«Люблю березку русскую». Конспект занятия для средней группы по познавательному развитию

Ольга Махова
«Люблю березку русскую». Конспект занятия для средней группы по познавательному развитию

Конспект по познавательному развитию в средней группе

на тему:

«Люблю березку русскую».

Программное содержание:

Образовательные задачи – обобщить и систематизировать представления детей о берёзе, как уникальном дереве-символе России с помощью синтеза изобразительного, поэтического и музыкального искусства, формировать эстетический образ берёзы.

Развивающие задачи – активизировать речевую активность детей, обогащать их словарный запас, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Воспитательные задачи - вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.

Словарная работа:

красавица, белоствольная, стройная, чечевички, деготь, картинная галерея.

Индивидуальная работа:

Способствовать развитию диалогической и монологической речи детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа:

1. Рассматривание березы и наблюдения в разное время года.

2. Экскурсия в парк.

3. Прослушивание музыкальных произведений о берёзе. Разучивание хоровода «Берёзка».

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин с изображением березы

5. Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе.

6. Проектно-исследовательская деятельность детей с родителями: «Какую пользу приносит берёза?», «Что мы знаем о березе

7. Создание презентации «Люблю березку русскую».

Материал и оборудование:

Цветной платочек (на каждого ребёнка).

Ленточки цветные на каждого ребенка.

Листья березы из бумаги с заданиями.

Подарки для детей.

Проектор, презентация.

Подготовка к занятию:

Расставить атрибуты.

Проветривание, влажная уборка.

Ход занятия:

(Дети под музыку входят в зал.)

Воспитатель:

-Ребята! Как много у нас гостей давайте поздороваемся.

-Здравствуйте!

-Садимся на стульчики.

-А теперь внимание на меня. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Так гласит Русская народная поговорка: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».

А сейчас я загадаю вам загадку:

«Русская красавица

Стоит на поляне.

В зеленой кофточке

В белом сарафане» Что это такое?

Дети:

-Береза

Воспитатель:

-Правильно ребята - это береза. (Слайд).

Сегодня мы с вами, вы наверное догадались, будем говорить о березе, мы знаем много интересного о ней. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзы? А русский лес без светлой берёзовой рощи? А стихи русских поэтов, живопись без образа этого дерева?

-А ведь берёза не только за красоту любима! Это дерево обладает многими ценными свойствами, в том числе и целебными. Берёза – это едва ли не самое распространённое дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на лёгком ветру листьями.

Словно девица русская, приумолкнув, стоит,

Над речушкой березка листвой шевелит.

Только ветер играет в косах длинных листвы,

Только звезды мигают ночью ей с высоты.

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

-Посмотрите ребята

-Подошла Машенька к березке прислушалась, плачет наша березка грустно ей. Никто не играет, песен не поет, хороводы не водит, совсем про нее забыли.

-Не грусти березонька мы в гости к тебе идем, веселье, и радость тебе принесем.

-Ребята поможем березке развеселиться?

Дети:

-Да.

Воспитатель:

В путь дорожку мы ребята соберемся

Принесем березке радость смех и солнце.

А чтоб к березке нашей нам попасть

Надо глазки крепко закрывать

Мы в ладоши хлопнем –раз, два, три-

в лес чудесный двери отвори.

-Посмотрите ребята мы с вами оказались в березовой роще.

-Ну как же нам найти нашу березку. Они все похожи.

-Ребята посмотрите, а что это тут? Листочки березовые?

-Взгляните, а листочки не простые, на них что- то написано. Сейчас я прочитаю.

-Вы, ребята, не пугайтесь, в путь дорогу отправляйтесь, чтоб меня в лесу найти ты по листикам иди, не собьешься ты с пути, а листочки не простые, там задания для вас. Чтоб порадовать меня вы заданья выполняйте. Обо мне - все знания применяйте.

-Найдем березку?

Дети:

-Да.

Воспитатель:

Итак, первое задание: «Что ты знаешь о березе. Вставайте в круг. Сейчас мы будем передавать вот этот березовый листочек друг другу и рассказывать, что мы знаем о русской красавице – березке.

(Дети по кругу передают друг другу листочек, одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.)

Дети:

1. Берёза – символ России.

2. У Берёза – белый,стройный ствол.

3. У берёзы тонкие и гибкие ветви.

4. В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.

5. Берёза может лечить людей.

6. Берёза даёт берёзовый сок.

7. О берёзе пишут стихи и песни, картины.

8. Из березовой коры делают деготь.

9. Из бересты плетут лапти.

10. Из березы делают игрушки.

11. Березовой лучиной освещают избу.

12. У березы есть чечевички.

13. Нужно бережно относиться к природе.

Молодцы ребята. Справились мы с этим заданием.

Идем дальше!

- Смотрите, а вот и следующий листочек:

В устном народном творчестве можно встретить приметы, пословицы, поговорки, загадки про берёзу.

Тут нам березка приготовила такое задание «Продолжи предложение»:

Приметы о берёзе

Из берёзы течёт много сока – (к дождливому лету.)

Берёза – не угроза, где стоит, (там и шумит.)

Когда берёза станет распускаться – (сей овёс.)

Если на берёзах много серёг — (к урожаю гороха)

Березовый веник в бане — (всем господин)

Каковы березки, (таковы и отростки.)

Скрипучая береза (дольше стоит.)

Осенью листья, как слёзы,

На землю роняют. (Берёзы)

Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой - (береза стоит под горой)

Воспитатель:

Молодцы ребята справились и с этим заданием:

Поработали на славу пришло время отдохнуть.

А сейчас мы с вами поиграем. Давайте представим, что мы с вами березки.

Физ. минутка «Во поле береза стояла»

Наступило утро, солнышко проснулось.

И березки наши к солнцу потянулись

(Руки вверх, на носочках)

Поздоровались друг с дружкой.

Наклонившись в сторону

(Наклоны в сторону,

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(Руки вверх помахать ими)

Вот какие у нас березки получились, стройные, гибкие.

Воспитатель:

Молодцы! Вот мы и отдохнули. А сейчас мы с вами отправляемся дальше.

Посмотрите, где мы с вами оказались? Это же картинная галерея. Многие художники на своих полотнах запечатлели образ берёзы. Вот только некоторые из них. (Демонстрация репродукций).

Картина Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени прославляющую родную природу. Посмотрите, на этой картине березки, как настоящие.

И. Грабарь «Февральская лазурь». На этой картине изображена гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.

Картина Ивана Шишкина называется «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят. Через краски жёлтые, зелёные, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева. Теперь эти картины можно увидеть в музеях, на выставках и полюбоваться красотой родной природы.

Воспитатель:

Художники рисуют картины природы красками на бумаге. Их мы можем увидеть глазами. А поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку.

-Посмотрите ребята,а вот и следующий листочек. Что же здесь для нас березка приготовила?

Воспитатель:

- Это сборник стихотворений о природе, о её таинственности и красоте. Такие поэты как Есенин, Трутнева, Тютчев, Лермонтов воспевали красоту русской березки.

Здесь для нас новое задание

Задание «Угадай время года».

Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?

-Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

(Е. Трутнева)

Дети:

Осенью.

-Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

(С. Есенин)

Дети:

Зимой.

У задумчивой березки

На ветвях висят сережки

Ты березка не грусти

Почки в листья распусти

Дети:

весной

-Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

(С. Есенин)

Дети:

Летом.

Воспитатель:

-Молодцы ребята! Правильно отвечали на вопросы, хорошо выполняли задания. А листочки то у нас закончились. Взгляните ребята, а тут что то спряталось. Не наша ли это березка?

-Наша!

Нашли мы тебя березка и твои листочки нам помогли. Со всеми заданиями справились?

-Березка: Наблюдала я за вами ребята, молодцы со всеми заданиями справились.

А мы березка не с пустыми руками к тебе пришли мы подарки тебе приготовили, красивые стихи выучили.

Ребёнок:

Ты до того, берёзонька, красива

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы.

Ребёнок:

Белая берёза -

Милая сестра.

Ты расти не бойся

Злого топора.

Ребёнок:

Белая берёза,

Птицы по ветвям.

Я тебя в обиду

Никому не дам.

Вот какие замечательные стихи ребята выучили для тебя березка!

Физминутка:

А теперь, честной народ,

Становись-ка в хоровод!

(Раздаём платочки).

Хоровод «Мы вокруг берёзки»

Посмотри берёзка

Мы к тебе идём

Яркие платочки

Мы тебе несём

(Дети идут по кругу)

Припев:

Ты березка посмотри посмотри

Как ребята хороши хороши

(Кружатся на месте).

Девочки к берёзке

Ближе подойдут

Яркими платочками

Весело взмахнут

(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу приплясывая).

Припев:

Мы с тобой березка

Поиграем в Прятки

Отгадай березка

Где же все ребятки

Припев

А теперь березка

Нам пора проститься

Нам пора проститься

Низко поклониться

(. Припев.).

-А еще березка каждый из нас принес с собой ленточку, а ленточки не простые, а с добрыми словами. (Дети повязывают ленточки, на веточки березы называя ласковые слова).

(Воспитатель помогает детям завязать ленточку)

Воспитатель:

Посмотрите, ребята и березка наша повеселела

Понравилось ли тебе березка, как мы тебя нарядили!

Да! Очень понравилось ребята, молодцы хорошо постарались.

Берёзка:

Все, что знать обо мне людям надо,

Как любить меня и беречь –

Обо всем вы сегодня сказали.

Досвидания. До новых встреч!

-До свидания!

-И нам ребята пора возвращаться в детский сад!

Глазки крепко закрываем

Раз два три в детский сад нас возврати.

-Вот и закончилось наше путешествие. Садимся ребята на стулики.

Понравилась вам ребята наша прогулка, где мы с вами были березовой роще)

Что видели? О чем говорили? (о художниках, о поэтах).

Ребята чтобы березки были красивыми, давайте охранять, защищать русскую красавицу! Нельзя ломать ветки! Нельзя портить кору, чтобы не вытек весь сок, и березка не высохла. Нельзя вырубать березовые рощи

Смотрите - ка, а березка для нас, что то оставила. Корзинка, а тут подарочек для вас. (конфета и раскраска). (Воспитатель раздает подарки детям).

Наше занятие закончилось.

Спасибо гости за внимание. До свидания!

Публикации по теме:

«Коробка с сюрпризом». Конспект НОД для детей средней группы по познавательному развитию Тема «Коробка с сюрпризом» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие (ФЭМП)», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Путешествие в лес» .

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Признаки весны» Воспитатель - Гильц Людмила Николаевна КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕ- МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ». Программные.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы. Тема «Путешествие в весенний лес» Конспект НОД по познавательному развитию Тема : «Путешествие в весенний лес» Цель:Обогащение представлений детей о сезонных изменениях в.

Конспект НОД по познавательному развитию для средней группы «Корм для зимующих птиц» Конспект НОД по познавательному развитию для средней группы. Цель: уточнить и расширить представление детей о зимующих птицах. Ход занятия.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с детьми средней группы с ОНР «День хорошего настроения» Воронкова Н. Б., Можнова О. А. Цель: Использование игровых технологий в создании условий, в которых ребёнок становится самостоятельным субъектом.

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные»Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные» Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные» Программные задачи: Образовательные: - обогащать знания.

Конспект занятия по познавательному развитию «Моя любимая игрушка» для детей средней группы Тема: Моя любимая игрушка. Цель: Обучающая - познакомить детей с материалом из которого, сделаны игрушки. - научить дополнять рисунок.

Конспект занятия по познавательному развитию (экология) для детей средней группы «Удивительный воздух» Цель: - формирование первичных представлений о воздухе. Познавательное развитие: - способствовать развитию познавательной активности в.

Конспект занятия по познавательному развитию «Сказка бабушки Арины» для средней группы Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие». Задачи: • Обогащать представления детей о различных видах театра (пальчиковый,.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Деревья и листья
  • Игрушки
Автор публикации:
«Люблю березку русскую». Конспект занятия для средней группы по познавательному развитию
Опубликовано: 4 июня 2016 в 19:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «о посткроссинге или «Совершите чудо-руку протяните! Надо, чтобы в дружбу...
Вот наконец и мы доросли до осознания что мир очень большой и в нем много разных интересных мест и людей! И я очень благодарна за предложение Татьяне...
Конспект занятия. Тема: Измерение объема жидкостей и сыпучих веществ. Дидактическая...
Образовательная область: « Познавательное развитие»; формирование элементарных математических представлений Педагогическая цель: учить измерять сыпучие...
Фотоотчет спортивного праздника посвященного празднованию 23 февраля
Фотоотчет спортивного праздника посвященного празднованию 23 февраля [/b] Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 лет
Сюжет №1«Готовим обед» Задачи: Знакомить детей со способом приготовления блюда: суп. Учить проговаривать качества продукта и действия с ним ( посолить,...
Фотоотчет с занятий «День защитника Отечества»
Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины,...