МААМ-картинки

Конспект занятия «Народный весенний календарь» (старший дошкольный возраст)

Анжела Митюрёва
Конспект занятия «Народный весенний календарь» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия "Народный весенний календарь"(старший дошкольный возраст)

Как раньше называли март? Играем со словами

Март- зимобор, протальник, ветронос, водотёк, грачевник. Так называли март раньше.

Порассуждайте вместе с ребенком о том, откуда взялись эти названия – от каких слов они получились и какие весенние приметы марта в них отражены.

Публикация «Конспект занятия „Народный весенний календарь“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Что может означать слово «Зимобор» (это зиму берет, а может быть с зимой борется?). Значит, в марте зима от нас уходит.

Что означает название месяца «Протальник» -на какое слово похоже? Да, от слова «проталина». Значит, в марте бывают проталины.

Как еще можно было бы назвать март. Придумайте с малышом свои названия.

Примеры творческих заданий – игр со словами о марте:

А. Если в марте много воды, то его можно назвать – как? (водонос, водотёк, водный, водомесяц и другие любые слова, которые придумаете вместе). Такое словотворчество учит малыша анализировать слова, вслушиваться в них, развивает языковое чутье и языковые способности ребенка, его мышление.

Б. Если в марте тает лед, то как его можно назвать? Давай придумаем свои названия (можно придумывать смешные юмористические слова — дети придумывают самые разные варианты от «ледотай» или «льдотаин» до «таелёд» или «водолед», главное, что они сочиняют,играют со словами и делают это с удовольствием).

В. Если в марте к нам прилетают птицы, то как его можно назвать? (птичий месяц, птицелет, птицеприлет и любые другие варианты).

Г. Если в марте тает снег, то как его можно назвать?

Какие приметы месяца называются в загадках?

Март — зимобор

Русские люди говорят так: «В марте и сзади, и спереди зима». Что это означает? (а значит, борется весна с зимой, никак зима не хочет уйти). На эту тему о марте есть замечательное стихотворение Тютчева — «Зима недаром злится» — давайте его вместе послушаем. А с детьми 6 лет и старше можно его выучить наизусть. Это одно из любимых детских классических стихотворений о весне.

Современное название «март» марту дали римляне в честь бога войны Марса. Древнерусское название марта – «сухий» могло означать на то, что осадков в этом месяце немного.

Поговорки о марте

О марте говорили и примечали так:

1. Не пугай, зима. Весна придет!

2. Весною сверху течет, а снизу морозит.

3. Осень прикажет, а весна придет – своё скажет.

4. В марте и на корыте поедешь (значит, бездорожье).

5. Мартушка закрутит вертушку (значит, ветер еще будет).

6. Март не верен: то плачет, то смеется.

7. Февраль зиму надувает, а март – ломает.

8. Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.

9. При холодной весне градобойное лето.

10. Март не весна, а предвесенье.

11. В марте – вода, в апреле- трава.

12. В марте день с ночью равняется, меряется.

13. Если в марте вода не течет – в апреле трава не растет.

14. В начале марта воробьи подбирают себе пары.

Традиции призыва весны в марте

Все народные традиции марта были тесно связаны с призывом весны.

6 марта –Тимофей – весновей. По Тимофею и весна.

9 марта – День обретения главы Иоанна Предтечи, а в народе – Обретение. На Обретение птица гнездо обретает. В этот день во многих районах выпекались из теста птички, угощали ими деток своих и соседских. Дети выходили с птичками на улицу, сажали их на деревья.

12 марта – Прокоп перезимний дорогу рушит.

Именно про человека с древним именем Прокоп и сочинена сложная скороговорка: «И при Прокопе кипит укроп. И без Прокопа кипит укроп».

13 марта – Василий – капельник – с крыш каплет. В этот день всегда бывает оттепель.

Василий – капельник капли дает, капли уж будут – к доброму году! На домах появились сосульки.

Задание для детей: загадайте малышу загадки про сосульки:

Первая загадка.

Ледяная Бахрома

Разукрасила дома.

Почему сосульки сравнивают с бахромой (рассмотрите бахрому дома на предметах интерьера или в магазине – какая бывает бахрома? Чем сосулька на нее похожа)

Вторая загадка.

Свисает с крыши длинный гвоздь –

Холодный, крепкий, словно кость,

Но если солнце припечёт,

Он весь слезами истечёт

Чем похожи сосулька и гвоздь? (крепкие, холодные, длинные, тонкие). Чем они отличаются? (сосулька тает от солнца, а гвоздь нет). На что еще похожа сосулька (на палочку, морковку, карандаш и др.)

Третья загадка.

Серебристая Морковка

Прицепилась к крыше ловко.

Уцепилась за карниз

И растёт зимою вниз.

Чем похожи морковка и сосулька? А чем они отличаются?

14 марта – Авдотья – весновка или Евдокия – плющиха. Еще называли так: подмочи порог, свистунья, весновка, замочи подол.

Плющиха – от слова «плющит». Что же она плющит? Что весной может расплющится? Конечно, лед и снег. Снег становится приплюснутый, а не пушистый, как был раньше, зимой. Приходят первые оттепели.

По старому календарю Авдотья была 1 марта – т. е. это был первый день весны. Поэтому с этим днем было связано много обычаев.

В этот день замечали, какая погода. И по ней судили о погоде в будущем.

Приметы на этот день:

• Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.

• Авдотья — весновка весну снаряжает.

• С Евдокии – плющихи первые оттепели.

• Евдокея – долгие капели.

• С Евдокеи вихри да метели.

• И на Евдокею мороз случается.

• Какова Евдокея – таково и лето.

• На Евдокею погоже- так и всё лето пригоже.

• Отколе ветер с Евдокеи – оттуда и всё лето.

Смотри лето по Евдокее: на Евдокею снег с дождем и теплый ветер – к мокрому лету, а мороз и северный ветер — к лету холодному.

• На Евдокею снег – урожай.

• На Евдокею холодно – скот кормить лишние две недели.

• День Евдокеи красный – будет урожай на огурцы и грузди.

В этот день высаживали рассаду. По народному поверью посеянная в этот день рассада в горшочках не пострадает от морозов. Обычно на Авдотью сеяли капусту.

Женщины начинали белить холсты, брались за ткачество и занимались им до посевных работ.

Приносили в этот день из лесу сучьев и топили дом, чтобы весна была теплой. Сбрасывали снег с крыши дома. А вечером примечали – есть ли сосульки на крыше – если есть, то лен вырастет отличный!

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Древо жизни» (старший дошкольный возраст) Цель: - Формировать у детей представление о Древе Жизни, как о символе непрерывной связи поколений на земле, о смене времени года - зима,.

«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст)«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитывать любовь к родному посёлку, гордость за славную историю, вызывая познавательный интерес к родному краю. Задачи: 1. Дать.

Конспект занятия по ФЭМП «Чётные, нечётные числа» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по ФЭМП «Чётные, нечётные числа» (старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять названия геометрических фигур; упражнять в ориентировке в пространстве и на листе бумаги; продолжать знакомить детей с.

Конспект занятия по оригами «Сказочная страна». Коллективная работа (старший дошкольный возраст) Цель: закрепление знаний детей об искусстве оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников в процессе овладения.

Конспект занятия по познавательному развитию «Комнатные растения» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по познавательному развитию «Комнатные растения» (старший дошкольный возраст) Задачи: 1. Расширить знания детей о комнатных растениях. 2. Учить называть растение и его основные части. 3. Закрепить модели потребностей.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитание чувств уважения к православным традициям своего народа. Задачи: Дать представление детям о православном празднике Вербное.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Конспект занятия «Семена сажаем — клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия «Семена сажаем — клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст) Тема: «Семена сажаем - клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст) В рамках тематической недели «Земля наш общий дом – чисто и красиво.

Конспект занятия «Знакомство с флейтой» (старший дошкольный возраст) Знакомство с флейтой. Старший дошкольный возраст. Тема: «Музыка флейты» Цель: Познакомить детей со звучанием флейты. Ход занятия Дети входят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Народный весенний календарь» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 16 марта 2023 в 11:54
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Народный весенний календарь» (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Митюрёва (УИ 2763547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД