Светлана Кожина
Конспект занятия «Куколки из сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной интегрированной деятельности
Педагога с детьми по ознакомлению детей с целостной картинкой мира и художественного творчества.
Тема: «Куколки из сундучка».
Составитель: Кожина С. М.
Должность: воспитатель.
Группа: подготовительная.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей и традициями игрушечного ремесла - тряпичной куклой;
Закрепить знания детей по теме «Народные праздники», «Труд людей осенью».
2. Научить мастерить тряпичную куклу узелковым способом.
Публикация «Конспект занятия „Куколки из сундучка“» размещена в разделах
3. Совершенствовать трудовые навыки: сворачивания, скручивания, завязывания, обматывания.
4. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию.
5. Вызывать у детей интерес к истории и традициям русского народа.
6. Активизировать словарь детей по изученным темам, обогащать словарный запас по теме «История и традиции игрушечного ремесла».
Организация:
1. Вводная часть.
2. Знакомство с историей и традициями игрушечного ремесла.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Изготовление тряпичной куклы.
5. Подведение итогов.
Предварительная работа:
1. Д/игра «Семья», «Угадай, что в баночке?»
2. Беседы «Труд людей осенью в наше время».
«Труд людей осенью на Руси».
«Народные осенние праздники».
3. Изготовление куклы Масленичка на «Месленицу».
4. Работа со шнурками: завязывание узелков, бантиков, переплетение шнурков.
Материалы, инструменты, оборудование:
Цветная ткань квадратной и прямоугольной формы для тела и платка; лоскуток светлой ткани для лица; прямоугольная светлая ткань для рук; нитки прочные; крупы (греча, рис, пшено, горох); СД с музыкой «Колыбельная»; разные виды куколок; схема изготовления куклы Крупенички.
Ход совместной деятельности:
Дети входят в помещение группы, рассаживаются на ковре.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить под музыкальное представление, что они оказались в том времени, когда их прапрабабушки были ещё маленькими девочками и играли с куклами (играет музыка- «колыбельная».
- Представьте, что ваша прапрабабушка сидит у окошка и играет с куколкой, качает её на руках и поёт колыбельную… На дворе конец осени. Мама прапрабабушки печёт в печи пироги с яблочной начинкой и смазывает румяные, горячие пироги душистым мёдом. Прапрабабушка вспоминает, как весело они отмечали в начале осени «Спас медовый, яблочный, хлебный…
Прошёл ещё один осенний праздник «Покров». Осенние листья покрыты тонким слоем снега и вот-вот наступит зима…
- За окошком работает отец прапрабабушки.
- Расскажите, что он делает, чтобы утеплить дом перед зимними морозами? (Закрывает щели между брёвнами в стенах дома мхом). А вот дедушка гонит домашний скот через двор.
- Куда же он перегоняет овец, корову, лошадь? (в тёплое стойло «на зимовку»).
Рядом с прапрабабушкой сидит бабушка и ткёт из льняных ниток холст. Ах! Какие красивые сошьют они себе к Рождеству и косоворотки для отца и деда. А из лоскутков они с мамой сделают куколку…
- Откройте ребята глазки. Посмотрите, какие замечательные куколки могут получиться из лоскутков ткани. (Дети рассматривают иллюстрации).
- Вот Пеленашка, её клали в колыбель или люльку к младенцу для его защиты от злых духов. Это самая первая куколка малыша.
- А вот Бессонницы помогают справиться с бессонницей не только детям, но и взрослым.
- Подрастающим малышам делали Кувадки. Их подвешивали целыми гроздьями над колыбельной.
- А Столбушки были рядом с девушкой до самой свадьбы и передавались её первенцу по наследству.
- А вот Купавка- кукла однодневка. Её делали на праздник Ивана Купалы перед началом плавательного сезона. Её сплавляли по воде, чтобы она забрала все людские болезни и невзгоды. После ритуала можно было плавать и нырять в открытых водоёмах сколько угодно.
- Есть у этой куколки сестричка. Куколка делалась из соломы, веток и рядилась в яркую одежду в конце зимы в масленичную неделю. Кто вспомнил её название?
- Зачем сжигали Масленицу!
- У Купавки и Масленички есть подружки, которых дарили на Рождество. Одна из них живёт в сундучке в уголке театральной деятельности.
Воспитатель показывает сундучок, достаёт куколку и предлагает познакомиться с ней детям.
- Здравствуйте, ребята! Я Крупеничка. Я храню в себе зерно для будущего урожая и развлекаю детей в доме. Как вы думаете, почему она так называется?
- Кто может угадать, какое зерно я храню в себе?
Дети на ощупь определяют зерно.
- Иногда таких куколок наполняли монетками и называли их Кубышками. Считалось, что они притягивают в дом богатство.
- Ребята, мне так скучно одной жить в сундучке. Вы можете сделать мне подружек?
Воспитатель предлагает пройти детям в уголок совместной деятельности и сесть за стол.
- Чтобы куколка получилась, необходимо подготовить к работе пальчики…
Дети повторяют за воспитателем пальчиковую гимнастику «У бабушки Фроси пятеро внучат»…
- На Руси каши были основным видом питания.
- Из каких круп готовят каши?
- Как называется каша из гречи (риса, манки, пшена, гороха, чечевицы, кукурузы?
- Выберите крупу, которой будет набита ваша кукла.
- Какая у тебя крупа. ?
- Посмотрите на схему изготовления куклы. Какие материалы нам понадобятся ещё для изготовления Крупенички?
Дети делают куклу с опорой на устные объяснения воспитателя и схему изготовления Крупенички.
- Каких замечательных подружек для меня вы сделали! Давайте знакомится!
- Ты Крупеничка какая? (Рисовая)
- А пока наши куколки знакомятся, мы подведём итоги нашей деятельности на ковре.
- Названия каких куколок вы запомнили? Какое предназначение этой куколки!
- Вам понравились куколки, которыми играли ваши прапрабабушки? Хотите, я вас научу делать Кувадок? Мы ими украсим нашу Новогоднюю ёлку. А Крупеничка поселится в вашем доме и будет хранить тепло и уют в нём.
- Кто беспокойно спит, тому я могу помочь сделать Бессонницу из 2-х носовых платочков.
- Мы прощаемся с нашей куколкой из сундучка ненадолго. До свидания.
Дети играют с куколками Крупеничками. Звучит русская народная мелодия.