МААМ-картинки

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри-защитники земли Русской»

Ирина Короткова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри-защитники земли Русской»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

"Богатыри – защитники земли Русской"

Короткова И. А.

Программное содержание:

1. Дать представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании.

2. Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси.

Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Богатыри-защитники земли Русской“» размещена в разделах

3. Обогащение словаря : Русь, предки, русичи, славяне, былина, богатыри, сказитель, гусли, иноземцы, захватчики, бусурманы, печенеги, татары. Богатыри : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович

4. Вызвать интерес к русскому народному творчеству.

5. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

Демонстрационный материал:

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России; книги о богатырях; иллюстрации: «Бой», «Деревянные дома», «Сказитель», «Славянский посёлок», «Славяне», «Хазары», «Город у реки», «Терема богатых людей».

Ход занятия

Педагог. Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое название. Как называется наша страна?

Дети. Россия.

Педагог. Правильно. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что, она - наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.

Подойдите к карте. Посмотрите, какая она наша Родина?

Дети. Большая, огромная, красивая, богатая.

Педагог. А что ещё вы видите на территории нашей страны?

( Наводящие вопросы: Что обозначено, синим цветом, зелёным, коричневым)

Дети. Океаны, моря, реки, озёра, горы, леса и поля.

Педагог. Молодцы! Да, ребята Родина самая большая страна, в ней очень много природных богатств. А какая она была раньше?

Дети. Она была меньше. Здесь проживало не так много людей.

(дети садятся)

Педагог. Ребята, а как называлась наша Россия раньше?

Дети. Русь.

Педагог. Правильно! Более тысячи лет назад образовалась русское государство, называлось оно - Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков – это была Родина. На Руси жили наши предки. Кто такие предки?

Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Педагог. Как вы думаете, как называли предков, которые жили на Руси?

Дети. Русичи.

Педагог. Правильно. По-другому русичей называют «славянами». Как вы думаете почему? (На какое слово оно похоже)

Дети. Славяне похоже на слово «слава».

Педагог. Они были славным народом, поэтому они и звали себя славянами.

Показ иллюстрации «Славяне»

Славяне, были светловолосые и голубоглазые. Высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину.

Наши предки – славяне жили в деревянных городах, на берегах рек.

Показ иллюстрации «Город у реки»

Простые люди жили в деревянных домах – избах.

Показ иллюстрации «Славянский город»

Князья и богатые люди строили большие дворцы – терема и хоромы.

Показ иллюстрации «Терема богатых людей»

Славяне занимались рыбной ловлей, охотой и земледелием. Они встречались на ярмарках и торговали с соседями.

В те времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов.

Показ иллюстрации «Хазары»

Как вы думаете, какие враги были у славян?

Дети. Иноземцы захватчики, басурманы, монгола - татары, печенеги, хазары, половцы, псы-рыцари.

Педагог. Они нападали на Русь, разоряли леса и деревни, забирали в плен женщин и детей, уводили с собой награбленные богатства.

Поэтому, Русь надо было защищать.

Показ иллюстрации «Бой»

А как назывались наши защитники земли Русской?

Дети. Богатыри.

Физкультминутка: «Дружно встали»

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже (Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.

И на право, и ещё (Поворот вправо.)

Через левое плечо. (Поворот влево.)

Рассматривание картины Васнецова «Богатыри».

Педагог. Посмотрите на картину художника Васнецова. Кто на ней изображён?

Дети. Силачи, воины, борцы, богатыри.

Педагог. Почему вы так решили?

Дети. У них оружие, защитная одежда, они огромные, сильные, героические, мужественные.

Педагог. Назовите их имена, если знаете?

Дети. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Педагог. Где изображены богатыри?

Дети. На заставе, границе, поле.

Педагог. Что делают в поле богатыри?

Дети. Охраняют Русь от врагов.

Педагог. Кто из богатырей вам больше нравится?

Дети.

Педагог. Ребята, подвиги русских героев– богатырей отражены не только в творчестве художников, но и в былинах.

Педагог. Что такое былина. (От какого слова оно происходит)

Дети. Быль – это, правда, о том, что было или происходило на самом деле. Это песни, сказы о подвигах богатырей.

Педагог. Как слагались былины?

Дети. Русский народ.

Педагог. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.

Среди народа были сказители, они и рассказывали о героях-богатырях, и их подвигах. Подумайте, почему их называли сказителями? (От какого слова оно происходит)

Дети.

Педагог. А как сказитель рассказывал Былину?

Дети. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину.

Показ иллюстрации «Сказитель»

Педагог. Былины рассказывались под аккомпанемент гуслей, тихим, неторопливым голосом. Вот послушайте отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». (Воспитатель читает отрывок под сопровождение фонограммы струнного иструмента)

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

В том ли в городе во Муроме,

толи в селе Карачарове жила-была семья.

И росло в той семье чадо милое –

Ильюшенька сын Иванович.

А как стал Илюшенька богатырем,

так отправился совершать подвиги ратные.

Узнал он, что возле города Чернигова

сидит враг неведомый.

Путь его был далек и опасен.

Прямоезжая дорожка заколодена,

заколодена дорожка замуравлена.

И на добром коне тут никто не прохаживал.

Место сие называлось Черная Грязь,

что у реки Смородины.

Сидит там Соловей-Разбойник.

И свищет он по-соловьиному,

кричит по-звериному.

И от этого травушка-муравушка заплетается.

Все лазоревы цветочки осыпаются.

Темны лесушки к земле все преклоняются.

И люди, что были там все мертвы лежат.

Когда Муромец подъехал ближе,

Соловей засвистел.

Его добрый конь стал спотыкаться.

Он берет тугой лук разрывчатый и стрелу колену,

накладывает и стреляет во врага

и выбивает око со косицею.

Пристегнул его к стремечку

и повез по чисту полю.

Прямо в стольный Киев град

ко князю Владимиру.

И все приговаривал:

"Полно тебе свистать по-соловьиному,

полно тебе сиротить да малых детушек!"

О ком эта былина? (Кто сражался с Соловьём-разбойником)

Дети. Богатырь Илья Муромец.

Педагог. Какой подвиг Ильи Муромца описан в этом отрывке?

Педагог. Чем отличается былина от сказки?

Педагог. Какие непонятные слова вы услышали? (объяснение непонятных слов и выражений)

Педагог. В следующий раз я расскажу вам эту былину полностью.

Публикации по теме:

Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности «Защитники земли» (2 слайд) Как объяснить ребёнку, что такое патриотизм? Его нельзя увидеть или потрогать, его можно только почувствовать или им проникнуться.

Конспект НОД для детей средней группы «Богатыри земли русской» Конспект НОД для детей средней группы «Богатыри земли русской» Задачи: - формировать знания детей о богатырях - защитниках земли русской.

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Богатыри-защитники земли русской». Подготовила: воспитатель Козырева Людмила Тимофеевна Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси,.

Конспект занятия «Богатыри — первые защитники земли русской» Программное содержание: Познакомить детей с историей Древней Руси, как жили славяне. Формировать представление о героическом прошлом русского.

Конспект занятия к 23 февраля «Богатыри земли русской» старшая группа. Воспитатель: Ермолаева Татьяна Васильевна. Задачи: 1. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси,формировать представление о.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской». Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные:.

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли Русской» Интеграция образовательных областей: познание,.

«Богатыри земли русской» (формирование чувства патриотизма у детей старшего возраста)«Богатыри земли русской» (формирование чувства патриотизма у детей старшего возраста) "Богатыри земли русской" Любовь Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал.

Проект «Богатыри земли русской» для детей старшей группыПроект «Богатыри земли русской» для детей старшей группы Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим проектом. Дети приняли его с удовольствием. Мама одного из воспитанников рассказывала,.

Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности «Защитники земли русской» Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с «Радуга» Смирнова Елена Адольевна Пояснительная записка к методической разработке познавательного проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри-защитники земли Русской»
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 21:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД