Елена Мусаевна Долакова
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мир сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи
Тема: «Мир сказок».
Оздоева Айна Мусаевна
г. Назрань
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе „Мир сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Приоритетное направление - «Речевое развитие».
Цель: закрепить знакомые сказки.
Задачи по направлениям развития :
Задачи «Речевого развития»
Образовательные:
• Обогащать словарь детей;
• Совершенствовать грамматический словарь.
Воспитательные:
• воспитывать звуковую культуру речи;
• воспитывать привычку говорить грамматически правильно.
Развивающие :
• развить навыки речевого общения;
• развить речевое творчество;
• развить зрительное внимание и мышление.
Задачи «Физического развития» :
Образовательные:
• Способствовать развитию двигательной активности детей.
• Способствовать укреплению мышц кисти.
Развивающие :
• Развивать осознанное отношение к выполнению движений в соответствии с текстом
• Развивать координацию движений.
• Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Задачи «Социально-коммуникативного развития» :
Образовательные:
• Способствовать обогащению опыта детей через развитие игровой деятельности.
Развивающие :
• Развивать коммуникативные и речевые навыки.
• Развивать у детей внимание и интерес, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
• Воспитывать желание общаться в коллективе сверстников и с педагогом.
Задачи «Познавательного развития» :
Образовательные:
• Формировать у детей элементарные представления о добре и взаимопомощи в сказках.
Развивающие :
• Упражнять в умении правильно называть героев сказок.
Воспитательные:
• Воспитывать желание общаться в коллективе сверстников.
Задачи «Художественно – эстетического развития»
Образовательные:
• Закреплять умения закрашивать предмет в одном направлении (штриховка);
• Закреплять знания цветов;
• Закреплять умение правильно держать карандаш.
Воспитательные:
• воспитывать наблюдательность и интерес;
Развивающие :
• развивать цветовое восприятие;
• совершенствовать мелкую моторику пальцев рук у детей;
• развивать эстетическое восприятие и творческое воображение
Материал и оборудование: презентация к занятию, пульт для презентаций, интерактивная доска, выставка книг по сказкам; мяч; карандаши жёлтого и зелёного цвета на каждого ребёнка, контур-раскраска репки.
Предварительная работа:
Чтение сказок, просмотр любимых сказок по видео. Рассматривание иллюстраций к сказкам, загадывание загадок на данную тему.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Воспитатель: Уважаемые гости, дорогие дети! Сегодня у нас открытое занятие по развитию речи на тему : «Мир сказок». Ребята, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. А куда вы узнаете, отгадав загадку: «Там волшебство, там чудеса, бывает Бабушка Яга, герои действуют умно и дружба побеждает зло».
Так куда мы отправляемся?
Дети: В мир сказок.
Воспитатель: Ребята, откуда берутся сказки? Вы знаете?
Дети: Их придумывает народ, писатели, сказочники.
Воспитатель: А Вы любите сказки? (Да.)
Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, наше путешествие в мир сказок начинается!
Ребята, чтобы попасть в мир сказок нам придётся доказать его жителям, сказочным героям, что мы очень любим сказки и многие знаем.
Я вам предлагаю сыграть в игру: «Назови сказку».
Дети сидят в кругу. Ведущий с середины круга передаёт мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой. Например: Корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза – «Волк и семеро козлят»; Медведь – «Три медведя»; Волк –«Лиса и волк»; Гуси – «Гуси лебеди»; Лиса –«Колобок»; «Заяц и Лиса» Курица – «Курочка ряба»; Заяц- «Заяц хваста».
Молодцы!- Тихо садимся на стульчики.
2. Основная часть:
Воспитатель: Какие бывают сказки?
Дети: Народные и авторские.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
А виды сказок знаете?
Дети: Да. Волшебные, бытовые,о животных.
Молодцы,ребята, все верно. Сказки рассказывают о небывалом, чудесном
, в каждой сказке всегда побеждает (добро, а зло всегда (наказывается).
- С каких слов часто начинаются сказки?
(«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»)
- Какими заканчиваются? («Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!», «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!», «Стали они жить, поживать, да добра наживать»)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами проведем артикуляционную гимнастику и разомнем мышцы.
Шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу (дети легко ударяют ладонями по коленям).Уши-уши-уши – приготовим уши (потягивают за мочки ушей)
Уша-уша-уша – буду сказку слушать (представляют ладонь то к одному уху, то к другому)
Ша-ша-ша –сказка очень хороша (хлопают в ладоши).
Задание: «Отгадай сказку по загадке»
Воспитатель: Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
1) Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
2)Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
3)Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит)
4)В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
5)В книжке много приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал. (Буратино)
Воспитатель: Молодцы. А какой персонаж в русских народных сказках не добрый, живёт одна, в избушке на курьих ножках? (Баба Яга)
Предлагаю нам с вами немножко отдохнуть на физкультминутке про бабу Ягу.
Физкультминутка «В темном царстве есть избушка»
В темном царстве есть избушка – дети шагают, руки домиком
Стоит задом наперед – дети поворачиваются
В той избушке есть старушка – высматривают из-под руки
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие – показывают
Словно угольки горят- покачивают головой
Ух, сердитая какая! – бег на месте
Дыбом волосы стоят –руки вверх
Воспитатель: Присаживайтесь ребята.
Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на проекторе иллюстрации к сказкам)
Задание 2: «Из какой сказки картинка»
1) (слайд 1)Ребята, посмотрите на экран и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? –показывается слайд из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».)
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
2) (слайд 2)Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - (Это сказка «Лисичка - сестричка и серый волк»)
- А какие герои в этой сказке – хорошие или плохие? (Лиса хитрая, жадная, а волк доверчивый.)
3) (слайд 3)Рыбка, старик, старуха («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4) (слайд 4) Сестрица Алёнушка, козлёнок, злая ведьма («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
5) (слайд 5) Очень маленькая девочка, крот, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка»)
6) (слайд 6)
Вёдра в дом идут с водой,
Едет печь сама собой…
Что за чудо, в самом деле?
Это сказка о Емеле.
(По щучьему велению)
Воспитатель: Молодцы знаете сказки.
Сюрпризный момент:(Имитация сказочного героя Емели из сказки «По щучьему велению»
Задание 3: «Кто лишний».
Кажется, что- то случилось в сказке, что произошло? Кто -то не в своей сказке оказался. Не порядок. (слайд 1)
Ребята, перед вами сказочные герои : волк, бабушка, кот и девочка в красной шапочке. Вопросы: Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? А как называется сказка?
Дети: Красная шапочка.
Ребята, перед вами сказочные герои : дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка, колобок.
Вопросы: Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок, а кто потерялся? (репка) (слайд 17)
Воспитатель: Молодцы правильно догадались.
И конечно же вы догадались, какая это сказка) (репка)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете ещё сказку, в которой герои сажали репку?
Дети: Вершки и корешки!
Ребята, перед вами сказочные герои (из сказки «Теремок».)Назовите лишнего героя.
Ребята, перед вами сказочные герои (из сказки «Курочка Ряба)
Воспитатель: Молодцы (слайд18)
Приглашаю вас пройти за свои столы.
Сидим мы за столами правильно.
Стол – это не кровать,
И нельзя на нем лежать.
Ты сиди за ним стройно
И веди себя достойно.
Самостоятельная работа.
Готовы? Тогда начинаем работать.
Задание 4:«Составь Ребус»
Вам нужно составить из букв слова, которые обозначают сказочных героев. Сказочные герои : «Петух», «Коза», «Волк», «Лиса»
Подведение итогов:
Воспитатель: Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка. И чтобы попасть в страну сказок не обязательно быть волшебником, нужно просто взять с полки свою любимую книгу и перенестись мыслями в сказочный мир.
Самоанализ.
Открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Мир сказок»
Цель: закрепить знакомые сказки.
Задачи:
- формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь;
- расширять словарный запас детей, развивать у детей фонематический слух, готовить их к звуко - слоговому анализу слов;
- развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, искать выход из проблемных ситуаций. Развивать логическое мышление – умение сравнивать, рассуждать, развивать связную речь детей.
- воспитывать эстетические качества, учить выслушивать рассказы товарищей. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь.
Структура и организация занятия.
Занятие проходило в подготовительной группе. Цели и задачи соответствовали требованием программы. Занятие состояло из четырех заданий, взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных задач.
Вводная часть это организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Детям было предложено отправиться путешествовать «В сказку»
Основная часть занятия представляла собой специально организованную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. На протяжении всего занятия были созданы проблемные ситуации, которые стимулировали процесс мышления, и дети выполняли эти задания легко и с интересом. Все это способствовало эффективности занятия, и мыслительной деятельности детей.
В заключительной части занятия закрепила полученные результаты. Детям было предложено вспомнить, где они побывали. Что им было интересно легко или что то, было сложно и что запомнилось больше всего.
Контроль осуществлялся на всех этапах занятия. Дети с легкостью усваивали преподнесенный материал. Атмосфера занятия была благоприятной, дружно и с желанием выполняли все задания. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, были дисциплинированы, заинтересованы. Дети умели слышать и слушать воспитателя и друг друга. Прекрасно справились с выполнением всех задач.
Воспитатель общался с детьми спокойно, но с эмоциями, речь была плавной и разборчивой.
Психологический микроклимат в детском коллективе можно оценить как хороший.