Морозова Вера
Конспект занятия «Домашние животные и их детеныши» для детей 4–5 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ.
Пояснительная записка к занятию
Возрастная группа: средний возраст (4-5лет, дети с ОВЗ.
Тема занятия : «Домашние животные и их детеныши»
Место НОД в изучении тем: обобщающее занятие.
Публикация «Конспект занятия „Домашние животные и их детеныши“ для детей 4–5 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Домашние животные и их детеныши
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Обобщить представления о диких животных и их детенышах
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» :
- формировать познавательную деятельность;
- закреплять представления детей о домашних животных, их внешнем виде, питании, пользе, детенышах;
-продолжать учить обобщать, одним словом <<домашние животные>>;
- уточнять и обогащать словарь по теме;
- закреплять навыки количественного счета;
- развивать память;
- развивать мышление;
- развивать целостное восприятие;
- развивать слуховое и зрительное внимание.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально –коммуникативное развитие».
- рассказать о пользе животных, которую они приносят человеку;
- рассказать о том, где живут некоторые животные;
- чем нужно кормить домашних животных;
- развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатию, сочувствие;
- развивать общение и взаимодействие ребенка в процессе деятельности с другими детьми;
-формировать бережное отношение к природе и всему живому.
«Речевое развитие» :
- формировать активный словарь;
- активизировать устную речь;
- развивать диалогическую речь;
- развивать фонематический слух;
- формировать дыхание (правильный выдох);
- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать форму существительных из единственного числа множественное число, образование формы существительных родительного падежа из формы существительных единственного числа).
«Физическое развитие» :
- развивать тонкую и общую моторику (провести пальчиковую гимнастику; провести физкультминутку);
- развивать координацию речи с движением;
- провести упражнение на дыхание.
Предварительная работа:
- отгадывание загадок о домашних животных,
- беседа о домашних животных, об их внешнем виде, питании, детенышах.
Цель применения ИКТ в НОД:
- подкрепить заинтересованность и мотивацию детей при обобщении материала;
- способствует более прочному усвоению материала.
Планируемые результаты НОД: дети увлечены, проявляют собственную инициативу, каждый стремится ответить на вопросы дефектолога; активно взаимодействуют друг с другом; участвуют во всех предложенных играх; овладевают разными формами и видами игр; активно пользуются речью; сопереживают беззащитным животным и их детенышам; узнают о социальной значимости животных в жизни человека; у ребенка развиваются все виды моторики, они учатся контролировать свои движения и управлять эмоциями.
Предпосылки УУД: коммуникативные – быть внимательным, умение слушать и пытаться ответить на поставленные вопросы, обращаться за помощью к педагогу, взаимодействовать с детьми, умение по назначению обращаться с раздаточным материалом; познавательные – умение ориентироваться по картинкам и иллюстрациям, умение обобщать, соотносить, делать умозаключения; регулятивные – умение выполнять инструкцию педагога, совершать определенные действия по словесной инструкции дефектолога, а также совершать действия с опорой на наглядность и подражать педагогу.
Используемое оборудование педагога: аудиозапись (голоса домашних животных, мультимедийный комплекс (интерактивная доска, презентация домашних животных, иллюстрационный материал, макет дома, разрезные картинки, мяч, «волшебный мешочек».
Используемое оборудование для детей : разрезные картинки, муляжи домашних животных, «волшебный мешочек», иллюстрационный материал «Домашние животные».
Содержательная часть:
Деятельность дефектолога Деятельность детей
Этап 1 Организационный момент. Мотивация детей к образовательной деятельности (4-5 минут)
Цель: создать положительный настрой, сюрпризный момент и замотивировать детей на дальнейшую организованную деятельность Цель: вовлечься в организованную образовательную деятельность, узнать, кто придет в гости
Играет музыка и слышны голоса домашних животных. Дети прислушиваются к голосам.
Дефектолог (Деф) : Ребята сегодня к нам придут гости. Отгадайте, кто это будет. Используется интерактивная доска и презентация «Домашние животные»
Стоит домик-теремок
Он не низок не высок.
Кто-кто в теремочке?
Ав-ав! Кто это там?
(включается аудиозапись №1)
Ав-ав! Кто это к нам?
Вот он верный наш пес
Черный нос, колечком хвост. (Слайд собаки)
Деф: Ребята кто к нам пришел?
Предполагаемый ответ детей : (Собака)
Если дети не отвечают или отвечают неправильно вариант ответа озвучивает дефектолог.
Вывешивается картинка на доску.
Деф: Ребята он не один, отгадайте кто еще с ним?
Кто-кто в теремочке?
(аудиозапись № 2)
Мяу-мяу! Кто это там?
Мяу-мяу! Кто это к нам?
(слайд кошки № 4)
Деф: Ребята кто к нам пришел?
Предполагаемый ответ: (Кошка).
И также про корову и лошадь.
(аудиозапись №3,4, слайды
Деф: вот вы и узнали, кто сегодня пришел к нам в гости.
Дети внимательно слушают и отгадывают предложенную загадку. Смотрят на слайд. Рассматривание собаки и последующих домашних животных.
Дети пытаются отгадать, что это за животное
Дети отгадывают, что это за животное
Этап 2. Основная часть. (11 минут)
Цель этапа: закрепить полученные знания о домашних животных и их детенышах, их внешнем виде, питании, обитании, формировать умение обобщать, расширять словарь по теме. Цель этапа: показать свои знания о домашних животных, участвовать в играх, взаимодействовать друг с другом.
Деф: Садитесь за столики, давайте еще раз их назовем.
Деф: Как их всех можно назвать одним словом?
Предполагаемый ответ: (Животные)
Деф: Почему это животные, по каким признакам это можно определить?
(тело покрыто шерстью, у них 4 лапы (ноги,
Деф: а как вы узнали, что 4 лапы? Давайте пересчитаем.
Вы оказались правы.
Деф: Что еще у них есть?
(туловище, морда, хвост.)
Деф: Ребята вы знаете, животные очень любят играть также как и вы. Отвечают на вопросы дефектолога
Игра <<Кого не стало?>>
Задачи игры: развивать зрительное внимание, восприятие, зрительную память. Цель: правильно и быстро определить, кого не стало, и дать ответ.
Дефектолог предлагает детям закрыть глаза и в это время убирает или переворачивает картинку с изображением животного.
Дефектолог задает вопрос: «Кого не стало?»
Игра проводится, пока не будет использована картинка с каждым из животных. Дети внимательно смотрят на доску и определяют, какого животного не стало.
Продолжается закрепление полученных знаний о домашних животных
Деф: Вот мы с вами нашли всех животных, а вы знаете, где они живут?
(в доме, рядом с человеком)
Деф: Да правильно человек держит их в своем доме, в будке или хлеву.
Деф: поэтому мы их называем, какими животными?
(домашними)
Деф: почему человек держит их рядом с собой, у себя в доме или около дома?
(потому что они приносят пользу человеку).
Деф: да действительно, потому что они приносят ему пользу и поэтому он за ними ухаживает, заботится о них.
Деф: Правильно! А какую пользу они приносят, вы расскажите мне тогда, когда достанете картинку (муляж домашнего животного). Дети продолжают обсуждение с помощью дефектолога, учатся делать умозаключения и выводы о жизнедеятельности животных
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развивать тактильные ощущения у детей, образное мышление, восприятие, связную речь Цель: желание найти в «Волшебном мешочке» животное, на ощупь отгадать, кто это и рассказать какую пользу оно приносит.
Дефектолог держит картинки веером и подходит к каждому ребенку (или использует волшебный мешочек). Постараться, чтобы последней оказалась корова.
Пример: Богдан, какую пользу приносит корова?
(дает молоко)
Деф: а вы любите молоко?
(да (нет)
Деф: ребята молоко очень полезное, не зря корова в мультике говорит: <<Пейте дети молоко будете здоровы…. >>
Деф: Сейчас я вас приглашаю в гости на ферму. Ферма это, то место где живут коровы.
Деф: А вы сами хотите побыть коровками?
(да)
Дети запускают руку в «Волшебный мешочек» находят одно животное и на ощупь отгадывают его. Вынимают из мешочка и рассказывают о его пользе для человека,
или ребенок вытаскивает картинку и называет, кто изображен, рассказывает, какую пользу приносит.
Физкультминутка <<Корова>>
Цель: координация речи с движением, развитие общей моторики Цель: изображение животного - коровы.
Дефектолог проговаривает слова и одновременно показывает движения в соответствии с текстом
<<Му – му - му! - мычит корова
Забодаю Катю с Вовой.
Вы не пьете молоко?
Забодаю вас легко!>> Показать, как бодается корова.
Дети выполняют движение в соответствии с текстом.
Идут по кругу, сделав <<рога>> из указательных пальцев
Поворачиваются лицом в круг. Делают по два поворота вправо-влево.
Грозят пальчиком.
Показывают, как бодается корова
Игра «Один-много» с использованием мяча
Цель: совершенствовать грамматический строй речи (образовывать форму существительных из единственного числа множественное число, образование формы существительных родительного падежа из формы существительных единственного числа)
Цель: выполнить инструкцию педагога, грамматически правильно назвать животное после заданного вопроса.
Деф: Давайте вместе с коровами поиграем в игру <<Один-много>>
Я вам буду говорить слова, а вы их будете изменять, например, я скажу:
<<Одна морда, (а много это) морды>>
Один хвост -…
Один рог - ….
