Наталья Владимировна
Конспект занятия для детей старшей группы по обучению грамоте «Звуки [К], [Г]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группы для детей с ОНР[/b]
Образовательная область «Коммуникация»
Вид занятия – Подготовка к овладению грамотой
Тема:«Закрепление знаний о согласных звуках «К», «Г» и буквах «К» и «Г»»
Этап: занятие – закрепление знаний.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы по обучению грамоте „Звуки [К], [Г]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Цель – создание условий для закрепления знаний о согласных звуках «К», «Г» и буквах «К» и «Г»
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1. Закрепить правильную артикуляцию звуков «К», «Г» (посредством повторения уклада органов артикуляции при произнесении звуков «К» и «Г»);
2. Сформировать навык различения звуков «К», «Г» на слух и в произношении (упражнение «Отгадай загадку», путем определения, какой звук в слове «К» или «Г»);
3. Закрепить зрительный образ букв «К», «Г (упражнение с выкладыванием букв); расширять и уточнять словарь по теме «Зима» (упражнение «Назови признаки зимы, зимние месяцы»);
4. Формировать навыки звукослогового анализа и синтеза (звукослоговой разбор слова «ком», игра «Нарядим елку»);
5. Формировать грамматический строй речи (путем правильного и полного ответа на вопросы).
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать мелкую моторику (с помощью выкладывания из счетных палочек букв «К» и «Г»);
2. Развивать внимание (упражнение «Найди буквы «К» и «Г»», игра «Доскажи словечко»);
3. Развивать память (путем повторения в конце занятия слов со звуками «К» и «Г»);
4. Развивать фонематические процессы (посредством определения, есть ли в словах звуки «К» и «Г»).
Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость, уважение к товарищам.
Оборудование: сказочная карта, игрушка - Снегурочка, индивидуальные карточки с буквами, пластилин, цветовые символы слов, слогов, звуков, елка из картона, картонные шары с буквами.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед
- Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос. Какое время года наступило?
Дети: «Зима»
Логопед: «Дети, скажите, пожалуйста, а какие изменения произошли с приходом зимы?»
Дети: «Выпал снег, дети катаются на санках, лыжах. Вьюги, метели, сильные морозы. Медведь, барсук, ежики легли в спячку до весны. На улице холодно». Логопед: «А теперь назовите, пожалуйста, зимние месяцы».
Дети: «Декабрь, январь, февраль».
2. Сообщение темы и целей занятия
Логопед: «Дети, сегодня у нас будет необычное занятие. Сегодня мы с вами отправимся в гости к Снегурочке. Она нас ждет и приготовила для вас сладкие угощения. Путь наш будет нелегким, нам нужно будет пройти много препятствий перед тем, как мы попадем к Снегурочке. Ребята, а чтобы преодолеть все препятствия, вы должны быть внимательными, активно работать на занятии. Чтобы мы не сбились с пути, у нас есть карта. А перед тем как отправится в путь, давайте повторим все, что мы знаем о звуках «К» и «Г». Какую форму принимает наш язычок, когда мы произносим звуки «К» и «Г»?
Дети: «Форму горочки. Кончик языка опущен, а корень поднят».
Логопед: «А что еще мы знаем о звуке «К»?».
Дети: «Он согласный, глухой, твердый».
Логопед: «а что мы знаем о звуке «Г»?».
Дети: «Звук «Г» - согласный, звонкий, твердый».
Логопед: «Молодцы! А теперь давайте посмотрим на карту, куда нам нужно идти» Показ карты.
3. Первое препятствие – сугробы. ( Индивидуальная работа: Лиза Б., Данил К., Юля У., Руслан А.)
Логопед: «Только мы вышли из сада, как на нашем пути возникли огромные сугробы. Сугробы огромные, дорогу загораживают. Дети, чтобы пройти сугробы мы должны отгадать загадки про зимнее время. Вы готовы?
Дети: «Да!»
1. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снежок)
Логопед: «Ребята, а какой звук вы слышите в этом слове «К» или «Г»?».
Дети: «К».
Логопед: «А где он стоит в начале, середине или конце?».
Дети: «В конце».
2. По снегу покатите – подрасту.
На костре согреете – я пропаду. (Снежный ком)
Логопед: «Ребята, а какой звук вы слышите в слове ком «К» или «Г»?».
Дети: «К».
Логопед: «А где он стоит в начале, середине или конце?».
Дети: «В начале».
3. Кручу, урчу, знать никого не хочу. (Вьюга)
Логопед: «Дети, а какой звук вы слышите в слове вьюга «К» или «Г»?».
Дети: «Г».
Логопед: «А где он стоит в начале, середине или конце?».
Дети: «В середине».
4. Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом. (Елка)
Логопед: «Ребята, а какой звук вы слышите в слове елка «К» или «Г»?».
Дети: «К».
Логопед: «А где он стоит в начале, середине или конце?».
Дети: «В середине».
5. У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)
Логопед: «Дети, а какой звук вы слышите в слове сосулька «К» или «Г»?».
Дети: «К».
Логопед: «А где он стоит в начале, середине или конце?».
Дети: «В середине».
Логопед: «Ребята, какие вы молодцы! Выполнили задание и все наши сугробы рассыпались. Теперь мы можем свободно идти дальше».
4. Второе препятствие – вьюга. ( Индивидуальная работа: Наташа Ж., Катя И., Андрей А., Руслан А.).
Логопед: «Дети, не успели мы с вами сугробы пройти, как на нашем пути вновь препятствие. Это злая вьюга метет. Злилась она, злилась и намела огромный снежный ком. Такой огромный, что никак его не обойти. А чтобы нам его разрушить, давайте разберем слово «ком» по слогам и звукам»
Логопед: «Давайте посчитаем, сколько слогов в слове «ком»».
Дети: «Один».
Логопед: «А какой первый звук в этом слове?».
Дети: «Первый звук в слове «ком» «К»».
Логопед: «А какой звук после звука «К»?».
Дети: «Звук «О»».
Логопед: «А какой звук в слове «ком» последний?»
Дети: «Последний звук «М».
Логопед: «Назовите мне все гласные звуки в слове «ком»».
Дети: «Звук «А»».
Логопед: «А теперь назовите твердые согласные в этом слове».
Дети: «Звуки «К» и «М».
5. Логопед: «Вы молодцы! А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть. Выходите на ковер».
Физминутка
Маленькие елки
И большие ели
Что – то приумолкли,
Что – то присмирели.
Снег с утра до ночи
Все засыпать хочет.
И в лесу все тише,
И снега все выше.
Елочки-подружки говорят друг дружке:
-Слишком много снега, тяжело макушке.
6. Третье препятствие – река.
Логопед: «Ребята, мы с вами знаем, что зимой реки замерзают и по ним можно переходить на другой берег. Но только тогда, конечно, когда лед толстый, крепкий. А чтобы и на нашей речке лед стал крепким, чтобы мы смогли перебраться на другой берег, мы сначала должны выложить на столах из палочек буквы «К» и «Г». А теперь вам необходимо выполнить еще одно задание: у вас на столах карточки. Возьмите ручки и обведите все буквы «К» в кружок, а буквы «Г» зачеркните. А теперь давайте посчитаем, сколько букв «К» и «Г» вы зачеркнули».
Дети: «Три буквы «К» и две буквы «Г»».
7. Четвертое препятствие – лес. ( Индивидуальная работа: Аня С., Артем Я., Ваня Б.)
Логопед: «Вот и перешли мы реку, а теперь перед нами лес дремучий. Как же нам из него выбраться и не заблудиться? А давайте нарядим елочку. Наряжать мы будем елку разноцветными шарами. Давайте сейчас нарядим елку такими шарами, чтобы получился слог «КУ». Из каких звуков состоит этот слог?»
Дети: «Слог «КУ» состоит из звуков «К» и «У»».
(Идентично наряжаем елку слогами «КО», «ГА», «КЭ», «ГО»).-
8. Логопед: «А вот и дом Снегурочки. «Здравствуйте!» она нам говорит.
Дети: «Здравствуй Снегурочка!»
Снегурочка: «Ребята, я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. И для вас я приготовила сладкие угощения. Но хочу, чтобы вы со мной поиграли. Играть будем в игру «Доскажи словечко». Но надо быть очень внимательным»
Нужно быть очень внимательным.
Игра «Доскажи словечко» :
Тихо – тихо, как во сне
Падает не землю (снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые (снежинки).
На поселки, на лужок
Все снижается (снежок).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
9. Итог.
Логопед: «А теперь давайте вернемся обратно, в группу. Понравилось вам путешествовать?».
Дети: «Да! Очень!».
Логопед: «А теперь, дети, давайте еще раз повторим, с какими звуками и буквами мы работали сегодня».
Дети: «Мы сегодня работали со звуками и буквами «К» и «Г»».
Логопед: «А какие зимние слова со звуками «К» «Г» вы можете назвать?».
Дети: «Сосулька, елка, вьюга, снежок, ком».