МААМ-картинки

Конспект занятия дополнительной общеобразовательной программы «Современные дети» в направлении «Родной край глазами детей»

Наталья Самохина
Конспект занятия дополнительной общеобразовательной программы «Современные дети» в направлении «Родной край глазами детей»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 города Белева Тульской области»

Конспект занятия

дополнительной общеобразовательной программы «Современные дети» в направлении «Родной край глазами детей»

в подготовительной группе

на тему «Тула – родина моя!»

Подготовила: воспитатель

Самохина Н. М.

Белёв, 2021 г.

Публикация «Конспект занятия дополнительной общеобразовательной программы „Современные дети“ в направлении „Родной край глазами детей“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.

Цель: формирование у дошкольников нравственных и патриотических качеств личности через ознакомление с культурой и историей родного края.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с историей появления оружейного, самоварного дела, традицией чаепития, изготовлением тульских пряников, созданием тульской гармони и филимоновской игрушки;

- Продолжать учить строить простые и сложные предложения, учиться высказывать свои мысли на основе наблюдений, воспоминаний;

Развивающие:

-Совершенствовать фразовую речь;

- Приобщить детей к русской народной культуре, расширить общий кругозор ребёнка;

- Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к истории своего народа;

- Учить детей чтить и уважать традиции своего народа;

- Воспитывать любовь к Родине, к городу, в котором они живут.

Предварительная работа:

беседы, рассказы по теме, рассматривание филимоновской игрушки, иллюстраций самоваров, оружия, рассматривание открыток с изображением г. Тулы, заучивание стихотворений, частушек о Туле, посещение музея тульского пряника, прогулка по улицам города.

Оборудование:

Самовары, тульский пряник, гармонь, филимоновские игрушки, мячик, музыкальное оформление.

Ход:

1. Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поздравляем с Днем Рождения наш любимый город! Наверное, вы заметили, что на улицах красиво, светло, празднично! Мы живем с вами на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами.

Реб. 1:

Есть город в России

С рабочими чудо-руками,

С чуть хитрой улыбкой,

С открытой и доброй душой!

Недаром Отчизна

Гордится его мастерами

Всегда он – в работе,

Всегда он – в заботе большой…

2. Основная часть

Воспитатель: Как вы уже догадались, эти стихи посвящены нашему городу – Туле.

Давайте с вами послушаем песню «Гимн Тулы – Тула веками оружье ковала». (Дети слушают песню.)

Для начала давайте вспомним все, что мы знаем о нашем городе. Кто скажет мне, как называется город, в котором мы живем?

Дети : Город Тула.

Воспитатель: Как можно назвать людей, которые живут в городе Туле?

Дети : Их можно назвать туляки.

Воспитатель: На берегу какой реки расположен наш город?

Дети : На берегу реки Упы.

Воспитатель: Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он?

Дети : Большой, красивый, любимый, родной, современный… (Наш город очень красивый. В нашем городе Туле много достопримечательностей. В нашем городе много парков, скверов, улиц, памятников и музеев).

Воспитатель: Тула возникла очень давно. Так давно, что даже на год столицы нашей страны – Москвы. Тула была небольшим селением. В то время шла борьба между русскими князьями на землю. Дети, а вы знаете, что название нашего города – Тула- произошло от слова – «притулиться»? (что значит спрятаться). Много-много лет назад на берегу реки Упы образовалось маленькое поселение людей. Свои дома они огородили высоким деревянным забором. Так образовался первый деревянный кремль. Но врагов было много и однажды деревянный кремль сгорел и жители решили оградить свой городок высокими крепкими каменными стенами.

А еще есть кремль, который можно увидеть сейчас на иллюстрациях. Вот так создавался наш город. А чем же славится наш город? (Дети отвечают : тульскими пряниками, самоварами, филимоновскими игрушками, а еще оружием, гармошками.)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, туляки гордятся своим городом?

Дети : Да.

Воспитатель: Согласна с вами. Наш город очень знаменит. О нем знают не только в России, но и далеко за её пределами, нам есть чем гордиться.

Реб. 2:

Когда нависнут тучи с военною грозой,

Когда повеет гарью над отчею страной,

Когда враги, как волки ворвутся вдруг в нее,

Берет Россия в руки Тульское ружье.

Воспитатель: Верно, Тула славится своими оружейными мастерами. История тульского оружейного дела уходит в те времена, когда при защите российских рубежей от набегов кочевников, жителям Тулы не хватало оружия. Оно изготавливалось в Москве, а доставлять его было делом долгим и хлопотным. Поэтому, указом Петра I, было решено основать оружейное дело непосредственно в Туле. В Заречье был построен деревянный оружейный двор. Сегодня Тульский оружейный завод - старейшее предприятие российской оборонной отрасли. И продолжает работу. Вот как уже давно производят на Тульском заводе знаменитое на весь мир оружие. Не зря говорят: «Тула – щит России». У кого из вас родители работают на этом заводе?

С тех самых пор как тульские оружейники стали изготавливать пушки, ружья, сабли, пистолеты и т. п. – появился и музей оружия. Недавно он переехал в новое здание в Заречье.

Расскажите, ребята, пожалуйста, кто был в музее оружия и что там видел? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте вспомним, чем еще знаменит наш город.

Реб. 3:

Самовар раздула Тула,

Тула – Родина моя,

Белой скатертью взмахнула

От Заречья до Кремля!