Одна нога -….
Одно ухо - ….
Дети стоят в кругу, после проведения физкультминутки. Слушают словесную инструкцию, ловят мяч, думают и отвечают на вопрос дефектолога.
Упражнение на дыхание
Цель: формировать речевой выдох
(воздушная струя средней силы, развитие мелкой моторики, формировать умозаключение. Цель: остудить молоко не расплескав его.
Деф: коровам очень понравилось играть с вами, и они хотят угостить вас молоком. Подставляйте свои чашечки (сложить руки ковшиком, я налью вам молока. Но молоко горячее, что нужно сделать?
(охладить).
Деф: Как можно охладить молоко?
(подуть).
Деф: Да, для этого набираем воздух в нос, не поднимая плеч, и выдуваем, не раздувая щек.
Дети стоят в кругу. Они складывают руки ковшиком и несильно дуют.
Сюрпризный момент перед беседой о детенышах и питании животных.
Цель: поддержание внешней мотивации перед дальнейшей беседой, объяснение дальнейшей деятельности. Цель: принятие мотивации на дальнейшую деятельность.
Деф: пойдемте ребята скорее к нашим животным. Включить аудиозапись на ноутбуке. Аудиозапись №2 (мяуканье кошки)
Я что-то слышу, нас кто-то зовет.
Дети садятся на стульчики.
Деф: Кто это, ребята вы слышали?
(кошка)
Деф: Как вы думаете, почему кошка так жалобно мяукает, что случилось?
(варианты ответов)
Деф: Дело в том, что у нее и у других животных пропали детеныши
Деф: Как зовут детенышей кошки, собаки, коровы, лошади?
(ответы детей)
Деф: вы хотите помочь животным их найти?
(да)
Игра «Кто у кого?»
Цель: формировать умение классифицировать и соотносить по родовым понятиям Цель: посочувствовать животным, помочь найти детенышей для каждого домашнего животного
Деф: Вот сейчас вы и отправитесь на их поиски. Ваня выходи, ищи, бери. Кого ты нашел?
(котенка)
Деф: у кого котенок?
(у кошки).
И так вызвать каждого ребенка.
Деф: Поскольку наши животные пришли в гости, а можно ли отпускать гостей без угощения?
(нет)
Деф: сейчас мы угостим их, а кто что любит, мы узнаем, когда соберем картинки.
Прежде чем картинки собрать нужно пальчики размять
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движение Цель: повторить за дефектологом движения пальцами и проговорить стихотворные строчки
Дефектолог рассказывает пальчиковую гимнастику и одновременно осуществляет показ движений.
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами! Протянуть ладошки к детям
Дети складывают пальчики по показу дефектолога и повторят слова.
Соединяют пальчики друг с другом, начиная с большого.
Игра «Собери целое»
Цель: формировать целостное восприятие, внимание, мышление. Цель: узнать, чем любят лакомиться животные и угостить их
Деф: сейчас мы угостим животных, а кто что любит, мы узнаем, когда соберем картинки.
Собирают картинки (кость, рыба, сено, хлеб)
Деф: Ваня, что ты собрал?
(я собрал кость.)
Деф: Кто грызет кость?
Деф: Собака
Деф: Ваня бери собаку с доски и угощай ее костью.
И так каждый ребенок.
Дети собирают картинки из частей и угощают кошку, собаку, корову, лошадь.
Заключительная часть (4 минуты)
Цель: обобщить знания детей по теме, создать положительный настрой Цель: попрощаться с домашними животными, получить положительную оценку от деятельности с домашними животными
Деф: Как вы думаете, гостям понравилось у нас. Вы запомнили всех домашних животных. Назовите их.
(перечисляют)
Деф: домашние животные очень довольны и придут к нам еще полепить, порисовать и поиграть.
Дети отвечают на вопросы. Прощаются с животными.
Релаксационный момент
Цель: общее расслабление, снятие нагрузки Цель: послушать приятную музыку, расслабиться
Аудиозапись №6 (спокойная музыка)
Деф: мы немножко потрудились
и слегка приутомились
нужно глазки нам закрыть
и головки положить. Дети кладут головы на руки, закрывают глаза и слушают музыку. С окончанием музыки расходятся.
Приложение 1 – пособия для проведения занятия (фотоматериал) :
1. Деревянный домик.
2. Разрезные картинки.
3. Картинки с домашними животными.
4. «Волшебный мешочек».
5. Детеныши домашних животных.
Приложение 2 - игры, проводимые с детьми во время организованной деятельности (фотоматериал) :
1. «Собери целое».
2. «Кого не стало».
3. «Волшебный мешочек».
4. «Кто у кого?»