МААМ-картинки

Конспект занятия «Природа»

Екатерина Лазарева
Конспект занятия «Природа»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: привлечь внимание учащихся к бережному и правильному отношению к родной природе.

Задачи:

Образовательная: учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.

Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание.

Воспитательная: воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Оборудование:

экологические знаки;

Публикация «Конспект занятия „Природа“» размещена в разделах

• рюкзак, резиновые сапоги, нож, зажигалка, магнитофон, пластмассовое ведро, пакет с крошками хлеба, крупой;

• плакат с написанной “Клятвой юного друга природы”;

• видеопроектор со слайдами;

• аудиозапись “звуки природы”, отрывок из песни “Олеся”;

• диск “Мир природы” запускается через компьютер на видеопроектор (тема “Живая и неживая природа. Берегите природу”);

• плакат с памяткой “Помощь природе”.

Оформление доски:

Эпиграф на доске: “Самая чистая радость – радость природы”.

Л. Н. Толстой

Плакаты:

• Экология- наука, которая изучает взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.

• Закон об охране природы – июнь 1980 г.

• Красная Книга.

• Экологические знаки-запреты (Плакат – памятка “Помощь природе”).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей на занятие. На видеопроекторе слайд с названием “Берегите природу!”, диск “Мир природы”. Звучит фонограмма песни “Олеся” (мелодичная, с трелями птиц, вступление).

II. Мотивационный этап.

Учитель:

– Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг (природа)

Сообщение целей занятия :

– Сегодня на нашем мероприятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Поэтому эпиграфом я взяла строки Л. Н. Толстого “Самая чистая радость- радость природы”. Можно стеречь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь?

III. Экологическая сказка “Первый день в жизни бабочки”.

Учитель:

– Ребята, сейчас мы отправимся на лесную поляну. Нас встречает Бабочка. Она только вчера появилась на свет и ничего еще не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля большая, чудесная, неизведанная.

(Под музыку “Звуки природы” входит Бабочка.)

Бабочка: Что это? (Дети отвечают “Земля”.)

Бабочка: А что такое Земля?

(Ответы детей.)

Бабочка: Вот она какая – Земля! (Расправляет крылья и машет ими.)

Бабочка: Что это? (Дети говорят “воздух, воздух”.)

Бабочка: А что такое, ребята, воздух?

(Ответы детей.)

Бабочка: В воздухе приятно было летать, но мне мешали солнечные блики внизу. И оттуда, снизу, тянуло сыростью, и у меня повлажнели крылья. Что же это такое?

(Дети отвечают “вода”.)

Бабочка: А что такое вода?

(Ответы детей.)

(Бабочка машет крыльями, летает.)

Бабочка: Я летала, радовалась и вдруг на берегу увидела другую бабочку, Но она была такой огромной. Я приседа на теплую и мягкую площадку, огляделась и увидела, что на нее смотрят два огромных глаза. Что же это такое?

Дети: Человек.

Учитель: Ребята, от человека зависит то, какими будут земля, воздух и вода. Какие правила мы должны выполнять, чтобы природа радовала нас, чтобы растения и животные не исчезли и не стали редкими?

IV. Экологические правила “Как вести себя в природе?”

Учитель: Ребята, послушайте стихотворения, подготовленные нашими учащимися:

Белая черемуха

Расцвела черемуха около ручья,

На апрельском солнышке ветками шепча.

Легкая, как облачко, чистая, как снег.

Радовался деревцу каждый человек.

Приходили девочки посидеть под ней.

И могла цвести она много-много дней.

– Это чья черемуха? – Да она ничья, белая снегурочка около ручья…

Мимо бабка ехала, оглядись вокруг,

Сразу от черемухи отломила сук.

Городские школьники шли в далекий путь,

Увидав черемуху, стаи ветки гнуть.

Прибежали девочки, а снегурки нет.

Лишь в пыли валяется вянущий букет…

А была черемуха чистая, как снег,

Радовался деревцу каждый человек.

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Как человек поступает по отношению к природе?

– Послушайте, пожалуйста, следующее стихотворение. (Читает учащийся.

Хозяйка белочка в лесу орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.

Стал гнуть орешину - сломал, зажал под мышкой ветви;

Нашел один орех – сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь, пошел себе довольный,

А бедной белке и смотреть на это было больно.

Учитель: О каких правилах поведения в природе рассказывает это стихотворение?

– Какой условный знак о правилах поведения в природе нарисуем? (Учащиеся отвечают.)

– Слушаем следующее стихотворение.

Все так изрезано в лесу, как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

Вот муравейник подожжен кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

– В лесу мурашки-муравьи живут своим трудом,

У них обычаи свои и муравейник- дом.

Ты с палкой по лесу гулял и муравейный дом,

Шутя, до дна расковырял и подпалил потом.

Покой и труд большой семьи нарушила беда.

В дыму метались муравьи, спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел сухой опавший лист.

Спокойно вниз смотрел жестокий эгоист…

За то, что так тебя назвал, себя я не виню.

Ведь ты того не создавал, что придавал огню.

Учитель: Почему автор этого стихотворения, С. Михалков, осуждает поведение вашего ровесника в лесу?

– Какой условный знак о правилах поведения в природе можно нарисовать? (Вывешивается на доску.)

– Посмотрите и на другие условные знаки о правилах поведения в природе. Объясните, что они означают?

(См. образцы знаков в учебнике.)

– Все эти правила называются экологическими. Экология – это наука об охране окружающей среды.

V. Игра “Экологический светофор”.

Учитель:

– Ребята, к нам еще кто-то в гости пришел. Слышите стук?

(Входит мальчик с рюкзаком, из кармана торчит рогатка.)

– Ты куда идешь?

Мальчик: В лес, конечно!

Учитель: Я смотрю, гость какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика). Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети скажут, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.

(Мальчик достает из рюкзака вещи.)

* Резиновые сапоги

– Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки.

(Зажигается желтый свет светофора).

* Нож

– Я решил, когда устану, посидеть у костра.

(Зажигается красный свет светофора).

* Зажигалка

– Я решил, когда устану, посидеть у костра.

(Зажигается красный свет светофора).

* Магнитофон

– Я собирался послушать новые записи – хиты.

(Зажигается красный свет светофора).

* Небольшое пластмассовое ведро.

– В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.

(Зажигается зеленый свет светофора).

* Пакет с крошками хлеба, крупой.

– Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.

(Зажигается зеленый свет светофора).

Учитель:

– Да я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но запомни, что нельзя причинять боль природе. Ты обещаешь это? (Да, обещаю.)

(Учащиеся повторяют за учителем “Клятву юного друга природы”).

* * *

Я обещаю охранять природу, быть другом и защитником

Везде я буду примером правильного отношения к окружающему миру

Буду охранять родники, ручьи, реки, пруды

Буду заботиться о чистоте окружающей среды

Учитель: Мы тоже сейчас мысленно отправимся в путешествие в природу… (под музыку “Звуки природы”).

– Что вы чувствовали? Чьи голоса вы узнали?

VI. Экологические проблемы.

Учитель: Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое. Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

Ученик

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель: Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно большое общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.

Красная книга

Учитель: Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забрасывает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется “красной книгой”.

(Загорается красный цвет светофора).

– Как вы думаете, почему загорелся красный цвет? (Красный цвет – это сигнал тревоги.)

– А что вы знаете о Красной книге? (Выступает подготовленный ученик.)

– Сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о природе и ее охране! Послушайте стихотворение, которое так и называется “Берегите Землю!”

(Читает учащийся.)

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите!

Учитель: Ребята, в июне 1980 г. в нашей стране приняты законы об охране природы. На уроках рисования у нас была тема “ Природа – наш дом!”. Давайте послушаем, как нас просят относиться к природе. (Включается видеопроектор с диском “Мир природы”, “Берегите природу” – аудио-, видео демонстрация.)

Эти рисунки представлены на выставке в нашем классе. На уроках “Ознакомление с окружающим миром” мы заранее составили памятки- правила “Помощь природе”. Давайте повторим их. (Учитель читает вслух, затем дети.)

Памятка – правила “Помощь Природе”. (Вывешена на доске.)

VII. Итог мероприятия (рефлексия)

Учитель: Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы. Это природа!

Природы кормит, поит, одевает нас.

Она щедра и бескорыстна.

– Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите природу!

Есть просто храм, есть храм науки, а есть еще природы храм

С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь.

(Учащиеся исполняют песню “Не дразните собак!”)

Публикации по теме:

«Полна чудес весенняя природа». Конспект открытого занятия в средней группе«Полна чудес весенняя природа». Конспект открытого занятия в средней группе Конспект открытого занятия в средней группе «Полна чудес весенняя природа…» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»,.

Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа»Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа» Уважаемые коллеги, приглашаю вас на занятие по экологии "Живая и неживая природе, об их взаимосвязи. Задачи: 1. Расширять представление о.

Конспект КВН  «Наш дом — природа» для детей средней группы Уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия по экологии для родителей и сотрудников ДОУ. К сожалению,.

Конспект занятия «Природа вокруг нас» в старшей группе Детский сад № 1 «Тополек», структурное подразделение МОУ СОШ №2 р. п. Екатериновка Конкурс: «Зеркало природы» 1 этап: «Природа, как.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа нашего края зимой» Цель: Закрепить знания детей о природе Ленинградской области. Воспитатель: Ребята, назовите страну, в которой мы живем. Дети: Россия. Воспитатель:.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас» Цель: - Формировать у детей основы экологического сознания и эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. - Формировать у детей убеждения,.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Наш дом — природа» ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Занятие по экологическому воспитанию Тема: «Наш дом – природа» Воспитатель: Саакян К.

Конспект занятия «Природа и человек» для детей старшей группы Цели: углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; формировать ответственность за совершение.

Экологическое воспитание. Конспект занятия-прогулки «Природа проснулась» в разновозрастной группеЭкологическое воспитание. Конспект занятия-прогулки «Природа проснулась» в разновозрастной группе Экологическое воспитание. Конспект занятия-прогулки "Природа проснулась» в разновозрастной группе Цель: формирование экологических.

Конспект занятия об экскурсии «Природа Летом» для детей 6–10 лет Цель :Знакомство с летней природой. Задачи: 1. Изучить взаимосвязь всего живого на Земле, пищевые связи. 2. Научиться определять растения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Природа»
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 14:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Природа»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Лазарева (УИ 2843074) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД