Получи документы

Конспект занятия для детей младшего и среднего школьного возраста «Настоящий друг»

Наталья Чеперегина
Конспект занятия для детей младшего и среднего школьного возраста «Настоящий друг»

Конспект занятия «Настоящий друг».

Цель: Раскрытие личностной и социальной значимости дружбы.

Задачи:

1. расширить представления о дружеских взаимоотношениях.

2. расширить представления детей о дружбе;

3. побуждать детей к анализу поступков;

4. развивать критическое отношение воспитанников к себе, прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

Публикация «Конспект занятия для детей младшего и среднего школьного возраста „Настоящий друг“» размещена в разделах

Оборудование и компьютерное обеспечение: заготовки: с кроссвордом, чистые листы бумаги формата А4, слайды, карандаши, список положительных качеств, заготовки: «ромашка», «рука» «правила дружбы», ситуации для обсуждения, памятки «законы дружбы», доска, магниты.

Ход занятия:

I. Организационная часть.

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие и очень интересная, серьёзная тема, а чтобы узнать, её вам необходимо отгадать кроссворд. Я вам буду читать загадки, а вы будете записывать ответ и из выделенных букв составите слово, которое будет ключевым для нашего занятия.

1. Маленькая девочка

Ростом с ноготок.

Рождена из зернышка,

Родной дом ее цветок.

Кто это? (Дюймовочка)

2. Он весёлый, заводной,

И пропеллер за спиной,

Поднимает настроенье,

Любит сладкое варенье,

Малыша всегда смешит.

Кто же это? Подскажи!

(Карлсон)

3. Она красива и мила.

А имя ее от слова «зола». (Золушка)

4. Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома.

(Белоснежка)

5. У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?.

(Буратино)

6. С голубыми волосами

И с огромными глазами.

"Зубы чистить! Руки мыть!"

Любит поруководить! (Мальвина)

Ребята, какое ключевое слово получилось? Ответы детей : дружба. Верно, сегодня мы поговорим о настоящей дружбе и взаимовыручке, рассмотрим разные ситуации, постараемся сформулировать правила дружбы, определим: что помогает и мешает нам дружить.

II. Основная часть.

2.1. Тест “Хороший ли ты друг”

Воспитатель: Вашему вниманию я предлагаю тест «Хороший ли ты друг. Он поможет вам выявить: насколько вы хороший друг и умеете ли вы ценить дружбу. Я зачитываю вам вопросы и варианты ответов к ним, а вы на листе бумаги записываете тот вариант, который вам ближе всего.

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь? А) Пойдешь в кино одна (один). Б) Одолжишь подруге (другу) денег. B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь? А) Проведешь вечер одна (один). Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье. В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь? А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться. Б) Бросишься на помощь подруге (другу). В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь? А) Скажешь ей (ему, чтобы в следующий раз он (а) лучше собиралась в поездку. Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом. В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

Воспитатель: Подведем итог. Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов (а) прийти им на помощь. Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя! Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

Воспитатель: Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

2.2. Беседа «Что такое дружба?»

Воспитатель: я хочу поговорить с вами о дружбе. В жизни почти каждого человека есть друг или друзья. В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить и наш выбор характеризует нас самих. Представьте, что вы идете по дороге и на пути лежит камень, на котором написано: «Налево пойдешь, дружбу найдешь. Направо пойдешь, дружбу потеряешь». Что и почему выберете вы? Обсуждение детей.

Что же такое дружба? Ответы детей.

В толковом словаре Владимира Ивановича Даля понятие дружба определяется как: «Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении».

На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Что же такое бескорыстная дружба? Ответы детей.

Воспитатель: Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

Воспитатель: Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

2.3. Упражнение «Подбери слово».

Воспитатель: Иметь друга или много друзей – это настоящий подарок судьбы т. к. не все люди имеют друзей. Некоторые просто путают понятия «приятель», «знакомый», «товарищ» и «друг». Как вы считаете, можно ли считать синонимами эти слова? Ответы детей. Давайте разберем эти понятия. Показ слайдов.

«Знакомый» - это человек, которого вы знаете, с которым общались раньше и, возможно, общаетесь сейчас.

«Приятель» - это просто хороший знакомый, который может иногда помочь, с которым иногда можно весело провести время, но доверять ему полностью нельзя.

«Товарищ» - человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни.

«Друг» - человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.

Воспитатель: Перед вами предложения, к которым вам необходимо подобрать слова по смыслу: знакомый, приятель, товарищ, друг.

- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать. (знакомый). Обоснование воспитанником своего ответа.

- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете. (приятель). Обоснование воспитанником своего ответа.

- Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете. (товарищ). Обоснование воспитанником своего ответа.

- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете. (друг). Обоснование воспитанником своего ответа.

- О человеке, с которым вы живете на одной лестничной площадке и с которым вы каждый день здороваетесь, вы можете сказать (знакомый). Обоснование воспитанником своего ответа.

- О человеке, с которым вы обсуждаете будущие совместные соревнования (олимпиады и т. д., вы скажете (товарищ). Обоснование воспитанником своего ответа.

- Человек, который вас позвал на дискотеку и с которым вы общаетесь иногда, вы можете сказать … (приятель). Обоснование воспитанником своего ответа.

- О человеке, который вам рассказывает о своей проблеме, просит ему помочь, вы скажете … (друг). Обоснование воспитанником своего ответа.

Воспитатель: теперь вам видна разница в этих понятиях, и вы сможете отличить дружеские отношения от товарищеских, приятельских или просто знакомства.

2.4. Игра «Ромашка».

Воспитатель: Чтобы стать настоящим другом, необходимо знать, какие человеческие качества для этого необходимы.

Перед вами ромашка. Лепестки этого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. Перед вами слова, обозначающие качества, необходимые для дружбы, и слова, обозначающие качества, которые нужно «изживать» в себе. Выполнение задания.

Воспитатель: перед вами готовая ромашка. Что вы видите на ней? Какие качества на ней вы поместили, а какие не стали? Ответы детей. В конце упражнения дети делают вывод о том, какие качества помогают, а какие мешают дружбе.

2.5. Обсуждение ситуаций.

Воспитатель: Сейчас вы прочитаете несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно, обсудите, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.

Ситуация 1. Тома и Маша встречаются на улице. Маша: - Как у тебя дела, Тома? Что-то ты без настроения. Тома: - Дело в том, что… Ну, ладно. Маша, я тебе расскажу, ты же моя лучшая подруга. Я поссорилась с Игорем. Он стал курить, связался с нехорошей компанией. Я пыталась поговорить с ним, но ничего не получилось. Мы расстались с ним, кажется, навсегда. Я так переживаю! Маша: - Да ты не переживай, пройдёт время всё образуется. Тома: - Спасибо, Маша. Поговорила с тобой, легче на душе стало. Только ты об этом никому не говори, хорошо? Маша: - Ну, как ты можешь так говорить? Ведь мы же доверяем друг другу. Девочки прощаются, Идя по улице, Маша встречает Лену. Маша: - Лена, привет! Сейчас встретила Тому, она мне такое рассказала! Девочки шепчутся. Лена: - Вот это да! Никогда бы не подумала! Ну, ладно, пока.

Обсуждение сценки. Подведение итогов обсуждения педагогом: В этом случае Машу нельзя назвать преданной подругой. Настоящий друг никогда не даст в обиду, все тайное останется между друзьями, а Маша все рассказала Лене, а Лена подругам. Я уверена в том, что настоящей дружбы после этого случая между девочками не будет никогда. Тома не поделится самым сокровенным, тайным со своей «подругой».

Ситуация 2. Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.

– Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

– И меня примите.

– Нет, не примем, - сказал Максим.

– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

– То вчера, – объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

Обсуждение сценки.

– Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему? (Нет. Настоящий друг никогда не будет менять друзей ради игрушек, если он так поступает, значит, он не настоящий друг).

Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно

что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т. п.

Ситуация 3.

Ученик Алёша сделал кормушку и позвал Вову.

Алё ша: Посмотри, какой птичий домик я сделал!

Вова присел на корточки: Ой, какой. Совсем как настоящий! С крышей! Знаешь что, Алёша, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Алё ша: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь

планер, а я кормушку.

Обсуждение сценки. Вывод: Настоящий друг не требует расплаты за ту или иную помощь, если он так поступает, значит, он не настоящий друг.

2.6. Физкультурное упражнение «Буратино».

Воспитатель: Вы плодотворно поработали. Предлагаю вам отдохнуть и немного расслабиться. Закройте глаза и представьте, что у вас нос стал как у Буратино. Обмакнув нос в чернильницу вам надо написать носом слово «дружба», «приятель», «взаимопомощь» и т. п.

2.7. Упражнение «Рука дружбы».

Воспитатель: Каждый из вас обладает набором качеств, необходимых для того, чтобы стать хорошим другом. На столе лежат готовые обведенные ладошки детей. На ладошке можно написать своё имя. Предлагаю вам на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества, которые помогают вам быть хорошим другом. Вам в помощь предлагаю список положительных качеств:

доброта

внимательность

честность

верность

справедливость

скромность

трудолюбие

совесть

общительность

искренность

заботливость

вежливость

доброжелательность

любовь к природе

уважительность к старшим

ответственность за свои поступки

умение не сдаваться перед трудностями, неудачами

терпимость к чужим недостаткам

уважение другого мнения

готовность прийти на помощь

мужество, смелость

умение радоваться чужим успехам

любознательность

умение отстоять своё мнение

Выполнение работы. Обсуждение вместе с детьми.

Воспитатель: Ваши положительные качества - это ваша сила. Протяните вашу руку (ладошку) вашему соседу. Будем считать, что это протянутая рука - символ дружбы.

2.8. «Правила дружбы».

Воспитатель: Мы с вами сегодня много говорили о дружбе. Предлагаю вам, ребята создать свои правила дружбы.

Перед вами карточки с правилами. Некоторые из этих правил подходят для нашего занятия, а некоторые нет. Ваша задача отобрать те правила, которые необходимы для того, чтобы сохранить дружбу и прикрепить их на доску. Коллективное обсуждение и составление правил дружбы.

Примеры правил:

Всегда помогай другу, особенно если он попал в трудную минуту.

Старайся поделиться с другом всем, что у тебя есть.

Не завидуй, если у друга что– то есть, а у тебя нет.

Всегда говори другу правду.

Не ссорься с друзьями.

Если ты поступил плохо, имей мужество признаться своему другу.

Не доверяй другу.

Делиться новостями, успехами и неудачами.

Умей рассказать всем о чужих секретах.

Успех друга – не твой успех, не стоит ему радоваться.

Не предлагай свою помощь, а жди просьбы о помощи.

Защищай друга.

Критикуй друга в присутствии других людей.

Уважай права друга иметь других друзей, кроме тебя.

Не выполняй свои обещания.

Воспитатель: Вместе с вами мы разработали правила дружбы, и я хотела бы, чтобы вы их придерживались.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Какое из заданий было самым интересным? Какое было легко выполнить, а какое сложно? Почему? Ответы детей. Надеюсь, что все, о чем мы сегодня с вами говорили, поможет вам найти настоящих друзей, а тем, у кого они уже есть, сохранить с ними дружбу. Напоследок я дарю вам памятку «законы дружбы», чтобы вы их не забывали!

Прикреплённые файлы:

prezentacija_jct79.pptx | 805,91 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Белая ворона» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Белая ворона» для детей младшего школьного возраста Цель: Воспитывать в детях толерантного отношения друг к другу Педагог: Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Белая ворона» Как вы.

Конспект занятия «Белый аист» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Белый аист» для детей младшего школьного возраста Цель: Изготовить аиста из бумаги. Задачи: закрепить знания о белом аисте; научить детей делать из бумаги аиста; развивать мелкую моторику.

Конспект занятия «Космос» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Космос» для детей младшего школьного возраста Цель: продолжать формировать у детей представления о космосе. Задачи: Образовательные: выяснить, что дети знают о космосе; познакомить.

Конспект занятия «Масленица» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Масленица» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с народным праздником «Масленица» Задачи: Образовательные: - познакомить детей с историей возникновения и традициями.

Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет)Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет) Тема занятия: Транспорт. Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта и видами транспорта. Изготовить модель автомобиля из картона.

Конспект занятия «Открытка к 23 февраля» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Открытка к 23 февраля» для детей младшего школьного возраста Тема: «Открытка к 23 февраля». Цель: изготовить поздравительную открытку к 23 февраля. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с.

Конспект занятия «Праздник Сороки» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Праздник Сороки» для детей младшего школьного возраста Цель: узнать историю праздника «Сороки» и изготовить птиц из бумаги. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения праздника «Сороки».

Конспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возраста Цель занятия: сконструировать робота из картона. Задачи: Образовательные: учить детей конструировать робота из картона, соблюдая симметрию.

Конспект занятия «Скелет человека» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Скелет человека» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить детей с особенностями строения скелета человека. Задачи: Обучающие: изучить строение скелета человека, знать расположение.

Конспект занятия «Весенние букеты» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Весенние букеты» для детей младшего школьного возраста Цель: создать весенние букеты в технике бумажное моделирование Задачи : Знакомство учащихся с жизненным путем Валентины Терешковой. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей младшего и среднего школьного возраста «Настоящий друг»
Опубликовано: 27 марта 2022 в 19:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД