Оксана Владимировна Помозова
Конспект занятия в старшей группе «Блокадный хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по развитию лексико- грамматических категорий (старшая группа)
Тема «Блокадный хлеб»
Цель: формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной Войны.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Блокадный хлеб“» размещена в разделах
- дать детям знания о значении средств коммуникации в информировании людей и положении в стране и на фронтах ВОВ;
-развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;
расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей переживших блокаду.
Развивающие:
-развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.
- развивать слуховое и зрительное восприятие через атмосферу, царящую в группе, видео фильм и музыкальные композиции.
Воспитательные:
-воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;
Оборудование: презентация о блокаде, разрезные картинки, электронный носитель с музыкальными композициями, кусочек черного хлеба.
Предварительная работа: разучивание инсценировки «Военный хлеб», чтение литературы, слушание
Ход занятия.
Слайд 2
Педагог: В красивом городе Ленинграде жила-была девочка. Звали ее Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит.
Слайд 3
Была у нее большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сестры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все ее любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по своему родному Ленинграду.
И вдруг в один день все это счастье оборвалось.
Слайд 4
Видео «22 июня»
Педагог: На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война.
Скажите, какая была война? Страшная, беспощадная, кровопролитная, ужасная.
Слайд 5
Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет, которые могли держать в руках оружие уходили на фронт. Там они копали окопы, делали землянки и конечно сражались с немецкими войсками.
Фашистская армия близко подошла к Ленинграду. Так близко, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты города. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.
Слайд 7
Посмотрите (карта) на что это похоже? (круг, кольцо). Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой. Все дороги ведущие к городу были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолетов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
Музыкальный фон «Блокадное кольцо»
Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады, а потом подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.
Слайд 8
Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город. Что изменилось? (дети сравнивают фотографии с видами города и черно-белые времен блокады).
Слайд 9
Музыкальный фон «Блокадный Ленинград» (Шопен)
Фанерой забито наше окно,
В комнате холодно и темно.
Гул самолётов слышен,
Низко летят над крышей.
Без голоса только губами
Шепчу понятное маме:
«Мама, мне страшно, мама!»
Сто двадцать пять.
И больше ни грамма.
О, как бесценен каждый грамм!
Свой хлеб разрезает на части мама
И делит со мной пополам…
В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ).
Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его выпекали с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу. Чтобы не умереть с голоду люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из - под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и этого не стало.
Слайд 10
Хлеб выдавали по специальным карточкам. Максимальная норма составила 200 граммов для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Хлебные карточки были именными. Получали их раз в месяц по предъявлении паспорта. Если люди теряли карточки, или их своровали, то люди не могли получить свой маленький кусочек и умирали.
Слайд 11
За водой ленинградцы ходили на реку Нива. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.
Слайд 12
Таня со своей семьей жила в блокадном Ленинграде. В эти трудные дни девочка делала записи в дневнике: она ставила имя, дату и время смерти каждого из членов её семьи.
Женя (сестра) умерла. Бабушка умерла. Лёка умер. Дядя Вася умер. Дядя Лёша умер. Мама. Савичевы умерли. Умерли все. Обессиленная от голода девочка осталась совсем одна. Она не знала, что её родной брат Михаил и сестра Нина вырвались из блокадного Ленинграда и были живы.
Вы уже знаете, что Ленинград и нашу страну связывала только одна дорога, названная - дорогой жизни. Она проходила через Ладожское озеро. По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков и детей, раненых. Таню определили в детский дом. Позже с другими детьми детского дома девочка была эвакуирована, то есть вывезена в Горьковскую область. Таня была очень ослабшей и худенькой. Она сильно болела и врачи не смогли ей помочь. И вскоре она умерла.
В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.
Слайд 13
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города- героя».
Хлеба не хватало не только в блокадном Ленинграде, но и в других городах и селах, где шла война и даже в тылу.
Инсценировка «Военный хлеб»
Музыка «Песни военных лет»
В доме за пустым столом сидят мама и дочка. В дом входит солдат. С вещмешком на плече.
Солдат:
Здравствуй, милая жена!
Я с войны вернулся.
В бою ранили меня,
Фашист не промахнулся.
Жена:
Долго ждали мы тебя,
Слезы проливали.
Что останешься в живых,
Это точно знали.
Солдат обнимает жену.
Солдат:
Было жить вам нелегко,
Нет воды и света.
Я привез гостинец вам,
Полбуханки хлеба.
Солдат достает из вещмешка хлеб и отдает жене.
Жена:
Мы совсем уж позабыли,
Как он вкусно пахнет.
Наша маленькая дочка,
От восторга ахнет.
Мама отдает хлеб дочке. Девочка отламывает кусочек хлеба и съедает.
Дочка:
Какой вкусный, мягкий хлеб.
Папочка, спасибо!
Ох, наголодались мы,
Нет уж больше силы!
Солдат:
Теперь будем вместе жить,
Все преодолеем.
Даже страшного врага,
Победить сумеем.
Вся семья пьет кипяток с хлебом. Музыка «Песни военных лет»
Люди, пережившие войну, очень бережно и нежно относились к хлебу, потому что маленький кусочек хлеба спас многих от голодной смерти, давал силу солдатам на фронте. Русский народ придумал много пословиц и поговорок о хлебе.
Пословицы и поговорки о хлебе.
Хлеб войны.
Хлеб войны был с лебедой,
Пополам с большой бедой,
Жизнь - была ему цена.
Помнит эти дни страна.
Хлеб сражался за народ,
Хлеб в тылу спасал сирот.
Среди стали и свинца
Грел ладони и сердца.
Живы мы не им одним,
Но тепло его храним.
Скажите, как нужно относиться к хлебу? Бережно, с уважением.
Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали в группе, то что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков и назовем его «Военный хлеб»