Наталья Самохина
Конспект занятия дополнительной общеобразовательной программы «Современные дети» в направлении «Родной край глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 города Белева Тульской области»
дополнительной общеобразовательной программы «Современные дети» в направлении «Родной край глазами детей»
в подготовительной группе
на тему «Тула – родина моя!»
Подготовила: воспитатель
Самохина Н. М.
Белёв, 2021 г.
Публикация «Конспект занятия дополнительной общеобразовательной программы „Современные дети“ в направлении „Родной край глазами детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.
Цель: формирование у дошкольников нравственных и патриотических качеств личности через ознакомление с культурой и историей родного края.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей появления оружейного, самоварного дела, традицией чаепития, изготовлением тульских пряников, созданием тульской гармони и филимоновской игрушки;
- Продолжать учить строить простые и сложные предложения, учиться высказывать свои мысли на основе наблюдений, воспоминаний;
Развивающие:
-Совершенствовать фразовую речь;
- Приобщить детей к русской народной культуре, расширить общий кругозор ребёнка;
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к истории своего народа;
- Учить детей чтить и уважать традиции своего народа;
- Воспитывать любовь к Родине, к городу, в котором они живут.
Предварительная работа:
беседы, рассказы по теме, рассматривание филимоновской игрушки, иллюстраций самоваров, оружия, рассматривание открыток с изображением г. Тулы, заучивание стихотворений, частушек о Туле, посещение музея тульского пряника, прогулка по улицам города.
Оборудование:
Самовары, тульский пряник, гармонь, филимоновские игрушки, мячик, музыкальное оформление.
Ход:
1. Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поздравляем с Днем Рождения наш любимый город! Наверное, вы заметили, что на улицах красиво, светло, празднично! Мы живем с вами на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами.
Реб. 1:
Есть город в России
С рабочими чудо-руками,
С чуть хитрой улыбкой,
С открытой и доброй душой!
Недаром Отчизна
Гордится его мастерами
Всегда он – в работе,
Всегда он – в заботе большой…
2. Основная часть
Воспитатель: Как вы уже догадались, эти стихи посвящены нашему городу – Туле.
Давайте с вами послушаем песню «Гимн Тулы – Тула веками оружье ковала». (Дети слушают песню.)
Для начала давайте вспомним все, что мы знаем о нашем городе. Кто скажет мне, как называется город, в котором мы живем?
Дети : Город Тула.
Воспитатель: Как можно назвать людей, которые живут в городе Туле?
Дети : Их можно назвать туляки.
Воспитатель: На берегу какой реки расположен наш город?
Дети : На берегу реки Упы.
Воспитатель: Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он?
Дети : Большой, красивый, любимый, родной, современный… (Наш город очень красивый. В нашем городе Туле много достопримечательностей. В нашем городе много парков, скверов, улиц, памятников и музеев).
Воспитатель: Тула возникла очень давно. Так давно, что даже на год столицы нашей страны – Москвы. Тула была небольшим селением. В то время шла борьба между русскими князьями на землю. Дети, а вы знаете, что название нашего города – Тула- произошло от слова – «притулиться»? (что значит спрятаться). Много-много лет назад на берегу реки Упы образовалось маленькое поселение людей. Свои дома они огородили высоким деревянным забором. Так образовался первый деревянный кремль. Но врагов было много и однажды деревянный кремль сгорел и жители решили оградить свой городок высокими крепкими каменными стенами.
А еще есть кремль, который можно увидеть сейчас на иллюстрациях. Вот так создавался наш город. А чем же славится наш город? (Дети отвечают : тульскими пряниками, самоварами, филимоновскими игрушками, а еще оружием, гармошками.)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, туляки гордятся своим городом?
Дети : Да.
Воспитатель: Согласна с вами. Наш город очень знаменит. О нем знают не только в России, но и далеко за её пределами, нам есть чем гордиться.
Реб. 2:
Когда нависнут тучи с военною грозой,
Когда повеет гарью над отчею страной,
Когда враги, как волки ворвутся вдруг в нее,
Берет Россия в руки Тульское ружье.
Воспитатель: Верно, Тула славится своими оружейными мастерами. История тульского оружейного дела уходит в те времена, когда при защите российских рубежей от набегов кочевников, жителям Тулы не хватало оружия. Оно изготавливалось в Москве, а доставлять его было делом долгим и хлопотным. Поэтому, указом Петра I, было решено основать оружейное дело непосредственно в Туле. В Заречье был построен деревянный оружейный двор. Сегодня Тульский оружейный завод - старейшее предприятие российской оборонной отрасли. И продолжает работу. Вот как уже давно производят на Тульском заводе знаменитое на весь мир оружие. Не зря говорят: «Тула – щит России». У кого из вас родители работают на этом заводе?
С тех самых пор как тульские оружейники стали изготавливать пушки, ружья, сабли, пистолеты и т. п. – появился и музей оружия. Недавно он переехал в новое здание в Заречье.
Расскажите, ребята, пожалуйста, кто был в музее оружия и что там видел? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте вспомним, чем еще знаменит наш город.
Реб. 3:
Самовар раздула Тула,
Тула – Родина моя,
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до Кремля!
Воспитатель: Правильно, Самовар и Тула неразделимы. Это символ нашего города. В Туле первый самовар изготовили братья Иван и Назар Лисицыны. Самовары славились разнообразием форм и отделок. Сколько радости они доставляли людям! Церемония чаепития особая. Усевшись вокруг самовара, накладывали варенье, наливали в чашки чай, а затем переливали его в блюдце, чтобы остывал быстрее. Из блюдца и пили ароматный напиток.
Как вы думаете, для чего нужен самовар? (кипятить воду и пить чай). Самовар предназначен для разогрева воды. С помощью небольших щепочек, угольков его растапливали, вода быстро закипала и долго оставалась горячей.
А в наше время люди пользуются самоварами? В наше время нет необходимости разогревать воду с помощью дров, в домах есть газ и электричество. Поэтому самовары делают электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). А такой самовар, который разжигали лучинками или угольками можно встретить в Тульском самоварном музее. – Давным- давно, почти в каждом городе, были самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула. Каких только самоваров у нас не делают! Во всём мире самовар является одним из символов России – символом русского гостеприимства.
Физминутка.
Мы ногами — топ-топ,
Мы руками — хлоп-хлоп.
Мы глазами — миг-миг.
Мы плечами — чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
Воспитатель: Славится Тула самоварами. А там, где самовары на столах - там и вкусный пряник.
Реб. 4:
Их в России всюду знают,
Их ведь в Туле выпекают,
Формы разной они бывают,
И глазурью все сверкают
Сладкие и мятные,
Очень ароматные.
Воспитатель: Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Тульский пряник - визитная карточка Тулы. Пряники отличались разнообразием - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству. Недавно в Туле состоялось торжественное открытие памятника тульскому прянику. Ребята, расскажите, кто видел этот памятник?
Воспитатель: Вот и стол к чаю готов, и самовар пыхтит, и запах пряников манит. Но почему-то не очень весело.
(звучит гармонь)
Реб. 5:
Я купил себе гармонь
У неё меха огонь!
Заиграю там и тут
Вмиг улыбки расцветут!
Собирайся в круг народ
Под рукой гармонь поет!
Воспитатель: Ребята, появление этого музыкального инструмента у нас не случайно. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, гармонь – еще один символ нашего города. За свою двухвековую историю долговечные и звучные тульские гармони стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире.
Кто из вас знает, что такое гармонь? Конечно, это музыкальный инструмент. Сейчас у людей много разных развлечений: мы смотрим ТВ, ходим на концерты, в кинотеатры, а в давние времена у людей были другие развлечения. Люди играли на гармошке, плясали народные танцы и пели частушки. Гармошка пришла к нам из-за границы. Но первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские мастера.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появилась филимоновская игрушка? Я вам сейчас расскажу. А для начала мы послушаем стихотворение.
Реб. 6:
Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить.
Мастеров из Филимоново,
Никогда нам не забыть.
Филимоновские игрушки родились в селе Филимоново Одоевского района Тульской области. Деревня эта находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило промысел. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Но в основном игрушечным делом занимались женщины. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших городах.
В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленной помещении, обжигают в электрической печи при большой температуре и затем расписывают.
Основные игрушки - традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, замешанными на яйце, нанося их гусиным пером. Вот какие забавные, весёлые игрушки изготавливаются мастерами д. Филимоново, эти игрушки известны всему миру.
А знаете, почему придумали эти игрушки? Современных игрушек тогда не было и детям было не с чем играть.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру - «Сьедобное-несьедобное по-новому». Я буду кидать вам мячик, и говорить чем славится Тула, а вы будете ловить мячик, если я говорю правду, а если нет – отбивать его. Например – Тула славится матрешками (ложками, пряниками, посудой, росписью гжель, барабанами, оружием, самоварами, чайниками, городецкой росписью, филимоновской игрушкой).
Воспитатель: А еще Тулу прославил Левша. О нем мы поговорим в следующий раз.
3. Рефлексия
Воспитатель:
- С какими предметами Тульских мастеров мы сегодня познакомились? (самовар, тульский пряник, гармонь, филимоновская игрушка, оруженое дело)