас бы получилось сшить рубашку. Это мы сейчас и проверим на нашем следующем конкурсе

" Как рубашка в поле выросла"

. Крутим нашу прялочку и перенесемся в прошлое, где и попробуем вырастить лен, соткать и сшить рубашку.

Задание: Нужно в правильном порядке собрать и поэтапно разложить операции,которые нужно пройти,чтобы сшить рубаху. От посадки льна до пошива рубахи.

1. Посев льна.

2. Уборка льна

3. Убранный лён оставляют в поле на просушку.

4. Высушенный лён очищают от головок с семенами.

5. Вымачивание и высушивание льна

6. Трепание льна.

7. Вычесывание льна. Прядение нити.

8. Ткание холста.

9. Пошив рубахи.

10. Подведение итогов игры

Учитель: Крутим нашу прялочку и переходим к нашему следующему конкурсу.

Конкурс пословиц

. Ребята, а что такое пословица? Кто может ответить? Может кто-то знает какие-то пословицы?.(Дети отвечают)

Учитель: Сейчас мы почти не пользуемся пословицами и поговорками, а раньше в разговорной речи часто можно было услышать пословицу, которая несла в себе поучение. Вот например пословица : " Хорош на девке шелк коли будет в девке толк" Эта пословица говорит нам о том что, главное в девушке или девочке не одежда, а внутренний ее мир. Под словом толк можно предположить характер девушки, скромность, воспитанность, доброжелательность и другие нравственные черты. " Встречают по одежке провожают по уму","Ищи невесту не в хороводе а в огороде. "

Итак, конкурс " Собери пословицу"

Задание: Вам нужно собрать правильно пословицу, каждая из которых разделена на две части.

Недоброе слово больше огня жжет.

Торопливый дважды одно дело делает

Без муки нет и науки.

Труд человека кормит, а лень портит.

Не диво дело начать, а диво дело кончить.

Злой человек сам себя ненавидит.

Кто ест сладкое должен терпеть и горькое.

Кто не работает тот не ест.

Подводим итоги конкурса. Разбираем пословицы.

Учитель: Крутим нашу прялочку и переходим к последнему нашему конкурсу"

Верю не верю"

Учитель:Проверим вашу интуицию и ответим на интересные вопросы

Итак, первый вопрос.

1 Веришь ли ты, что лапти раньше были будничные и праздничные. Которые украшали лентами и бисером? Действительно в южных и центральных губерниях носили такие лапти украшенные лентами.

2Веришь ли ты, что сарафан, раньше считался мужской одеждой. Действительно изначально сарафан был мужской одеждой. Правда он был не таким, каким мы его сейчас видим

3 Веришь ли ты, что для того чтобы закудрить волосы использовали баранки так как, не было бигудей. При этом волосы смачивали в сахарной воде? Нет. Для бигудей требовалась ткань, которую не жалко порезать. Разрезав на тонкие полосочки,, по средине каждую полоску нужно обмотать кусочком газеты. Ну вот и все, бигуди готовы к применению.

4 Веришь ли ты. ,чтог раньше, В России считалось, чем выше шапка тем выше положение человека в обществе?По шапкам можно было отличить положение человека в обществе. «По Сеньке и шапка» - до сих пор говорит наш народ. Чем выше чин человека и его положение в обществе, тем выше на голове его колпак.

5 Веришь ли ты, что одним из элементов свадебного обряда Было отрубание косы невесте. Полное отрезание косы на свадьбе встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. Отрезали косу невесте в с. -вост. Сербии, в Польше

6 Веришь ли ты, что раньше, зимнюю одежду шили пуговицами назад, чтобы, когда человек шел, встречный ветер не задувал полы? Нет.

7 Веришь ли ты что было врем, когда, что девочки, что мальчики носили рубашки до семи лет. Действительно, первое платье девочке дарили в семилетнем возрасте.

8 Веришь ли ты, что,чтобы подстричь мальчика одевали на голову горшок и в круговую выравнивали волосы. Действительно так и было, такую прическу называли под горшок.

9 Веришь ли ты, что раньше шили подъюбники, которые шили из меха для зимнего времени года? Нет

10 Веришь ли ты, что знаменитые оренбургские пуховые платки можно было продеть, через обручальное кольцо. Действительно это так.

11 Веришь ли ты, что было такое время в России, когда женщины высокого положения делали многоэтажные прически с которыми не могли даже спать. В России этого не было это было в Париже. Голову при этом долго не мыли, поэтому заводились вши. К таким прическам изготовлялись специальные длинные шпильки, которыми они могли проникнуть во внутрь прически.

Подведение итогов конкурса.

Учитель:Ну вот наше путешествие в прошлое подходит к концу. Теперь подсчитаем чья команда получила наибольшее количество жетончиков и подведем итоги нашего урока.

Учитель: Ребята, вы все сегодня были активными и все вы сегодня победители, но одной команде сегодня повезло больше и поэтому я им вручаю за первое место вот такую куклу - "Вепская кукла", а другой команде народную игрушку " Зайчик на пальчик". Дома, ребята, вы узнайте историю этих кукол. Для кого их делали, кому дарили, где они впервые появились и на следующем занятии вы нам расскажите и познакомите с этими куклами. Договорились?

Надеюсь, что вам понравилось наше путешествие в прошлое и мы тоже будем такими же творческими, трудолюбивыми, терпеливыми, верными сынами нашей России. Спасибо всем за творческую активность.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие из настоящего в прошлое» Аннотация. Занятие направлено на определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность, осознание.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Путешествие в прошлое игрушки» Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей логопедической группы: Путешествие в прошлое игрушки. Цель: развитие.

Конспект НОД по ПДД «Путешествие в прошлое» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 Калининского района г. Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ.

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое» Ход НОД Дети входят в зал, воспитатель встречает детей. Воспитатель: Здравствуйте, гости званные и желанные! Красивые и молодые, застенчивые.

Конспект открытого занятия «Путешествие в прошлое бумаги»Конспект открытого занятия «Путешествие в прошлое бумаги» МБДОУ «Колыванский детский сад «Радуга» Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Путешествие в прошлое бумаги» Подготовила:.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Цель: Познакомить детей с историей электрической лампочки. Развивать ретроспективный взгляд на предметы быта. Помочь детям ориентироваться.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое лампочки» «Путешествие в прошлое лампочки». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с историей электрической.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое часов» Цель: формирование представления детей о часах, истории создания часов. Задачи: расширить знания детей о различных видах часов, о принципе.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое электрической лампочки» (старшая группа) Конспект занятия. «Путешествие в прошлое электрической лампочки». Старшая группа. Цель: познакомить с историей электрической лампочки.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Конспект занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Составила Старший воспитатель: Шурховецкая Ирина.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в прошлое»
Опубликовано: 4 марта 2018 в 19:17
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июля. День пчёл на МААМ

Пчёлы живут на всех континентах нашей планеты, кроме Антарктиды. Это очень древние существа: возраст старейшей окаменелости пчелы, найденной в Азии, составляет 100 миллионов лет – ранний меловой период. С...

20 июля. Международный день шахмат

Спорт, игра, наука, искусство — все это шахматы. Эта древнейшая игра сегодня отмечает свой праздник. В этот день в 1924 году была образована международная спортивная организация ФИДЕ, объединившая всех...

Картотека «Летняя природа в музыке»
Картотека «Летняя природа в музыке» 1. А. Вивальди «Времена года. Лето» 2. П. И. Чайковский «Времена года» 3. А. Пьяццолла «Четыре времени года в...
Создание макета «По улицам нашего города»
Макет – интересная форма работы с детьми дошкольного возраста. Макет позволяет детям проявить свои способности, фантазировать, практически обыгрывать любые...
Консультация для родителей «Дарите людям ромашковое удовольствие»
Консультация для родителей «Дарите людям ромашковое удовольствие» Сегодня в цветнике мы с детьми выбирали цветы, которые их привлекают. Дарина подошла к...