Валентина Клишина
Конспект занятия для детей старшего возраста «Нефть и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Нефть и ее свойства».
Цель: Расширять представления об окружающем мире, актуализировать
имеющиеся знания.
Задачи :
Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира.
Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать. Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить ставить вопрос (выделять проблему).
Воспитывать самостоятельность и инициативность.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего возраста „Нефть и ее свойства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нефть. Знакомство с нефтью
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать любовь к живому, чувства взаимопомощи.
Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах. Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; карточки с темами для исследований, карандаши, фломастеры, листочки бумаги, стаканчики с водой и нефтью; пипетки, трубочки, тарелочки, перья птиц, иллюстрации.
Приёмы руководства деятельностью детей :
1. Проблемные ситуации.
2. Беседы, комментарии в процессе выполнения экспериментов в соответствии с сюжетной линией.
3. Сюрпризный момент.
4. Игровой комплекс.
5. Сюжетный момент.
6. Анализ деятельности.
Виды детской деятельности в НОД:
- Игровая;
- Коммуникативная;
- Трудовая;
- Познавательно-исследовательская;
- Экспериментальная;
- Продуктивная.
Тема экологии стала очень актуальна в наше время, в связи с загрязнением окружающей среды. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Возраст дошкольников позволяет заинтересовать проблемами экологии, привить любовь к животному миру, узнать много нового в ходе экспериментальной деятельности. Экспериментирование способствует развитию эмоциональности ребенка, развитию творческих способностей, формированию трудовых навыков.
Планируемые результаты:
Исследовательские:
- у ребенка сформированы основные навыки экспериментирования и потребность в познавательной активности;
- ребенок способен выполнять доступные возрасту эксперименты и задания.
Личностные:
- у ребенка сформированы первичные представления об окружающем мире, природных явлениях;
- ребенок может принимать социальные роли и действовать в соответствии с ними;
- проявляет активность в выбранных видах исследовательской деятельности.
Интеллектуальные:
- ребенок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям и познавательным потребностям.
Физические:
- развивать у детей потребность в двигательной активности.
Критерии оценки деятельности детей в НОД :
1. Активность.
2. Самостоятельность.
3. Взаимодействие со сверстниками.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность.
6. Самооценка.
7. Любознательность.
Интеграция образовательных областей:
Познание: дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, в
мире природы, добиваются решения познавательных задач, путем экспериментирования.
Коммуникация: проявляют дружеские отношения к сверстникам, с удовольствием участвуют в играх, эксперименте.
Социализация: развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Безопасность: работают по образцу и по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, при проведении опыта.
Здоровье: понимают важность режимного момента для здоровья.
Физическая культура: сохраняется двигательная активность детей.
План НОД:
1. Вводная часть: 5 мин.
Организационный момент – психогимнастика «Приветствие»
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели.
2. Основная часть: 22 мин.
Планирование деятельности
Показ, комментирование;
Определение способа действий;
Образец выполнения действий;
Мини выводы;
Игровая деятельность «Из чего сделано», «Прозрачность», «Вода и нефть»;
Сюрпризный момент.
3. Заключительная часть: 3 мин.
Оценка деятельности детей и самооценка
Подведение итогов НОД.
Деятельность НОД 30 мин.
Ход занятия.
Сегодня мы с вами продолжаем изучать мир, будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные. Кто знает, что такое исследование? Кто слышал это слово?
Исследование – это значит, получение новых знаний, о том, что мы исследуем.
Дети кто хочет сегодня стать исследователем?
Тема нашего исследования - «Нефть». Наша задача – получить как можно больше новых сведений о нефти.
Его работа не простая -
Нефть добывать из-под земли.
Без нефти мы, я точно знаю,
Ступить и шагу б не могли.
Из нефти делают бензин
Для мотоциклов и машин.
Из нефти делают дороги
Куда ступают наши ноги.
Представьте, и не только это
Нам с вами нефть одна дала.
Без нефти не было бы света,
Без нефти не было б тепла.
Автобусы тогда б не шли
И самолеты б не летали,
Когда б нефтяники не стали
Нефть добывать из-под земли.
- 0 людях, какой профессии говорится в стихотворении?
- Как вы думаете, чем славится наш край? (добычей нефти, газа)
-Где добывают и как нефть?
Рассматривание буровых вышек.
-Как называется данное сооружение? Кто добывает нефть? (ответы детей)
- Что делают нефтяники, с помощью нефтяной вышки? (бурят, добывают нефть)
Дети рассматривают макет буровой вышки.
Рассказ воспитателя о нефти :
В давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще. Росли они на болотах, так как им требовалось много влаги. Корни у них были неглубокие, и ветер легко и часто валил деревья. Но на их месте быстро вырастали новые (Показ картины древнего леса, показ нефти в колбе). Это нефть. Она образовалась из тех самых упавших деревьев, долго пролежавших под землей и постепенно сгнивших. В недрах земли целые залежи нефти, которую добывают нефтяники. Когда-то в далеком прошлом могучие деревья впитали в себя тепло и свет солнца. Ведь все растения развиваются и живут благодаря именно солнцу. Теперь это тепло и
свет они отдают людям. Недаром нефть служит отличным топливом. Кроме того, что нефть служит топливом, она является отличным сырьем для химических заводов и фабрик, которые изготавливают из нее парафин для свечей, бензин, резину, линолеум, пластмассу, дерматин, краски, лак. Нефть - маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом.
-Д/игра «Что делают из нефти?»
Необходимо из заготовленного материала выбрать то, что сделано из нефти
(парафин, керосин, бензин, краска, стол, телефон, пластилин, молоток,линолеум краски резина, цветок)
Ребята, сейчас мы займемся опытом. Давайте пройдем в лабораторию и проведем ряд опытов с нефтью.
Опыт 1. Цвет нефти.
На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.
Вывод: Нефть чёрного цвета.
Опыт 2. Запах нефти.
Вывод: Нефть имеет запах.
Опыт 3. Прозрачность.
2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.
В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?
В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет.
Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.
Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.
2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому, что она не смешивается и не растворяется.
Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.
Опыт 7. Птицы и нефть.
Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко вверх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.
Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.
-Внимание! Внимание! Река в беде. По реке плывет пятно нефти, необходимо очистить реку, иначе погибнут…
- Что случится, если мы не поможем (ответы детей)
-как будем чистить реку?
Вывод: мы сегодня беседовали о нефти, проводили опыты, спасали реку, что вы узнали нового о нефти?
Воспитатель: Нефть - это природное богатство. Она приносит огромную пользу человечеству.