Алена Баева
Конспект занятия «Дружат дети всей земли» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование доброжелательных отношений у дошкольников
Дружат дети всей земли
(Занятие в подготовительной к школе группе)
Программное содержание
• Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.
• Решить следующие задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с разными народами, населяющими планету;
• познакомить с элементами разной культуры этих народов;
• показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
Публикация «Конспект занятия „Дружат дети всей земли“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
• воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли;
• формировать у детей планетарное мышление, толерантность (терпимость) по отношению к людям других национальностей;
• дать представление о некоторых детских играх иных народов;
закреплять понятийный аппарат: планета. Земля, глобус, карта, народ, страна, дружба и пр.
Воспитательные:
• учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;
• воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету:
• воспитывать чувство общности;
• развивать потребность в общении со сверстниками;
• воспитывать потребность нести радость другим.
Развивающие:
• продолжать работу по расширению кругозора у детей;
• обогащать чувства, а также представления о мире;
• развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых;
• развивать умение игрового общения;
• обогащать словарь, закрепляя новые слова;
. развивать умение вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения:
• совершенствовать артикуляционный аппарат.
Материал: магнитофон, плюс «Большой хоровод», системный блок мультимедиа, проектор, мольберты с размещенными на них предметами атрибутики различных стран; атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик, указка — волшебная палочка; глобус, карта мира для детей, куклы разных рас. картонные «куклы мира».
Предварительная работа:
• изучение группы : наблюдение за общением детей, выявление особенностей общения, коммуникабельности:
• чтение сказки «Цветик-семицветик»;
• решение головоломок.
Ход занятия
Вступительная часть
Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б. Савельева. сл. М. Танича) воспитатель проводит детей в центр зала, образуя круг.
«Солнечный круг»
- Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.
А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
И начнем наше путешествие.
- Посмотрите на карту — сколько разных народов живет на нашей планете!
-Давайте мыс вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.
Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.
• Теперь можно открыть глаза. Ну вот. ребята. Я превратилась в Фею цветов. А значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)
• Правильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков четырехцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова — скороговорку: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».
• Давайте скажем все вместе громко.
• А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.
Презентация: Дети монголоидной расы.
• Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране высвечивается двигающаяся заставка, а затем появляются иллюстрации с изображением японской девочки.)
• Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Япония.)
• Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии. Там высокие красивые горы ( показ слайдов: Фудзияма) и необычные многоэтажные (многоярусные) храмы ( показ слайдов: буддийский храм). Эта девочка многое могла бы рассказать нам о своей стране, только как же мы ее поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
-Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
-Давайте пошлем ей наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)
-А как бы нам подружиться с этой девочкой?
-Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
• -В Японии очень любят различные головоломки, среди них (воспитатель демонстрирует) :
-оригами — искусство складывания бумаги
-и танграм — выкладывание геометрических фигур: есть и другое название этой игры: Колумбово яйцо.
Мы попробуем с вами поиграть в такую игру.
«Танграм»
- Каждому из вас предлагается набор геометрических фигур. Вы должны, используя все эти фигурки, сложить одну, что у вас получится, мы попробуем потом отгадать. (Звучит восточная музыка.)
Дети выполняют задание на ковре, возле 1-го мольберта, а затем
рассматривают, что получилось.
-Ребята, вам понравилась эта игра?
-Давайте помашем рукой девочке. (На экране появляется заставка.) На память о нашей встрече нам осталась кукла и картина с изображением японки (открывается мольберт, занавешенный легкой материей). Да еще интересная игра Танрам, в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.
Сдлайд: Дети негроидной расы.
-Теперь нам пора лететь дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова. (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)
-Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам детей с черным цветом кожи.
-Кто из вас знает, где живут дети с черным цветом кожи? (Африка.)
-Почему у людей в Африке такая темная кожа? (Жарко.)
-Действительно, в Африке очень жарко, поэтому и одежда у людей какая? (Легкая.)
-А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки.
-Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
-Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом по-африкански.
-Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? (Танцевать.)
-Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Потанцевать вместе с ними.)
-Давайте посмотрим, как это получается у героев одного мультфильма, когда в гости к русским детям приехали дети с разных концов Земли, и потанцуем вместе с ними.
Показ отрывка из мультфильма «Катерок». Танец «Чунга-Чанга».
- Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах. В память о них у нас остались картинка и кукла и некоторые вещи. (Открывается новый мольберт.)
Слайд: Эскимосы (монголоидная раса).
-Сколько у нас осталось еще лепестков?
-Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова.
-Посмотрите на экран! Как вы думаете, почему этот человек так тепло одет?
-Как называется народ, живущий на Севере?
- А почему у северных народов такой узкий разрез глаз?
Где живут эскимосы? (На севере, там, где холодно.)
-Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу.
-Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна. А еще эскимосы любят охотиться и ловить рыбу.
-А здороваются они, помахивая руками. (Дети показывают.)
-Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».
«Белые медведи» Проводится под музыку «Песенка о медведях».
Ход игры
Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
-Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой нелегкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать, что у вас, как в пословицах:
-Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось».
«Сам - погибай, а товарища - выручай!»
-Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И память о них осталась на нашем магнитном альбоме (мольберте).
-У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой.
Давайте-ка скажем волшебные слова.
Слайд: Дети европеоидной расы.
-Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)
-А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.
-И они приготовили для вас один сюрприз.
Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). И тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.
Дети выполняют задание под музыку.
-Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)
-Почему это важные слова?
-А вы по-настоящему дружные ребята?
-Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?
-А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость. внимание к другому.)
Закрепление
-Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли :
-мы разговариваем на разных языках;
-по-разному одеваемся;
-выглядим по-разному;
-у нас разные жилища (дома);
-мы живем в разных уголках земного шара.
-Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, от того, научились ли вы дружить с детства!
-Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.
«Дружат дети всей земли»
-А сейчас пусть каждый из вас возьмет по одному маленькому нарисованному человечку и соединит их руки вокруг земного шара в знак большой дружбы детей всей Земли.
Звучит музыка. (Дети выполняют работу на полу.)
-Как красиво у вас получилось.
А теперь. давайте возьмем кукол наших друзей. И устроим большой хоровод. Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть
повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!
Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод».
Воспитатель благодарит ребят за дружеское участие в занятии.