Воспитатель: Правильно, Самовар и Тула неразделимы. Это символ нашего города. В Туле первый самовар изготовили братья Иван и Назар Лисицыны. Самовары славились разнообразием форм и отделок. Сколько радости они доставляли людям! Церемония чаепития особая. Усевшись вокруг самовара, накладывали варенье, наливали в чашки чай, а затем переливали его в блюдце, чтобы остывал быстрее. Из блюдца и пили ароматный напиток.

Как вы думаете, для чего нужен самовар? (кипятить воду и пить чай). Самовар предназначен для разогрева воды. С помощью небольших щепочек, угольков его растапливали, вода быстро закипала и долго оставалась горячей.

А в наше время люди пользуются самоварами? В наше время нет необходимости разогревать воду с помощью дров, в домах есть газ и электричество. Поэтому самовары делают электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). А такой самовар, который разжигали лучинками или угольками можно встретить в Тульском самоварном музее. – Давным- давно, почти в каждом городе, были самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула. Каких только самоваров у нас не делают! Во всём мире самовар является одним из символов России – символом русского гостеприимства.

Физминутка.

Мы ногами — топ-топ,

Мы руками — хлоп-хлоп.

Мы глазами — миг-миг.

Мы плечами — чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

Воспитатель: Славится Тула самоварами. А там, где самовары на столах - там и вкусный пряник.

Реб. 4:

Их в России всюду знают,

Их ведь в Туле выпекают,

Формы разной они бывают,

И глазурью все сверкают

Сладкие и мятные,

Очень ароматные.

Воспитатель: Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Тульский пряник - визитная карточка Тулы. Пряники отличались разнообразием - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству. Недавно в Туле состоялось торжественное открытие памятника тульскому прянику. Ребята, расскажите, кто видел этот памятник?

Воспитатель: Вот и стол к чаю готов, и самовар пыхтит, и запах пряников манит. Но почему-то не очень весело.

(звучит гармонь)

Реб. 5:

Я купил себе гармонь

У неё меха огонь!

Заиграю там и тут

Вмиг улыбки расцветут!

Собирайся в круг народ

Под рукой гармонь поет!

Воспитатель: Ребята, появление этого музыкального инструмента у нас не случайно. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, гармонь – еще один символ нашего города. За свою двухвековую историю долговечные и звучные тульские гармони стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире.

Кто из вас знает, что такое гармонь? Конечно, это музыкальный инструмент. Сейчас у людей много разных развлечений: мы смотрим ТВ, ходим на концерты, в кинотеатры, а в давние времена у людей были другие развлечения. Люди играли на гармошке, плясали народные танцы и пели частушки. Гармошка пришла к нам из-за границы. Но первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские мастера.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появилась филимоновская игрушка? Я вам сейчас расскажу. А для начала мы послушаем стихотворение.

Реб. 6:

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить.

Мастеров из Филимоново,

Никогда нам не забыть.

Филимоновские игрушки родились в селе Филимоново Одоевского района Тульской области. Деревня эта находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило промысел. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Но в основном игрушечным делом занимались женщины. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших городах.

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленной помещении, обжигают в электрической печи при большой температуре и затем расписывают.

Основные игрушки - традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, замешанными на яйце, нанося их гусиным пером. Вот какие забавные, весёлые игрушки изготавливаются мастерами д. Филимоново, эти игрушки известны всему миру.

А знаете, почему придумали эти игрушки? Современных игрушек тогда не было и детям было не с чем играть.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру - «Сьедобное-несьедобное по-новому». Я буду кидать вам мячик, и говорить чем славится Тула, а вы будете ловить мячик, если я говорю правду, а если нет – отбивать его. Например – Тула славится матрешками (ложками, пряниками, посудой, росписью гжель, барабанами, оружием, самоварами, чайниками, городецкой росписью, филимоновской игрушкой).

Воспитатель: А еще Тулу прославил Левша. О нем мы поговорим в следующий раз.

3. Рефлексия

Воспитатель:

- С какими предметами Тульских мастеров мы сегодня познакомились? (самовар, тульский пряник, гармонь, филимоновская игрушка, оруженое дело)

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!»Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!» Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" Цель: Через синтез.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Родной свой край, люби и знай» Задачи: Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром Омской области. Расширять представления.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знай и люби родной край» Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знай и люби родной край». Татьяна Назарова (Подготовительная группа) Цель: закрепить и.

Конспект прогулки «Наш край родной» для детей 3–4 летКонспект прогулки «Наш край родной» для детей 3–4 лет Тема: «Наш край родной» Цели: Продолжать знакомить детей с явлениями живой и неживой природы, учить видеть красоту родной природы, устанавливать.

Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Конспект тематического занятие «Русская песня – душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Цель: Приобщение детей к истокам.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край»Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край» Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание: - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую.

Методическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 летМетодическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Детский клуб «Чайка» «Люблю.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Конспект совместной творческой деятельности родителей и детей 2 лет «Затон — мой дом, мой край родной!»Конспект совместной творческой деятельности родителей и детей 2 лет «Затон — мой дом, мой край родной!» Совместная творческая деятельность родителей и детей 2 лет «Затон мой дом, мой край родной!» Цель: Сформировать эмоциональный образ и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия дополнительной общеобразовательной программы «Современные дети» в направлении «Родной край глазами детей»
Опубликовано: 5 ноября 2021 в 19:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД