Лариса Бородина
Конспект организованной образовательной экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Неизведанное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
организованной образовательной
экспериментально-исследовательской
деятельности в старшей группе
Тема: «Неизведанное рядом»
Воспитателя МБДОУ «Детский сад «Лузинский»
Бородиной Л. С.
С. Лузино, 2013
Цель: - развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи: - познакомить детей со свойствами воды: 1)прозрачность,2)вода-растворитель,3)источники питьевой воды.
Публикация «Конспект организованной образовательной экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе „Неизведанное рядом“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
-развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с прозрачной пластмассовой посудой: пластмассовыми стаканчиками, палочками.
-закреплять умение работать с растворами.
-развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
-прививать бережное отношение к воде.
-активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Словарная работа: озерная, родниковая, болотная, океаническая, пресная, марганцовка, растворился.
Оборудование: пластмассовые стаканчики и палочки, тазы с водой, вещества, которые мы будем растворять в воде: мука, сахар, растительное масло, марганцовка, крахмал, географическая карта, кроссворд на листе бумаги.
Вид детской деятельности :
-познавательная;
-экспериментально- исследовательская;
-трудовая;
-игровая;
-здоровье;
-коммуникация;
-безопасность;
Ход деятельности:
-Ребята, нам надо отгадать кроссворд, чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить. (Чтение загадок, ответы, запись в кроссворд.)
-Давайте попробуем прочитать выделенное слово и узнаем о чем мы будем говорить. Правильно, молодцы. Наша тема: «Вода и ее свойства». Посмотрите на карту и вспомните какие водоемы вы знаете? (Океан, море, реки, озеро, болото.) Покажите, где на карте море (река, озеро.) Вода в море – как назвать ее по-другому? Какая? (Морская.) Вода в океане – океаническая и т. д.)
-Ребята, вы знаете чем отличается морская вода от речной (Потому что в море она соленая, а в реке- пресная.) А как вы думаете из какого водоема лучше брать воду для питья (Из реки, озера, родника.) Почему? А можно зачерпнуть из реки воду и сразу ее пить? Почему? (Вода в реке грязная.) Как сделать, чтобы она была чистой? (Ее надо очистить, прокипятить.) Правильно, молодцы. Ее фильтруют, очищают и мы пьем чистую воду. Вода- одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с ее свойствами. Давайте подойдем к столам и посмотрим, что у нас на столах. У нас на столах в разных емкостях находятся разные вещества. Пробовать на вкус вещества мы не будем, но можно осторожно понюхать и сказать мне, что же это за вещества. (Сахар, мука, растительное масло, марганцовка.) Мы будем насыпать эти вещества в воду и посмотрим, что у нас получиться.
Опыт № 1 «Сахар».
-Сначала мы с вами насыпем сахар. Возьмите маленькие ложечки и поставьте перед собой стакан с водой, наберите сахар, высыпьте его в стакан с водой и размешайте ложечкой, осторожно, не пролив воду. Что случилось с сахаром? Почему мы его не видим? (Он растворился.) А быстро он растворился или медленно? Какая вода была сначала? Какая стала сейчас? (Такая же прозрачная и осталась.)
Опыт № 2 «Соль».
(Так же как и с сахаром.)
Опыт № 3, 4 «Мука, крахмал».
(то же растворяются в воде, но вода становится мутной, после того как стаканчик с водой немного постоит, мука и крахмал оседают на дно, но растворы продолжают оставаться мутными.)
Опыт № 5 «Марганцовка».
(Растворяется в воде быстро, вода при этом изменяет цвет.)
Опыт № 6 «Растительное масло».
(Не растворяется в воде- оно или растекается по воде, или плавает в виде желтых капелек.)
-Давайте вспомним еще раз, что можно растворить в воде? (Соль, сахар, мука, крахмал, марганцовка.)
( Физкультминутка: - Мы плечи расправляем и сведем лопатки.
Потянулись выше - выше
По ногам похлопали все ниже- ниже
Глубоко вздохнем и отдохнем.)
Опыт № 7 «Сухой из воды»
-А теперь воспользуемся другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе, но сначала объясните мне, что означает «выйти сухим из воды»? Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне стакана салфетку? Посмотрите, я беру стаканчик, переворачиваю вверх дном, осторожно, ровно, не наклоняя погружаю до самого дна и также осторожно поднимаю из воды, жду пока вода стечет и переворачиваю стакан. Салфетка в стакане осталась сухая. Что помешало воде намочить ее? (Воздух в стакане.) Что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан? (Пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет.) (Дети самостоятельно повторяют опыт.) Проверьте намокла ли у вас салфетка? Молодцы.
-Скажите мне, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду? Сможет ли он сам подняться со дна? (Стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него.)
-Давайте проведем еще один опыт.
Опыт № 8 «Подводная лодка».
-Возьмите стакан, погрузите его в воду и в воде поставьте его вверх дном. Возьмите трубочку, подведите под него изогнутую трубочку, а теперь вдувайте под стакан воздух через трубочку. Как вы думаете, почему стакан поднялся вверх? (Воздух легче воды, попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.)
-Раз мы с вами начали говорить о воздухе, давайте проведем еще один опыт.
Опыт № 9 «Что быстрее?»
(Беру в руки два листа.)
-Сначала подумайте, если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой вертикально (показываю, как держать в руках, то какой быстрее упадет (Ответы детей.) Посмотрите внимательно, как они падают. Почему первый лист падает медленно? Что его задерживает? (Воздух давит на него снизу.) Почему второй лист падает быстрее? (Он падает ребром и поэтому воздуха под ним меньше.) Правильно, молодцы.
-А скажите мне, ребята, что случиться с нами, если не будет на земле воды и воздуха? (Ответы детей.) Итак, мы видим, что без воды и воздуха жизнь человека была бы невозможна. Ученые установили, что человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды- всего 3-4 дня, затем он погибает. Без воздуха человек погибает сразу.
-О чем мы сегодня с вами говорили? Какие опыты проводили? Вы сегодня очень хорошо отвечали на мои вопросы, у меня для вас есть подарки.
Загадки к кроссворду: (по горизонтали.)
1. Он в основном идет от солнца, он проникает сквозь оконца.
Ну, что, друзья, готов ответ? Конечно, дети это (свет.)
2. Мы все обязаны ему- оно дарует жизнь всему!
На букву «с» оно зовется, вы догадались, это…. (солнце.)
3. Говорю я брату: - Ох, с неба сыплется горох!
-Вот чудак, - смеется брат,- твой горох ведь это….(град.)
4. Ответ, дружок мой, крайне прост, ищи его ты среди звезд.
Бывает долькою она, бывает полною (луна.)
(Зашифрованное слово – (вода.)- по вертикали.)