Коломина Светлана Борисовна
Конспект НОД по поисково-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Серпантин экспериментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нод по поисково-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Серпантин экспериментов»[/b]
Воспитатель: Коломина Светлана Борисовна
Тип: Информационный
Вид: Игровое
Дифференциация: По уровню развития
Название: «Серпантин экспериментов»
Программное содержание:
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по поисково-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Серпантин экспериментов“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Воспитывать аккуратность при действии с краской.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развивать дружеские взаимоотношения.
Способствовать расширению знаний детей о природных явлениях (свете, воздухе, звуке, теплоте).
Формировать практические действия, при использовании которых выделяются ранее открытые свойства изучаемого объекта.
Материал: Таз с водой, баночки, резиновая игрушка, пакеты, шарики, надувные игрушки, электрическая лампа, предметы из различных материалов (камешки, шарики, изделия из железа, деревянные кубики и т. п., карточки из игры «Свойства» (с рукотворными и природными светилами, предметы, отражающие и не отражающие (ложка, утюг, зеркало, половник и т. п., трубочки для коктейля, бумага, разведенная тушь.
Предыдущая работа: Игры детей в экспериментальном центре, чтение стихотворений о солнышке, просмотр видеофильмов о «Незнайке».
Последующая работа: Игры-эксперименты на прогулке.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
К детям приходит Незнайка со связкой воздушных шаров.
Незнайка: Ребята, здравствуйте, вы меня узнали? Как меня зовут?
Воспитатель: Здравствуй Незнайка! А что у тебя сегодня день рождения? У тебя так много воздушных шаров!
Незнайка: А вы разве не смотрели мультфильм о том, как я путешествовал на воздушном шаре? Это я его придумал! А хотите, я вас тоже возьму в путешествие на воздушных шариках в «Страну исследователей». Ответы детей.
Незнайка: Тогда заходите в мой воздушный корабль (сделанный из стульчиков, на которые привязаны воздушные шары) и полетели!
Воспитатель: Ой, ребята! Как мы с вами высоко летим, посмотрите-ка, как красиво вокруг нас!
Ребенок читает стихотворение:
Посмотри, мой милый друг!
Что находиться вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывет,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года
Это все вокруг: (все вместе) Природа.
Воспитатель: Ну вот, Незнайка нас привез в интересную и загадочную страну. Посмотрите, как много здесь интересных вещей! А хотите поиграть вместе с Незнайкой. Ответы детей.
Воспитатель: А что такое солнце? На что оно похоже? А что бы было, если бы не было солнца? Ответы детей.
Воспитатель: А в каком произведении пропадает с неба солнце?
Давайте вспомним, как это было.
Отрывок из произведения читает ребенок:
Солнце по небу гуляло и за тучу забежало.
Глянул заинька в окно, стало заиньки темно.
Наступила темнота – не ходи за ворота.
Кто на улицу попал, заблудился и пропал…
Воспитатель: Да ребята. Не было бы солнышка, все погрузилось бы во тьму.
Незнайка: А я хочу знать, какие светила освещают землю?
Воспитатель: Сейчас, Незнайка, мы тебе все покажем (воспитатель просит подойти к одному столу) – Что вы здесь видите?
Ответы детей.
Задание 1: «Игротека» - нужно выбрать из представленных карточек, те светила, которые называются природными, и назвать их. Затем, рукотворные, то есть сделанные руками человека.
Незнайка: Ой, как интересно, теперь я знаю, что может освещать дорогу или дом. А что может отражать свет? Где я могу это увидеть?
Задание 2: «Отражайка» - перед детьми разложены предметы из разных материалов (половник, ложка, магнитофон, барабан, утюг, машина, зеркало, губная гармошка, бутылочка, воздушный шар). Дети классифицируют предметы на отражающие и не отражающие.
Делаем вывод: предметы отражаются в плоских, блестящих и гладких предметах.
Воспитатель: Ребята! А на улице можно увидеть свое отражение? Ответы детей. Молодцы, ребята, как много вы знаете. А вот какие предметы имеют свойства нагреваться, а какие нет?
Задание 3: «Секреты теплоты» - перед детьми разложены предметы из разных материалов (камешки, деревянные кубики и т. п.). Над ними включена электрическая лампа. Детям предлагается оценить степень нагревания предметов на ощупь и сделать выводы, какие материалы нагреваются сильнее и почему?
Вывод: железо и камень нагреваются больше. Значит они больше поглощают тепла и света, поэтому становятся горячими. А не нагреваются те предметы, которые не проводят тепло – это дерево, глина и т. п.
Незнайка: Спасибо ребята! Какие вы молодцы, теперь я много знаю о солнце и тепле. А теперь я хочу послушать о другом природном явлении и про него вам загадаю загадку:
«Через нос проходит в грудь, и обратно держит путь.
Он невидимый, и все же без него мы жить не можем».
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята! Наша планета окружена воздушным облаком, поэтому ее называют голубой планетой.
Незнайка: Воздух! Воздух! А где этот воздух? Ну, где он? Покажите его!
Дети объясняют, что мы его не видим, но он везде вокруг нас.
Игра «Подуем на ладошки».
Воспитатель: Ну что, Незнайка, ощутил воздух?
Незнайка: Да! А давайте еще поиграем с невидимкой!
Задание 4: «Невидимка» - на столе разложены различные предметы. Детям предлагается найти как можно больше предметов, в которых спрятался воздух и доказать это (вода в тазике, наполнение пакета воздухом и т. п.).
Вывод: воздух повсюду.
Воспитатель: Ну что, Незнайка! Убедили мы тебя, что воздух повсюду. Он невидимый, но мы его можем обнаружить при помощи опытов.
Незнайка: Да, теперь я знаю, где искать воздух.
Воспитатель: А я вам предлагаю игру-соревнование с мячом, в котором что есть?
Ответы детей. [/b]
Проводиться игра «Удержи мяч». Дети делятся на две команды, выполняют задание (нужно зажать мяч между ног и оббежать стульчики.
Воспитатель: Незнайка, понравилось тебе играть с воздухом?
Незнайка: Ой, как мне понравилось, я теперь и с друзьями буду играть каждый день.
Воспитатель: Незнайка, а ребята умеют не только играть с воздухом, но и рисовать им. Хочешь посмотреть и вместе порисовать?
Незнайка: Ну, конечно же! Я самый лучший художник в нашем городе!
Воспитатель: Настроение прекрасное, и не хочется скучать.
Я забавные картинки предлагаю рисовать.
И соломинкой для коктейля прошу кляксы сделать вас,
Чтоб веселая картинка по листочку расплылась.
Кляксы разные бывают, что они изображают?
Задание 5: «Забавные картинки» - детям дается бумага и соломинки для коктейля. Незнайка ставит кляксу. Дети ее раздувают через соломинки, делая какое-нибудь изображение (рассказывают о нем).
Незнайка: Ой, какие красивые рисунки у вас получились. Я сегодня же научу всему, что увидел, свих друзей. Но, вам пора возвращаться в детский сад, а мне домой, к своим друзьям. (Дети садятся с Незнайкой на воздушный шар и летят в детский сад.)
Воспитатель: Ну, вот, ребята! Мы и в детском саду! Понравилось ли вам наше путешествие?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем занимались мы сегодня в городе исследователей? Ответы детей. Молодцы все! А сейчас нам пора прощаться с нашими гостями и с Незнайкой. Давайте, ребята, подарим Незнайке рисунок на память о нашем путешествии.
Незнайка: До свидания, ребята! Мне хочется поскорее встретиться со своими друзьями и рассказать обо все, что я узнал сегодня от вас и показать ваш подарок. Ведь его рисовали с помощью воздуха!