Павлова
Конспект занятия по экологии «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии «Мы – друзья природы».
Задачи: расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека, растительном и животном мире;
обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;
активизировать словарный запас детей: природа, насекомые, лекарственные растения;
формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Мы — друзья природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: письмо, картинки лекарственных растений, картинки лесных ягод, картинки грибов, фонограмма «Звуки леса», картинки птиц, картинки диких животных.
Воспитатель читает стихотворение.
Живой Букварь.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа :
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе. (Л. Фадеева)
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: Стихотворение о природе.
Воспитатель: Что такое природа?
Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.
Воспитатель: Какая бывает природа?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
Воспитатель: Что относится к живой природе?
Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.
Воспитатель: Что относится к неживой природе?
Дети: К неживой природе относятся : вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.
Воспитатель: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?
Дети: Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.
Воспитатель: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!
Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Итак, отправляемся в путь, но сначала проведем разминку.
Жил под ёлкой старичок Руки «домиком» над головой.
Старичок — лесовичок. Хлопают в ладоши.
Вместе с солнышком вставал, Потягиваются.
Умываться начинал. «Умывают» ладошками лицо.
Подметал потом он хатку, Движения «подметания».
Застилал свою кроватку, «Застилают» руками.
Утром выполнил разминку Потягивания, наклоны, повороты туловища.
И уселся на тропинку. Присаживаются.
Воспитатель: Чтобы попасть в лес, необходимо узнать дерево по листку или ветке.
Дидактическая игра «Узнай дерево по листку, ветке». (сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина, черемуха, ель).
Воспитатель: Молодцы. Все деревья правильно отгадали.
Воспитатель: Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: «Лечебная».
Воспитатель: Все люди подвержены разным заболеваниям. Для лечения врачи назначают разные лекарства: таблетки, мази, сиропы. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем. (Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку)
Длинноногие сестрички
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички,
И, как солнышко, глазок. (ромашка)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый. (Одуванчик)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах. (Мяты)
Воспитатель: А какие еще растения используют для лечения простуды?
Дети: Мать-и-мачеха, душица, липа.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(шиповник)
Воспитатель: Шиповник богат витамином С. Его употребляют, чтобы укрепить свой организм и защитить себя от простудных заболеваний.
Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека – это Природа. Но запомните, что лекарственные растения нельзя употреблять бесконтрольно, их должен назначать врач!
Воспитатель: Следующая остановка «Дары леса». Ребята, какие дары преподносит нам лес?
Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.
Воспитатель: Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и скажите, что лишнее.
Игра «4-й лишний». Клюква, голубика, земляника, крыжовник. Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.
Дети: Лишний мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные.
Воспитатель: Можно уничтожать мухоморы?
Дети: Нет. Мухоморы – лекарство для лосей.
Воспитатель: Какие еще ядовитые грибы вы знаете?
Дети: Поганка, ложные опята.
Воспитатель: Бродя по лесу в поисках съедобных грибов, не спеши с досады пнуть поганку или мухомор. В природе устроено всё очень гармонично, нет ничего лишнего. Ядовитые для человека, они приносят пользу некоторым животным, работают санитарами леса, разрушая старые пни и поваленные бурями стволы, перерабатывая в удобрения прошлогодние листья и обломанные сучья. Когда тонкие нити грибницы опутывают корни дерева, то между грибом и деревом устанавливаются отношения сотрудничества: гриб получает от корня дерева углеводы, а взамен обеспечивает его калием, фосфором, азотом и другими микроэлементами, которые необходимы дереву для жизни. Грибы лесу просто необходимы, без них лес превратился бы в непроходимую чащобу. Так что, просто обойди их стороной, не прикасаясь руками или острым ножичком.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Какой? Какое?». Мы будем заготавливать блюда из ягод. Я буду вам говорить, что мы будем готовить, а вы мне будете отвечать, что у нас получится.
Варенье из земляники (какое) – земляничное варенье.
Кисель из клюквы (какой) – клюквенный кисель и т. д.
Воспитатель: Наш путь продолжается.
Проводится физкультминутка «Прогулка в лесу». Включается фонограмма «Звуки леса».
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела,
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
Воспитатель: Остановка «Музыка в лесу».
Воспитатель: Ребята, что можно услышать в лесу?
Дети: Шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц.
Воспитатель: Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – давайте отгадаем.
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(дятел)
***
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы)
***
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(кукушка)
Воспитатель: Какая из этих птиц перелетная?
Дети: Кукушка.
Воспитатель: А каких еще обитателей леса можно увидеть порхающими над растениями?
Дети: Бабочки, жуки, стрекозы, пчелы, шмели.
Воспитатель: Как назвать их одним словом?
Дети: Это насекомые.
Воспитатель: Следующая остановка «Животные леса».
Дидактическая игра «Загадай мы отгадаем» ( по плану: чем питается, где живет, окрас, особенности строения. Например: хищник, шерсть серая, живет в логове. Волк).
Воспитатель: Кто из лесных зверей меняет шубки!
Дети: Заяц, белка, лиса.
Воспитатель: Кто впадает в зимнюю спячку?
Дети: Еж, медведь, барсук.
Воспитатель: А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных.
Дидактическая игра с мячом «Кто у кого».
Воспитатель: Вот мы и прошли весь путь, удачно справились с заданиями. Я уверена, что вы знаете как надо вести себя в лесу, чтобы не причинять вреда лесу и его обитателя. На этом наше путешествие в лес закончилось. На каких остановках мы побывали?
Дети: «Лечебная», «Дары леса», «Животные леса».
Воспитатель: На какой остановке вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: Назовите игры, в которые мы играли.
Воспитатель: В конце занятия я хочу прочитать вам стихотворение.
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (М. Дудин)