МААМ-картинки

Конспект занятия в форме посиделок для детей школьного возраста «Матрешки»

Любовь Потехина
Конспект занятия в форме посиделок для детей школьного возраста «Матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия для детей школьного возраста "Матрешки" (народные посиделки)

Цель: Приобщение подрастающего поколения к русским народным традициям через создание изделий, поделок с использованием мотивов пазличной росписи.

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения матрёшечного промысла, c росписями «хохлома», «гжель», «Урало – Сибирская роспись».

2. Формировать умения и навыки в процессе освоения техники выполнения пластилинографии, аппликации, декупажа матрешек, используя основные мотивы выполнения различных росписей.

Публикация «Конспект занятия в форме посиделок для детей школьного возраста „Матрешки“» размещена в разделах

3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам. Воспитывать эстетический вкус, желание сделать свой дом неповторимым в процессе украшения различных предметов домашнего обихода.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-материальное обеспечение:

1. Материалы и инструменты:

• бумажные салфетки;

• кусочки ткани;

• пластилин;

• ножницы;

• кисти;

• клей ПВА;

• акриловые краски на водной основе;

• акриловый лак;

• валики;

• линейка, угольник, сантиметровая лента;

• наждачная бумага;

• ватные палочки, зубочистки.

2. Образцы изделий из различных материалов, расписанных в технике «гжель», «хохлома», «Урало-Сибирская роспись».

Метод проведения:

• объяснительно-иллюстративный;

• репродуктивный.

Ход занятия:

I Организационный момент:

• ознакомление с целями занятия;

• инструктаж по технике безопасности.

II Актуализация прежних знаний, умений, навыков:

• Какие русские народные промыслы вы знаете? (изготовление матрешек, самоваров, плетение из бересты, вышивка, вязание.)

• Что такое роспись? Какие росписи знаете?

• Как вы считаете, нужно ли нам изучать и знать историю своей Родины? Как жили и что делали люди раньше?

• Как вы считаете, вам пригодятся умения выполнять какие-то техники декоративно-прикладного творчества? (вышивка, вязание, плетение, выжигание)

• Что такое аппликация? виды аппликаций? (ответ девочек);

• Как переводится с французского слово декупаж? (ответ девочек);

• Что такое пластилинография? (ответ девочек);

• Прочитайте и объясните смысл пословиц о труде, применимы ли они для сегодняшнего занятия? (ответ девочек).

III Изложение нового материала:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Изучая декоративно- прикладное творчество на занятиях по ручному труду мы прикасаемся к истокам нашей истории и получаем знания, завещанные нам предками. Естественная потребность человека в умении создавать удивительный интерьер своего дома сочетается с желанием воспеть многообразие народных промыслов.

А пришла я к вам в гости не одна. Я принесла очень интересную игрушку, чтобы узнать что же это за игрушка отгадайте мою загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Эта Русская…МАТРЁШКА.

1. Изложение новой темы

Правильно ребятки,я вижу вы хорошо знакомы с этой точёной игрушкой.

Расскажите? Как выглядит матрёшка?

Во что она одета? (сарафан, платок на голове, есть фартучек, и цветочек в руке).

Из чего сделана матрёшка?

Правильно она выточена из дерева.

А что за секреты у неё внутри?

Эта фигурка разнимается и вдруг возникает другая меньшая размером такая же красивая. И эта в свою очередь разнимается, предстаёт ещё одна фигурка, потом ещё и ещё. Посмотрите на эти матрёшки на столе. Матрёшка невольно вызывает улыбку у всех.

Как вы думаете сколько вкладышей может быть в матрёшке? Самое большое количество 50 вкладышей.

Как выдумаете ребята сколько лет матрёшке?

Матрёшка молода её всего сто с небольшим лет.

Знаете ли вы откуда появилась матрёшка?

2. Беседа об истоках развития промысла.

Существует такая легенда. Богатый купец привёз из Японии фигурку к себе в подмосковную усадьбу в село Абрамцево. Японская игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Однажды к купцу приехали гости, и хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная фигурка заинтересовала художника Сергея Малютина. Он решил сделать нечто подобное. Японскую игрушку он повторять не стал. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке, переодел в русский сарафан, а чтобы она выглядела интересней, пририсовал ей в ручки чёрного петуха.

И назвал матрёшкой.

Как вы думаете, почему так названа матрёшка?

Имя Матрёна, Мотя, Матюша, тогда было широко распространено отсюда и название.

Почему так одета? Девушки тех лет носили такие наряды. Матрёшка символизирует образ русской девушки.

Ребята а какое чувство вызывает у вас матрёшка?

Каждая матрёшка хороша по своему, но у них много общего, все эти игрушки всегда символизируют любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

В каждой стране есть свои сувениры. В нашей стране тоже есть сувенир.

Как вы думаете какой? (матрёшка).

Граждане, приехавшие из другой страны, обязательно увозят с собой сувенир - русскую народную матрёшку. Так как матрёшка это символ России.

3. Особенности росписи разных матрёшечных промыслов.

Матрёшечный промысел очень быстро развивался.

Роспись матрёшек стала красочной и разнообразной. Изображали девушек обязательно в сарафане.

В разных местностях расписывали матрёшек по-своему.

Наиболее известные матрёшки, расписанные народными росписями: Золотая Хохлома, Гжель, Уральская. Этих матрёшек вы можете встретить в повседневной жизни. В магазине можно приобрести любую из этих матрёшек.

IV Практическая работа.

Зал оформлен в русском стиле, звучит русская народная мелодия, под которую появляются три девицы-красавицы.

1- я девица: Как-то ясным зимним днем

Собралися мы втроем,

Рукодельницы-девицы

Все искусны мастерицы.

2-я девица: Собрались не похвалиться,

А наукой поделиться:

Как играть и как дружить,

Как в краю родимом жить.

3-я девица: Как ремеслам нам учиться,

Песен, сказок не забыть

С удовольствием трудиться,

Людям радость приносить.

Руководитель: Как та встреча проходила,

Что на этой встрече было,

Без утайки все расскажем,

Как трудиться – все покажем.

Прежде чем приступить к работе мы немного разомнёмся. Встанем около стульев руки на поясе и повторяем движения за мной.

Физминутка

Мы, матрёшки, вот такие крошки. (Руки на поясе. В такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки. (Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)

Мы, матрёшки, вот такие крошки. (руки на поясе,в такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас розовые щёчки. (растирание руками щёк)

Мы, матрёшки, вот такие крошки. (руки на поясе, в такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки. (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Рукодельницы кланяются, двое уходят.

1-я девица: Я к себе сейчас скликаю,

И с поклоном приглашаю

Самых маленьких ребят,

Тех, кто любит рисовать.

Но не красками, не мелом,

Не цветным карандашом

А обычным пластилином.

Кто с этой техникой знаком?

Руководитель: Ребята, вначале рассмотрим Уральскую роспись (дети смотрят на экран). Она имеет разноцветную гамму. А что это значит? В ней большое количество цветов и разных оттенков.

1-я девица: Я вижу, вы хорошо знакомы с этой росписью. А давайте мы с вами сегодня нарядим вот эту матрешку в такой красивый и яркий наряд, используя технику под названием пластилинография.

Потому-то день-деньской

Лепим в нашей мастерской:

Кто оттенки подбирает,

Кто-то шарики катает.

Руководитель: Прежде чем приступить к работе, ребята, давайте вспомним правила работы с пластилином:

- Бери то количество пластилина, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

- Излишки пластилина убирай стекой и салфеткой.

- Руки после работы хорошо вымыть с мылом.

Дети приступают к работе.

В это время выходит 2-я девица-красавица, кланяется.

2- я девица: Кто с иголкой, ниткой дружен,

Тот-то мне сейчас и нужен

Приглашаю тех девчат,

Кто учиться шить хотят.

У умелой мастерицы

Все в хозяйстве пригодится:

Каждый малый лоскуток

Свой отыщет уголок.

И сегодня всем на диво,

Дружно, быстро и красиво

Будем хохломской творить наряд

Поработать каждый рад?

Руководитель: Давайте рассмотрим распись под названием «хохлома» (дети смотрят на экран) Скажите ребята какова гамма росписи, какие три цвета есть в росписи этой росписии? (красный, жёлтый, чёрный).

2-я девица: Так давайте выполним аппликацию из ткани, чтобы украсить эту матрешку под «Золотую Хохлому».

Искусница раздает детям заготовки ткани с нанесенной на нее выкройкой и ножницы. Дети вырезают и приклеивают вырезанные детали к матрешке.

Появляется третья участница. Она выносит еще одну матрешку. Показывает всем

3 девица: Эта белая матрешка

Взор к себе не привлекает…

Тех хочу к себе позвать,

Кто будет декорировать.

Вот вам кисти, вот вам краски,

Вот салфетки вам и клей.

Вы волшебники из сказки,

Украшайте их скорей.

Руководитель: А для того, чтобы выполнить ей наряд, давайте поглядим на еще одну роспись под названием «гжель». Какие основные цвета присутствуют?

Девочки выполняют декорирование матрешки в технике «декупаж», соблюдая правила работы с клеем:

- пользуемся кистью.

- бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

- излишки клея убирай салфеткой.

- кисточку и руки после работы хорошо вымыть с мылом.

Итог занятия

Пока ваши матрешки сохнут у нас есть время поговорить о том. что мы узнали сегодня.

Сегодня мы научились выполнять роспись пластилином, тканью и бумажными салфетками.

А сейчас ответьте мне на вопросы:

- В какой технике мы выполняли роспись «Урало-сибирскую»? (пластилинография)

- Кто скажет, как называется техника выполнения росписи «хохлома»? (аппликация)

- Что такое «декупаж»? Для какой росписи мы его применяли? (салфеточная техника, «гжель»)

А так же мы познакомились с историей возникновения русской матрёшки.

— Почему матрёшку так назвали? (Имя Матрёна)

— Почему её изображали в сарафане, в платочке, с цветами в руках? (она символизировала русскую девушку)

— Как появилась матрёшка? (Её выполнили похожей на китайскую игрушку Фукуруму)

Молодцы! Всем огромное спасибо!

Все девицы – красавицы выходят, расставляют выполненные матрешки.

Все девицы-красавицы: К завиточку – завиток,

То бутончик, то цветок,

На глазах честного люда

Сотворили дети чудо!

Выходят все участники праздника, берутся за руки. Искусницы ведут детей змейкой по залу, по кругу. Затем участники играют в «ручеек», вовлекая зрителей. В заключении строятся в полукруг.

Руководитель: Кто играл, кто рисовал.

Кто поделки создавал.

Среди многих разных дел,

Каждый выбрал, что хотел.

Так и в жизни действуй смело,

Выбирай по сердцу дело,

Достигай больших высот,

И успех к тебе придет.

Самоанализ К большому сожалению, подрастающее поколение в нашей стране и в нашем городе воспитывается на западной культуре (одежда, музыка, фильмы, журналы) и мало что знает о нашей культуре, исконно русских традициях. Дети мало знакомы с видами декоративно-прикладного искусства. Проблема приобщения к народному творчеству актуальна в настоящее время. Не только дети, но и не все взрослые не знают традиции своего народа и не стремятся изменить ситуацию к лучшему. Можно ли изменить такую тенденцию? И что я могу для этого сделать?

Публикации по теме:

«Музеи мира». Конспект занятия для детей среднего школьного возраста .

Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «Пушистый переулок» Методическая разработка «Занятие «Пушистый переулок» Яковенко Евгения Павловна, педагог дополнительного образования Аннотация. В данной.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Тема занятия: «Мир эмоций» Цель: стабилизация эмоционального состояния детей, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет)Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет) Тема занятия: Транспорт. Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта и видами транспорта. Изготовить модель автомобиля из картона.

Конспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста Конспект занятия по теме: «Русский народный праздник - встреча весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста. История праздника.

Конспект занятия «Подарок папе к 23 февраля» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Подарок папе к 23 февраля» для детей младшего школьного возраста Предлагаю вам конспект занятия по теме: "Подарок папе на 23 февраля" для детей младшего школьного возраста. Конспект познавательного характера,.

Конспект занятия для дошкольников и учащихся младшего и среднего школьного возраста «Роспись чернышенской игрушки»Конспект занятия для дошкольников и учащихся младшего и среднего школьного возраста «Роспись чернышенской игрушки» Конспект урока: «Роспись Чернышенской игрушки». Занятие предназначено для детей от 4,5 до 12 лет. Возрастная группа охватывает дошкольников,.

НОД в форме занятия для детей раннего возраста «Зимушка-зима» Непосредственная образовательная деятельность в форме занятия Направление: Художественно-эстетическое. Образовательная область: Художественное.

Конспект занятия «Подарок маме на 8 Марта в технике оригами» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Подарок маме на 8 Марта в технике оригами» для детей младшего школьного возраста Конспект занятия по теме: "Подарок маме на 8 Марта" для детей младшего школьного возраста. Конспект познавательного характера, направленный.

Конспект занятия «Валентинка — закладка для книг» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Валентинка — закладка для книг» для детей младшего школьного возраста Цель: Узнать историю праздника и изготовить валентинку - закладку для книг. Задачи: Обучающие задачи: - развить навыки работы с материалами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в форме посиделок для детей школьного возраста «Матрешки»
Опубликовано: 21 апреля 2017 в 12:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в форме посиделок для детей школьного возраста «Матрешки»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Потехина (УИ 1155326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД