МААМ-картинки

Конспект занятия «Природа»

Екатерина Лазарева
Конспект занятия «Природа»

Цель: привлечь внимание учащихся к бережному и правильному отношению к родной природе.

Задачи:

Образовательная: учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.

Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание.

Воспитательная: воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Оборудование:

экологические знаки;

Публикация «Конспект занятия „Природа“» размещена в разделах

• рюкзак, резиновые сапоги, нож, зажигалка, магнитофон, пластмассовое ведро, пакет с крошками хлеба, крупой;

• плакат с написанной “Клятвой юного друга природы”;

• видеопроектор со слайдами;

• аудиозапись “звуки природы”, отрывок из песни “Олеся”;

• диск “Мир природы” запускается через компьютер на видеопроектор (тема “Живая и неживая природа. Берегите природу”);

• плакат с памяткой “Помощь природе”.

Оформление доски:

Эпиграф на доске: “Самая чистая радость – радость природы”.

Л. Н. Толстой

Плакаты:

• Экология- наука, которая изучает взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.

• Закон об охране природы – июнь 1980 г.

• Красная Книга.

• Экологические знаки-запреты (Плакат – памятка “Помощь природе”).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей на занятие. На видеопроекторе слайд с названием “Берегите природу!”, диск “Мир природы”. Звучит фонограмма песни “Олеся” (мелодичная, с трелями птиц, вступление).

II. Мотивационный этап.

Учитель:

– Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг (природа)

Сообщение целей занятия :

– Сегодня на нашем мероприятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Поэтому эпиграфом я взяла строки Л. Н. Толстого “Самая чистая радость- радость природы”. Можно стеречь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь?

III. Экологическая сказка “Первый день в жизни бабочки”.

Учитель:

– Ребята, сейчас мы отправимся на лесную поляну. Нас встречает Бабочка. Она только вчера появилась на свет и ничего еще не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля большая, чудесная, неизведанная.

(Под музыку “Звуки природы” входит Бабочка.)

Бабочка: Что это? (Дети отвечают “Земля”.)

Бабочка: А что такое Земля?

(Ответы детей.)

Бабочка: Вот она какая – Земля! (Расправляет крылья и машет ими.)

Бабочка: Что это? (Дети говорят “воздух, воздух”.)

Бабочка: А что такое, ребята, воздух?

(Ответы детей.)

Бабочка: В воздухе приятно было летать, но мне мешали солнечные блики внизу. И оттуда, снизу, тянуло сыростью, и у меня повлажнели крылья. Что же это такое?

(Дети отвечают “вода”.)

Бабочка: А что такое вода?

(Ответы детей.)

(Бабочка машет крыльями, летает.)

Бабочка: Я летала, радовалась и вдруг на берегу увидела другую бабочку, Но она была такой огромной. Я приседа на теплую и мягкую площадку, огляделась и увидела, что на нее смотрят два огромных глаза. Что же это такое?

Дети: Человек.

Учитель: Ребята, от человека зависит то, какими будут земля, воздух и вода. Какие правила мы должны выполнять, чтобы природа радовала нас, чтобы растения и животные не исчезли и не стали редкими?

IV. Экологические правила “Как вести себя в природе?”

Учитель: Ребята, послушайте стихотворения, подготовленные нашими учащимися:

Белая черемуха

Расцвела черемуха около ручья,

На апрельском солнышке ветками шепча.

Легкая, как облачко, чистая, как снег.

Радовался деревцу каждый человек.

Приходили девочки посидеть под ней.

И могла цвести она много-много дней.

– Это чья черемуха? – Да она ничья, белая снегурочка около ручья…

Мимо бабка ехала, оглядись вокруг,

Сразу от черемухи отломила сук.

Городские школьники шли в далекий путь,

Увидав черемуху, стаи ветки гнуть.

Прибежали девочки, а снегурки нет.

Лишь в пыли валяется вянущий букет…

А была черемуха чистая, как снег,

Радовался деревцу каждый человек.

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Как человек поступает по отношению к природе?

– Послушайте, пожалуйста, следующее стихотворение. (Читает учащийся.

Хозяйка белочка в лесу орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.

Стал гнуть орешину - сломал, зажал под мышкой ветви;

Нашел один орех – сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь, пошел себе довольный,

А бедной белке и смотреть на это было больно.

Учитель: О каких правилах поведения в природе рассказывает это стихотворение?

– Какой условный знак о правилах поведения в природе нарисуем? (Учащиеся отвечают.)

– Слушаем следующее стихотворение.

Все так изрезано в лесу, как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

Вот муравейник подожжен кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

– В лесу мурашки-муравьи живут своим трудом,

У них обычаи свои и муравейник- дом.

Ты с палкой по лесу гулял и муравейный дом,

Шутя, до дна расковырял и подпалил потом.

Покой и труд большой семьи нарушила беда.

В дыму метались муравьи, спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел сухой опавший лист.

Спокойно вниз смотрел жестокий эгоист…

За то, что так тебя назвал, себя я не виню.

Ведь ты того не создавал, что придавал огню.

Учитель: Почему автор этого стихотворения, С. Михалков, осуждает поведение вашего ровесника в лесу?

– Какой условный знак о правилах поведения в природе можно нарисовать? (Вывешивается на доску.)

– Посмотрите и на другие условные знаки о правилах поведения в природе. Объясните, что они означают?

(См. образцы знаков в учебнике.)

– Все эти правила называются экологическими. Экология – это наука об охране окружающей среды.

V. Игра “Экологический светофор”.

Учитель:

– Ребята, к нам еще кто-то в гости пришел. Слышите стук?

(Входит мальчик с рюкзаком, из кармана торчит рогатка.)

– Ты куда идешь?

Мальчик: В лес, конечно!

Учитель: Я смотрю, гость какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика). Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети скажут, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.

(Мальчик достает из рюкзака вещи.)

* Резиновые сапоги

– Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки.

(Зажигается желтый свет светофора).

* Нож

– Я решил, когда устану, посидеть у костра.

(Зажигается красный свет светофора).

* Зажигалка

– Я решил, когда устану, посидеть у костра.

(Зажигается красный свет светофора).

* Магнитофон

– Я собирался послушать новые записи – хиты.

(Зажигается красный свет светофора).

* Небольшое пластмассовое ведро.

– В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.

(Зажигается зеленый свет светофора).

* Пакет с крошками хлеба, крупой.

– Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.

(Зажигается зеленый свет светофора).

Учитель:

– Да я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но запомни, что нельзя причинять боль природе. Ты обещаешь это? (Да, обещаю.)

(Учащиеся повторяют за учителем “Клятву юного друга природы”).

* * *

Я обещаю охранять природу, быть другом и защитником

Везде я буду примером правильного отношения к окружающему миру

Буду охранять родники, ручьи, реки, пруды

Буду заботиться о чистоте окружающей среды

Учитель: Мы тоже сейчас мысленно отправимся в путешествие в природу… (под музыку “Звуки природы”).

– Что вы чувствовали? Чьи голоса вы узнали?

VI. Экологические проблемы.

Учитель: Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое. Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

Ученик

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель: Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно большое общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.

Красная книга

Учитель: Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забрасывает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется “красной книгой”.

(Загорается красный цвет светофора).

– Как вы думаете, почему загорелся красный цвет? (Красный цвет – это сигнал тревоги.)

– А что вы знаете о Красной книге? (Выступает подготовленный ученик.)

– Сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о природе и ее охране! Послушайте стихотворение, которое так и называется “Берегите Землю!”

(Читает учащийся.)

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите!

Учитель: Ребята, в июне 1980 г. в нашей стране приняты законы об охране природы. На уроках рисования у нас была тема “ Природа – наш дом!”. Давайте послушаем, как нас просят относиться к природе. (Включается видеопроектор с диском “Мир природы”, “Берегите природу” – аудио-, видео демонстрация.)

Эти рисунки представлены на выставке в нашем классе. На уроках “Ознакомление с окружающим миром” мы заранее составили памятки- правила “Помощь природе”. Давайте повторим их. (Учитель читает вслух, затем дети.)

Памятка – правила “Помощь Природе”. (Вывешена на доске.)

VII. Итог мероприятия (рефлексия)

Учитель: Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы. Это природа!

Природы кормит, поит, одевает нас.

Она щедра и бескорыстна.

– Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите природу!

Есть просто храм, есть храм науки, а есть еще природы храм

С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь.

(Учащиеся исполняют песню “Не дразните собак!”)

Публикации по теме:

«Полна чудес весенняя природа». Конспект открытого занятия в средней группе«Полна чудес весенняя природа». Конспект открытого занятия в средней группе Конспект открытого занятия в средней группе «Полна чудес весенняя природа…» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»,.

Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа»Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа» Уважаемые коллеги, приглашаю вас на занятие по экологии "Живая и неживая природе, об их взаимосвязи. Задачи: 1. Расширять представление о.

Конспект КВН  «Наш дом — природа» для детей средней группы Уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия по экологии для родителей и сотрудников ДОУ. К сожалению,.

Конспект занятия «Природа вокруг нас» в старшей группе Детский сад № 1 «Тополек», структурное подразделение МОУ СОШ №2 р. п. Екатериновка Конкурс: «Зеркало природы» 1 этап: «Природа, как.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа нашего края зимой» Цель: Закрепить знания детей о природе Ленинградской области. Воспитатель: Ребята, назовите страну, в которой мы живем. Дети: Россия. Воспитатель:.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас» Цель: - Формировать у детей основы экологического сознания и эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. - Формировать у детей убеждения,.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Наш дом — природа» ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Занятие по экологическому воспитанию Тема: «Наш дом – природа» Воспитатель: Саакян К.

Конспект занятия «Природа и человек» для детей старшей группы Цели: углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; формировать ответственность за совершение.

Экологическое воспитание. Конспект занятия-прогулки «Природа проснулась» в разновозрастной группеЭкологическое воспитание. Конспект занятия-прогулки «Природа проснулась» в разновозрастной группе Экологическое воспитание. Конспект занятия-прогулки "Природа проснулась» в разновозрастной группе Цель: формирование экологических.

Конспект занятия об экскурсии «Природа Летом» для детей 6–10 лет Цель :Знакомство с летней природой. Задачи: 1. Изучить взаимосвязь всего живого на Земле, пищевые связи. 2. Научиться определять растения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Природа»
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 14:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД