людмила макарова
Конспект занятия «Путешествие в страну народных игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему : «Путешествие в страну народных игрушек».
Цель: знакомство детей с народной игрушкой.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну народных игрушек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
-обучающая: расширить представления детей о народной игрушке. Развивать умение детей замечать характерные особенности игрушки. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи. Закрепить знания о Семеновской росписи о Дымковской, Филимоновской, Каргапольской игрушке и ее орнаменте.
- воспитательные: Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров; знакомить детей с историей возникновения этих игрушек.
- развивающие: Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно-прикладном искусстве.
Оборудование: картотека предметных картинок.
Ход занятия
(Дети сидят на стульях на паласе)
-Ребята сегодня на нашем занятие я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну народных игрушек, очень занимательное и веселое. Как вы думаете, на чем мы можем отправиться в путешествие (ответы детей).
-Я предлагаю вам путешествие на поезде. Но, что же нужно, чтобы поехать на настоящем поезде? (ответы детей)
-Правильно, нам нужен поезд, давайте его соорудим. (стульчики поварачиваем друг за другом) машинистом поезда у нас будет Кирилл П. Машинист дает сигнал к отправлению.
1) Первая наша станция слобода Дымково. С незапамятных времен здесь лепили из глины игрушки. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из глиняного теста лепили большие основные части игрушки и отдельно мелкие затем прилепляли и примазывали их с помощью мокрой тряпки. Тематика игрушек разнообразна. Для каждой свои приемы лепки и росписи. Цвета используемые в дымковской игрушке это (стандартно) : красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.
Что означали элементы, которые я вам показывала (на картинках? Ребята как вы думаете что, по вашему мнению, мог означать круг? (Солнце, а как вы думаете, что могла означать волнистая или ломаная линия? (Воду). А что же могла означать клетка? (Поле)
– Ребята, а как вы думаете, трудно ли сделать такую интересную игрушку? (Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.)
Узнали мы о дымковской игрушке давайте отправимся дальше. Машинист дает сигнал к отправлению.
2) Следующая наша станция находится в Тульской области дерявня Филимонова Одоевского района. В этой деревне делают оригинальные глиняные игрушки их так и называют филимоновская игрушка. Художественные отличия фил. игрушки проявляются как в форме, так и в росписи. Особенность местной глины – «синяки». Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигура окончательно не просохнет, а поправляя, он невольно вытягивает ее в высоту - так и родился филимоновский стиль.
При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись. С преобладанием красно-розового, зеленого, синего, фиолетового, оранжевого, желтого. Детали росписи означают: круг - солнце, треугольник - земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все игрушки забавные, веселые, и такие вытянутые, будто всегда они чему – то удивляются.
Интересно? Едем дальше.
3) Наша станция - город Каргополь в Архангельской области. Ребята, а это какая игрушка? А чем она отличается от других игрушек? Каргопольские игрушки. Их так называют, потому что мастерят их в городе Каргополе. Каждая игрушка — создание одного мастера. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Основные цвета росписи каргопольских игрушек : чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный, синий. Основной узор – это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом, так же используются точки, кресты, линии, разноцветные чё рточки имеют смысл: крест - символ солнца, волнистая линия речка.
Основные виды каргопольской игрушки - это люди, животные кони, медведи, олени, сказочные герои. Самая популярная каргопольская игрушка – это Полкан – получеловек-полуконь.
Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть, то они кажутся огромными великанами.
Едем дальше дорогие мои.
4) А вот и наша станция. На Нижегородской земле Семенов – крупнейший старинный центр художественной обработки дерева. Чем он знаменит вы узнаете если отгадаете мою загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрешка (хором)
-Молодцы отгадали. Давайте посмотрим на нее. У семеновских матрешек глаза светлые, а брови со строгим, подчеркнутым изгибом. Волосы гладкие, выглядывающие из под платка. Расцветка передника пестрая, в правой руке – большой букет цветов. В основном художники используют три цвета – красный, синий и желтый, меняя сочетание цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Каждая матрешка имеет свой характер и наряд.
-Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки? (Матрёшка разбирается).
-Из чего сделаны матрешки? (Из дерева)
-Значит, какие они? (Деревянные)
-Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.
-Какие они становятся? (Нарядные, красивые, цветные, яркие)
-Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается.
-Мы сегодня с вами узнали про замечательные народные игрушки, узнали из чего и как их делали. А теперь нам пора возвращаться на нашу родную станцию под названием – детский сад.
Вам понравилось наше путешествие? (). Мне тоже очень понравилось с вами, вы очень веселые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети.
Итог занятия : С игрушками мы не прощаемся. Предлагаю вам дома рассказать родителям о народных игрушках и нарисовать любую из них. А завтра вы принесете рисунки и мы с детьми угадаем какою игрушку вы изобразили и правильный ли на ней узор.