Приложение МААМ

Конспект занятия «Какие народы живут в России»

нина петухова
Конспект занятия «Какие народы живут в России»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Многообразие традиций и культур народов»

«Какие народы живут в России»

Цель занятия : сформировать представление детей о том, что Россия многонациональная страна; дать детям определенный уровень знаний об обычаях и традициях, жизни, и культуре русского, чукотского, кавказского народов.

обогатить словарный запас детей (косоворотка, кухлянка, керкер, яранга, бешмет, черкеска, бурка, папаха, сакли);

воспитательные: воспитать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

1слайд

Публикация «Конспект занятия „Какие народы живут в России“» размещена в разделах

- В какой стране мы живем? (Россия)

А, люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

2 слайд

- Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)

- У каждого народа свой родной язык. У нас с вами какой язык? (русский). ( предложить детям поздороваться на разных языках: на русском «Здравствуйте»; Здравствуйте по – чукотски: - Цоораимтовим, а народы Кавказа здороваются так – Салам Алейкум)

- А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?

Почти все в России знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.

- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники.

• У каждого народа своё искусство : песни, танцы.

• У каждого народа свой национальный костюм. Отличаются народы и чертами лица. (На доске иллюстрации людей в национальных костюмах)

• У каждого народа своя культура. С культурой разных народов можно познакомиться, прочитав сказки. (На доске выставка “Сказки разных народов)

• Отличаются народы и национальной кухней.

Все это является национальными традициями народов.

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны. Сначала мы познакомимся с некоторыми нашими русскими традициями и обычаями.

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен.

3 слайд Такие дома называются избами.

4 слайд

И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда. Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?

-В гостях хорошо, а дома лучше.

-Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

-Без хозяина дом – сирота.

-В родном доме и каша гуще.

Печь в старые времена была в доме очень важна. (5 слайд)В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печки – очень редкое явление.

6 слайд

В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась.

Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям.

А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или: иной стране. Например, В Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают России? (Пшеницу, рожь). 7 слайд

В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (8 слайд).

Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки).(9 слайд)

В России часто зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? (Квас). (10 слайд)А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень (11 слайд)- это напиток из мёда, он очень хорошо согревал во время мороза.

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха, Осенины, и др.)Вот на такие праздники и надевает народ свои национальные костюмы

12 слайд

- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одет мужчина? ( Дети перечисляют: рубашка, кепка, штаны у мужчины.)

Да, рубаху носили все, это самый старинный вид одежды.

- Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка).

-Подумайте и скажите, почему так называется.

-Из каких двух слов состоит это слово.

-Правильно, из двух слов - косой + ворот = косоворотка.

Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). От этого и название такое.

-Что одето поверх рубахи у женщины? (Сарафан).

Поверх рубахи надевали длинный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные.

А теперь внимательно посмотрите на голову. Что у них на голове?

(кокошник).

-Вот такие наряды носили раньше на Руси женщины и мужчины.

Как украшали костюмы.

(Вышивкой, ленточками, узорами).

Это не просто вышивка, узоры, это и еще и оберег. Оберег – от слов оберегать от всего плохого: от болезней, от бед, от плохих людей.

13 слайд

- Народные игры сохранились и дошли до наших дней. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки:

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она (Жмурки)

Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день (Прятки)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят (Горелки)

А, сейчас, я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру «Гори гори ясно».

14 слайд

А, теперь давайте познакомимся с традициями и обычаями другого народа.

- Вы знаете, кто живет на Крайнем Севере, на Чукотке? (чукчи). Название народа произошло от слова «чаучау» (богатый оленями)

15 слайдЧукотка - это удивительный край, где можно встретить как современные дома, в которых привыкли жить мы с вами, 16 слайдтак и жилища кочующих жителей.

17 слайд

Одни чукчи занимаются охотой на китов и моржей, а также на тюленей и нерп, 18 слайда также занимаются разведением оленей, с целью получения мяса, молока и шкур. А также для получения ездовых оленей.

- Как невозможно представить себе жизнь чукчей без оленей, так и без их первейших друзей – собак. Это чукотские лайки – поразительные животные. (19 слайд) Лайка может неделями тянуть упряжку в зимнюю стужу, не принимая никакой пищи, не боится мороза. (20 слайд) Собаки необыкновенно дружелюбны и привязаны к человеку.

21 слайд

Жилище чукчей – яранга - большой разборный шатёр, который сверху покрыт шкурами оленей. 22 слайдПосредине жилища располагается кострище, которое используется для согрева и приготовления пищи.

- Ребята, а как вы думаете, что служит пищей для жителей Чукотки?

- Действительно, традиционная еда чукчей – это оленина, мясо и жир морских животных, которые они употребляют как в варёном, так и в сыром виде. Охотно они едят и дикие коренья, стебли, листья, которые варят, ягоды и супы, приготовленные из овощей и крупы

23 слайдДавайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

Так, одежда у мужчин состоит из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу, таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки. Меховая рубашка с капюшоном, называется кухлянка.

Женская одежда – это меховой комбинезон (керкер, меховая обувь длиной до колен.

Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

Ребята, а как вы думаете, как проводят дни жители Чукотки? Чем занимаются мужчины и женщины? 24 слайд (Мужчины занимаются выпасом и убоем оленей, ловлей морских животных, изготовлением и 25 слайдпочинкой саней, изготовлением орудий труда и т. д.)

26 слайдЖенщины готовят пищу, 27 слайдзанимаются выделкой шкур, шьют одежду и украшают её вышивкой.

- А как вы думаете, пока взрослые заняты каждый своими делами, чем в это время заняты чукотские дети?

- Дети кочующих чукчей не имеют такой возможности как вы посещать детский сад и играть в разные игрушки, так как их с самого раннего детства учат выживать в суровых условиях Чукотки. 28 слайдМальчики помогают родителям пасти оленей и охотиться на морских животных, перерабатывать сбрасываемые ежегодно оленями рога. 29 слайдДевочки, как и женщины, готовят еду, заготавливают корения и лекарственные растения, учатся выделывать шкуры оленей, шить из них одежду и украшать их элементами чукотского орнамента.

Основные праздники чукчей связаны с хозяйством. 30 слайд (Праздник кита – цель его попросить прощения у повелителя морей за убитых охотниками китов, моржей, тюленей; 31 слайдпраздник оленей – проводится он, когда появляются на свет оленята; 32 слайдпраздник байдара – по случаю первого выхода в море. Байдара - это большая лодка, на которой чукчи выходят в море). все праздники у них сопровождали состязание в беге, борьбе, стрельбе, в гонках на оленях и собаках, танцы, игра на бубнах.

33 слайдГлавной особенностью природы Кавказа являются горы. Среди них есть большие и маленькие, высокие и низкие, сплошь покрытые лесными массивами или травянистой растительностью

А сейчас, я хочу вас познакомить с культурой Кавказа, там живут осетины, чеченцы, армяне, калмыки, туркмены

34 слайдА сейчас рассмотрим кавказские костюмы. Посмотрите, какие красивые узоры вышивали. вышивка не только украшала одежду, люди верили, что узоры защищают человека от беды. Национальная одежда очень красива.

35 слайдЯ хочу представить вам мужской национальный костюм. Узкие штаны, пояс с кинжалом. 36 слайдБешмет– рубаха. 37 слайдЧеркеска – праздничный мужской костюм, которая одевалась поверх бешмета. 38 слайдПоверх всего одевали – бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом.

Посмотрите, что особенного в костюмах кавказского народа? (на голове у него папаха – это головной убор, это символ чести и достоинства чеченского мужчины, и трогать чужую папаху запрещалось)

Воспитатель: Из чего состоит мужской национальный костюм?

Дети: Из бешмета, черкески, бурки и папахи.

Воспитатель: Что такое бешмет? (рубаха)

Воспитатель: Верно. А что защищало всадника от ветра, снега, дождя и жары? (Накидка бурка).

Воспитатель: Правильно. Как называется головной убор из овчины?

Дети: Папаха.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь обратите внимание на изображение национального женского костюма. 39 слайд

Женщины носили длинные – до пят платья и шаровары (штаны). Платье украшали золотым шитьем. Еще одно важное украшение женской одежды – пояс. Его надевали поверх платья. Головной убор женщин – платок.

40 слайдКавказцы живут аулами – селениями,Кавказцы, которые живут в горах, дома построены из камня и называются сакли. 41 слайдНа равнинах строили дома из дерева, глины и соломы.

42 слайд Кавказские народы славятся гостеприимством. Когда они первый раз приходят в гости, то всегда дарят хозяевам подарок.

43 слайдГлавным блюдом кавказского стола по праву можно назвать голубцы, только у них совсем другой вкус. Они назывютсяДолма. Вместо капустных листьев они используют виноградные листья.

Главным занятием чеченцев издавна было разведение коров, лошадей, охота, пчеловодство. Женщины всегда были ответственны за хозяйственные работы, ткали сукно, изготавливали ковры, шили обувь и платья.

44 слайд Большим праздником у кавказского народа является Ураз – Байран. Готовиться к нему начинают задолго до его наступления, в доме все моют и убирают, готовят всякие вкусности, покупают обновки, и ждут наступления праздника. Празднование самого праздника проходит очень весело и красиво.

45 слайдПоздравляют друг друга с наступлением долгожданного праздника, обмениваются подарками, устраивают веселые гуляние и пир.

44 слайд

Чеченский народ всегда танцевал. В танце он выражал свои эмоции, и ненависть, и любовь

Я хочу вас познакомить с чеченским народным танцем – лезгинка. Мы с вами выучим несколько движений.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Собери костюм»

Вам нужно собрать из элементов, которые лежат на столе национальный костюм и назвать костюм какого народа вы собрали.

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Публикации по теме:

«Дом, в котором живут кошки». Конспект занятия по силуэтной аппликации (старшая группа)«Дом, в котором живут кошки». Конспект занятия по силуэтной аппликации (старшая группа) Цель:Знакомить детей с искусством силуэта. Учить самостоятельно применять освоенные приёмы вырезывания ножницами по контуру. Учить создавать.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Народы России»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Народы России» Дидактическая игра «Народы России» Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий.

Дидактическое пособие «Народы России». Мастер-классДидактическое пособие «Народы России». Мастер-класс Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию авторское дидактическое пособие «Народы России», предназначенное для детей старшего дошкольного.

Конспект ОД по ФЭМП «Счет от 0 до 10. Народы России»Конспект ОД по ФЭМП «Счет от 0 до 10. Народы России» Конспект ОД по ФЭМПна тему:«Счет от 0 до 10. Народы России»Цель: Закрепить счет и знания о цифрах в пределах 10 по теме «Народы России»,.

Конспект занятия «Где-то живут на свете» для детей с ОВЗКонспект занятия «Где-то живут на свете» для детей с ОВЗ Цель: Формирование навыков коллективной работы посредством выполнения совместной сюжетной аппликации. Задачи: - Создать условия для знакомства.

Конспект занятия «Где живут добро и зло?» для начальной школы Открытое занятие Тема: «Где живут добро и зло?» Цель: развивать самосознание формирование представлений воспитанников о многогранности и.

Конспект занятия «Какие бывают лошади?»Конспект занятия «Какие бывают лошади?» Цели и задачи: расширить знания детей о лошадях; их внешнем виде и значении, познакомить детей с породами лошадей, развивать двигательную.

Конспект занятия «Какие бывают термометры» Цель. Уточнить представления о термометре (комнатный, уличный, водный, почвенный термометр). Задачи: Закрепить знания о различных термометрах,.

Конспект занятия по познавательному развитию «Где живут деньги» с детьми подготовительной группыКонспект занятия по познавательному развитию «Где живут деньги» с детьми подготовительной группы Цель: создание условий для ознакомления детей с работой банка. Программные задачи: - Познакомить детей с новыми словами, встречающимися.

Конспект экскурсии в сельскую библиотеку «Где живут книги?» с детьми старшей группыКонспект экскурсии в сельскую библиотеку «Где живут книги?» с детьми старшей группы Цель: создание условий, для формирования у дошкольников интереса к книгам. Программные задачи: дать знание того, что такое библиотека, пополнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Какие народы живут в России»
Опубликовано: 20 октября 2022 в 19:18
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Какие народы живут в России»» (включая файлы) размещена пользователем нина петухова (УИ 873653) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД