Получи документы

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по поисково-познавательной деятельности «Как живут растения?»

Диана Рославлева
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по поисково-познавательной деятельности «Как живут растения?»

Пояснительная записка к занятию по поисково-познавательной деятельности

«Как живут растения

Занятие для детей подготовительной к школе группы, составлено в соответствии с программой «Экологическая этика» Рославлевой Д. А. Занятие направлено на развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников, протекающей в форме экспериментальных действий. Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по поисково-познавательной деятельности „Как живут растения?“» размещена в разделах

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

Программное содержание: обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; показать зависимость всего живого от растительного мира; учить понимать происходящие процессы в природе и быть заботливыми по отношению к растениям.

На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия.

Особенностью данного занятия является применение метода шести шляп мышления (З. де Боно).

Материал: изображение «мамы», кленового листочка, мальчика, капли воды, углекислого газа, солнца (для инсценировки сказки); фотография с изображением космонавтов на луне, сотовый телефон; плакат «Растения»; стаканы с водой, трубочки для сока, губки; земля,; вырезанные из цветной бумаги цветы.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

- Давайте поздороваемся и согреем друг друга своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Правильно солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).

Солнышко, солнышко!

Мы – твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

- Сядьте на стульчики и наденьте белые шляпы.

- Ребята, к нам пришло письмо. А в конверте лежит фотография (показ фотографии, на которой изображены космонавты на луне).

Дети рассматривают фотографию.

- Что здесь изображено? (луна и космонавты)

- А как вы догадались? (ответы детей)

- Что на них надето? (скафандры)

- А почему космонавты находятся в космосе только в специальных скафандрах? Зачем они им нужны? (чтобы дышать)

- А разве в космосе нет воздуха, нет кислорода? (нет)

- А почему в космосе нет кислорода? Кто знает? (ответы детей)

- Да, одна из причин того, что в космосе нет кислорода в том, что в космосе не растут растения.

2. Приходит СМС-ка (раздается соответствующий сигнал телефона и воспитатель читает) :

«Здравствуйте, ребята! Это я прислал вам фотографию. Я хотел бы узнать, что такое растения и как они живут? Помогите, пожалуйста!

Лунтик!»

- Ребята, поможем Лунтику; объясним, что такое растение и как они живут? (да)

- Тогда, давайте вспомним, какие государства есть в царстве растений (травы, деревья и кустарники) и как отличить растения разных государств? (у трав стебель, у деревьев один ствол, у кустарников два и более стволов)

- Ребята, а растения живые или неживые? (ответы детей)

- А почему вы говорите, что они живые? (питаются, дышат, размножаются, растут)

- Растут, т. е. увеличиваются в размерах: это понятно. А вот как растения едят : неужели они едят суп и кашу? (нет)

- Ребята, я расскажу вам сейчас сказку «Еда для растений», прослушав которую вы поймете как питаются растения. Оденьте синюю шляпу и послушайте:

«Еда для растений»

Мальчик: Мама, после тренировки я голоден как волк. Что у нас сегодня на обед?

Мама: На первое суп, а на второе - котлеты с картофельным пюре.

Мальчик: Опять картошка? Ведь вчера на ужин была картошка!

Мама: Вчера была жареная картошка, а сегодня - вареная.

Мальчик: Жареная или вареная - картошка есть картошка. Она мне уже так надоела!

Мама: Знаешь что, перестань капризничать и иди мыть руки.

Мальчик: Мама, а что будет, если я совсем перестану есть? Ну, объявлю голодовку?

Мама: Дорогой мой, ты не можешь ничего не есть - все живые существа нуждаются в энергии.

Мальчик: Мне кажется, что сейчас, после двух часов футбола на поляне, я не совсем живое существо. Если бы ты видела, как я стоял на воротах!

Мама: Где это ты на поляне нашел ворота?

Мальчик: Да это два больших дуба. Вот уж их-то никто не заставляет есть картошку. Деревьям и другим растениям, наверное, вообще не нужна еда.

Мама: Ошибаешься, дорогой. Ты забыл, что растения - живые. Им обязательно нужна еда, только не такая, как наша. Ну, я пошла на кухню разогревать обед. (Уходит.)

Мальчик: Что же это за необыкновенная еда? Ой, кто это там стукнул в окно?

Кленовый лист: Это я, кленовый лист! Привет!

Мальчик: Привет, листик! У меня к тебе куча вопросов. Как ты поживаешь?

Кленовый лист: Прекрасно! Наслаждаюсь солнышком. Хотя немного жаль, что нет мелкого дождичка. Стало очень сухо, а мне влага необходима так же, как и солнечный свет.

Мальчик: А зачем они тебе?

Кленовый лист: Как зачем? Чтобы питаться, то есть, чтобы приготовить себе еду.

Мальчик: Как раз об этом я и хотел тебя спросить! Вода и солнечный свет - и это все, что тебе нужно для приготовления еды?

Кленовый лист: Не совсем. Еще я не могу обойтись без воздуха и хлорофилла, который есть во мне.

Мальчик: Что в тебе есть?

Кленовый лист: Хлорофилл. Это самая важная часть зеленых растений. Хлорофилл не только окрашивает нас в зеленый цвет, но и помогает приготовить еду.

Мальчик: Все так сложно и непонятно…

Кленовый лист: Это только так кажется. На самом деле все очень просто! Хлорофилл, ты готов?

Хлорофилл:

Я - Хлорофильчик, Хлорофилл!

Еду я листикам сварил:

Налил я воду - это раз,

Потом взял углекислый раз,

Смешал я с солнышком все это -

Нельзя без солнечного света -

И получилась - да, да, да! -

Великолепная еда!

Растенье сыто и здорово -

И с вами вместе петь готово!

Мальчик: Замечательно! Это действительно просто! И я запомню это трудное слово - ХЛОРОФИЛЛ.

Хлорофилл: Я могу еще много раз пропеть! Присоединяйтесь! (Еще раз поет.)

Кленовый лист: Хлорофилл, тебе пора вернуться в меня. Спасибо за представление.

Мальчик: Теперь я знаю, кто готовит еду растениям. И я понял еще кое-что.

Кленовый лист: И что же ты понял?

Мальчик: У меня нет хлорофилла, значит я никогда не смогу приготовить себе еду так, как это делают растения. Пойду-ка я лучше поем картошечки.

- Ребята, посмотрите: у меня лист бегонии. Как вы думаете, в нем есть питание? (нет). Давайте проверим, так ли это? А поможет нам в этом красная шляпа.

Проводится демонстрационный опыт 1:

Цель: установить наличие в листьях питания для растений.

Материал: кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет, емкость для воды.

Ход опыта: лист бегонии залить кипятком и оставить на 5-7 минут.

- Ребята, а где растения берут воду? Ведь мы с вами уже знаем, что процесс питания не возможен без воды (из земли, из почвы)

- Посмотрите, у меня два комнатных растения : одно растет лучше другого. Как вы думаете почему? (ответы детей)

- Обратите внимание на землю в горшке, одинаковая ли она? ( нет: в одном горшке почва плотная, а в другом – рыхлая)

- Какое растение растет хуже? (которое в горшке с плотной почвой)

- Давайте проведем опыт и посмотрим, почему плотная почва хуже рыхлой.

Опыт 2:

Цель: доказать необходимость в рыхлении.

Материал: на каждого ребенка два стакана с водой; уплотненная и рыхлая почва.

Ход опыта: в один стакан опустить кусочек плотной почвы, в другой стакан – рыхлую землю. Из плотной земли выделяется меньше пузырьков воздуха, чем из рыхлой.

Вывод: плотная почва хуже проводит воду и воздух, поэтому растениям в ней плохо. Значит почву надо рыхлить, чтобы к корешкам был доступ воды и воздуха.

- Хлорофилл – еда растений – образуется в листьях, а для этого нужна вода. А как вода из корней поступает в листья? Тот, у кого появится предположение, наденет зеленую шляпу (ответы детей).

- Вода поднимается по стеблю. Давайте на опыте покажем как происходит этот процесс.

Опыт 3:

Цель: показать процесс прохождения воды по стеблям.

Материалы: стаканы с питьевой водой на каждого ребенка, трубочки для сока или коктейля (выполняют роль стебля).

Ход опыта: опустить трубочку в воду и втянуть воздух с нижнего конца; наблюдать за движением воды вверх.

Вывод: стебель тоже имеет отверстия, по которым точно также поднимается вода до листьев и цветков; только действуют другие «силы».

- Посмотрим, что произошло с листом бегонии: он стал зеленый, а вода окрасилась в бордовый цвет. Значит во всех листьях «еда зеленая»!

- А если в растении много воды, куда денется лишняя влага? (ответы детей)

- Она испаряется и мы с вами сейчас выясним, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

Опыт 4 (этот опыт заменяет физминутку) :

Цель: выявить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

Материал: губка, смоченная водой.

Ход опыта: воспитатель предлагает детям попрыгать. Выясняет, что они чувствуют (жарко). Что происходит, когда жарко (пот выступает, потом исчезает, испаряется. Предлагает представить, что рука – листочек; смочить губку и провести ею по внутренней стороне предплечья. Что чувствуете? (прохладу).

Вывод: при испарении влаги с листьев растение охлаждается.

- Ребята, а что произойдет, если вода поднимется по стеблю до цветка? Сейчас, тот из вас, кто выскажет свое суждение, оденет черную шляпу (ответы детей).

- Давайте на опыте покажем, что происходит с цветами.

Опыт 5:

Цель: доказать, что вода способствует распусканию цветов.

Материал: цветы, вырезанные из цветной бумаги, на каждого ребенка; емкость с водой на каждого ребенка.

Ход опыта: лепестки у цветка загнуть к центру и в таком виде цветок опустить в воду лепестками вверх, сердцевиной на воду. Цветы начнут «распускаться».Что происходит? (вода по капиллярам бумаги поднимается вверх и цветок «распускается»)

Вывод: вода способствует распусканию цветов.

3. - Ребята, как вы думаете: теперь Лунтик знает, что такое растения и как они живут? (да)

- Конечно, мы можем много еще рассказать Лунтику о растениях : как размножаются, как они нас лечат, где растения любят жить и многое другое. Но к сожалению у нас нет сейчас времени. Поэтому все сейчас наденут желтые шляпы и давайте скажем, для чего нужны растения? (кислород для дыхания, очищают воздух, питание для травоядных, звено в цепочке питания, красота, сырье для промышленности, среда обитания, лекарстваи многое-многое другое)

Вы все сегодня замечательно поработали и помогли Лунтику. Я вам за это говорю большое спасибо и на этом мы с вами прощаемся до следующего занятия! До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по поисково-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Серпантин экспериментов» Конспект нод по поисково-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Серпантин экспериментов»[/b] Воспитатель:.

Конспект НОД по познавательной деятельности для детей подготовительной группы «Посуда» Цели: - формировать обобщающее понятие «посуда»; - уточнить с детьми название посуды; - уметь называть и различать кухонную, столовую.

Конспект НОД по познавательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Экскурсия по Красноярску» Тема занятия: «Экскурсия по Красноярску» Цель: формирование у воспитанников представлений о городе Красноярске и уважительного отношения.

Конспект организованной образовательной деятельности по экологии «Как живут растения и животные?» (подготовительная группа) Конспект организованной образовательной деятельности по экологии «Как живут растения и животные?» (подготовительная группа) Цель: Познакомить.

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности для детей подготовительной группы «Как рождается книга» Конспект занятия по познавательной деятельности для детей подготовительной группы «Как рождается книга» Воспитатель подготовительной группы:.

Конспект по природе «Как готовятся к зиме растения, животные, люди» для детей подготовительной группы. Конспект НОД по природе «Как готовятся к зиме растения, животные, люди» для детей подготовительной группы. Цель: уточнить и систематизировать.

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Может ли растение дышать?» Познавательно – исследовательская деятельность. Тема «Может ли дышать растение?» Автор: воспитатель подготовительной группы МБДОУ д/с.

Конспект занятия по познавательной деятельности в младшей группе «Растения» Цель: Формировать у детей элементарные знания о растениях (мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка); у каждого растения есть: корень, стебель,.

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «Что такое Родина?» Тема «Что такое Родина?» Цель: формировать первичные представления о Родине, о социально – культурных ценностях малой Родины. Задачи:.

Тематическое планирование занятий по поисково-познавательной деятельности в подготовительной группе СЕНТЯБРЬ 1. Живая природа. Строение, значение, функции частей растения. Установить связь видоизменения частей растения с их функциями. О. В. Дыбина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по поисково-познавательной деятельности «Как живут растения?»
Опубликовано: 2 февраля 2018 в 10:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД