Ольга Сухарева
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений «Путешествие на солнечную полянку» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15
155040 Ивановская область, г. Тейково, ул. Чапаева, д. 25-а тел 849343-2-29-41
e-mail- mdou15teikovo@rambler.ru ИНН 3704003660 КПП 370401001
Название дошкольной образовательной организации, адрес
Конспект занятия (НОД) на тему: Мир вокруг нас «Путешествие на солнечную полянку».
в младшей группе
ФИО педагога (полностью): Сухарева Ольга Борисовна
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений „Путешествие на солнечную полянку“ в младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Цель: Расширение знаний о природном окружении, формирование элементарных экологических представлений
Задачи: Обогатить знания о луге: растениях и насекомых; воспитывать умение правильно вести себя в природе; закреплять знания о цвете, количестве (один – много, столько же, сколько, пространственных характеристиках (вверху - внизу, слева - справа,о видах транспорта; тренировать в соотнесении предметов по цвету; развивать зрительную память, воображение; формировать умение точно следовать поставленной задаче; учить отчётливо и ясно произносить слова, фразы, отвечать на поставленный вопрос.
Развивающая предметно-пространственная среда: по-весеннему оформленный зал, игрушка – зайка; презентация весеннего луга.
Цель применения ИКТ в НОД: активизация внимания, поддержание интереса, иллюстрирование материала.
Методы и приемы: приход игрушки – зайки, использование игры-путешествия, рассматривание изображения луга на интерактивной доске, беседа с детьми, вопросы, работа со знаками – схемами. выполнение заданий воспитателя, коллективная работа по изготовлению картины.
Планируемые результаты: у детей разовьётся интерес к природе, желание наблюдать за растениями и насекомыми, бережно к ним относиться.
Предпосылки УУД: умение наблюдать, умение слушать, умение отвечать на поставленный вопрос, умение сравнивать, умение следовать поставленной задаче
Материалы, оборудование: мольберт, интерактивная доска, мольберт с прикреплённым листом формата А3; макеты цветов разного цвета и макеты бабочек таких же цветов; изображения цветов, насекомых, солнышка для создания картины, стол для работы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о весне, о насекомых, о растениях луга; чтение художественной литературы по теме, наблюдения на участке за поведением насекомых, за растениями.
Учебно-методический комплект: Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Т. А. Шорыгина «Цветы. Какие они?», «Насекомые. Какие они?»
Содержание:
№п/п Этапы заня-тия Содержание этапа,
деятельность воспитателя Деятельность обучающихся (вос-питанников) Экологический компонент
1. Организаци-онный /мотивационный
Воспитатель обращает внимание на игрушечного зайку
- Посмотрите, ребята, нас встречает зайчик. Здравствуй, зайка
Воспитатель говорит от имени зайчика: - Я пришёл в гости к вам в садик, а живу в лесу. Я очень люблю путешествовать и мне захотелось пригласить вас в путешествие. Вы хотели бы отправиться со мной в путешествие?
- А вы знаете, на чём можно путешествовать?
- Ой, а мне хочется полететь на самолёте. Я никогда не летал на самолёте. Вы полетите со мной на самолёте?
- Путешествовать можно везде, но я хочу пригласить вас в свой родной лес, на мою любимую полянку, где тепло, где светит солнце.
А вы знаете, кто живёт на этой полянке, что там растёт? Хотите узнать?
- Тогда полетели.
- Мы с вами превращаемся в самолётики. Заводите моторчики, полетели.
Приземляемся
Дети с воспитателем приходят в зал
Дети здороваются с зайкой
Дети отвечают.
- На машине, на поезде, на автобусе, на корабле, на самолёте
Ответы
Ответы
п\игра «Самолёты»
дети побуждены вспомнить, что растёт на лесной полянке, кто там обитает, укрепляется их интерес к природе, её составляющим
2. Основной
Дети усаживаются на стульчики у интерактивной доски
- Вот мы и прилетели в зайкин лес.
- А вот и его любимая полянка.
- Кто же здесь живёт?
- А какие растения вам знакомы?
- Ребята, хотите поиграть на полянке?
Проводится игра:
Небу улыбнулись,
К солнцу потянулись,
Наклонились до земли,
Мы понюхаем цветы,
В ручеёк заглянем мы,
Руки в нём помоем,
Капельки стряхнём,
К солнцу повернём.
- Нравится вам гулять на полянке? Красиво здесь, ярко, нарядно.
- Ребята, а вы любите свой дом?
- Эта полянка – дом для множества насекомых и растений, и они очень хотят, чтобы в их доме всегда был порядок, покой и уют.
- Мы с вами пришли к ним в гости. А как нужно вести себя гостям?
- Понравилось бы вам, если бы кто-то пришёл к вам домой, и начал ло-мать ваши игрушки, портить мебель, а вас бы обижал или даже засунул в стеклянную банку или спичечный коробок!
- Давайте запомним некоторые правила, чего нельзя делать в природе:
- Нельзя срывать цветы (показывает запрещающий знак – схему)
- Нельзя ловить бабочек, пчёл и других насекомых (показывает знак – схему)
Запомнили!
- Ну что ж, посмотрите ещё раз на полянку, запомните её хорошенько. и полетели назад
- Прилетели, выключайте моторчики.
- Ребята, я предлагаю сделать вам картинку лесной полянки в подарок зайке. Ему будет приятно. Сделаем?
- Вот у нас полянка, но она пустая.
- Посмотрите, на столе есть всё необ-ходимое для того, чтобы она ожила.
- Сначала каждый из вас возьмёт по цветочку и постарается вспомнить, где он рос на полянке и как называется.
- Теперь выбираем насекомых и располагаем их на картинке.
- На каком цветке сидела божья ко-ровка?
- А майский жук?
- Над каким цветком порхала бабочка?
- С какого цветочка собирала душистый нектар пчёлка?
- Где сидел кузнечик?
- А где мы видели стрекозу?
- А чтобы на полянке стало теплей и веселей, мы поместим слева вверху солнышко (помещает)
- Сколько Катя ты посадила цветов? А ты…
- А сколько стало цветочков на по-лянке?
- Какая замечательная полянка у нас получилась! Вот и зайка говорит, что она ему очень нравится. Он повесит эту картинку в своём домике, зимой будет смотреть на неё и вспоминать тёплые деньки. Он вас очень благодарит и предлагает поиграть в весёлую игру.
Пальчиковая гимнастика:
Наши красные цветки
распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
Наши красные цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают
Головы склоняют
- Просыпаются цветочки и превра-щаются в бабочек (раздаёт детям ба-бочек)
(на полу большие плоскостные цве-ты такого же цвета, что и бабочки)
-Ребята, бабочки порхают, пока зву-чит музыка, а по её окончании пря-чутся на цветочке такого же цвета, как и они, чтобы птицы не смогли их заметить и склевать.
На лужайке красота,
На лужайке суета,
Бабочки порхают,
Цветочки выбирают.
Бабочки прячутся заканчивают игру, подходят к интерактивной доске; рассаживаются на стульчики рассматривают изображение полянки (солнце, трава, цветы, насекомые)
Дети по очереди называют насекомых
- Кузнечик, майский жук, бабочка, божья коровка, пчёлка, стрекоза
Дети называют цветы
- Одуванчик, ромашка, клевер, ко-локольчик, мать-мачеха
Ответы
Улыбаются
Тянутся к солнышку
Наклон туловища вниз
Вдох – выдох
Наклон головы
Трут ладошки
Трясут кисти рук
Повороты кистей рук
Очень
Да, любим
Не шуметь, не баловать. ничего не ломать, не мусорить
Рассуждения детей
Дети повторяют
Дети ещё раз внимательно смот-рят
«Летят на самолёте»
Ответы
Каждый ребёнок выбирает цветок, называет его и «сажает»
Ребята берут насекомое, называют его и располагают на картинке.
- На ромашке
- на мать-и-мачехе
- ромашка
- клевер
- на травинке под одуванчиком
- над белым одуванчиком
Дети отвечают, проверяя правильность расположения насекомых
Дети закрепляют понятия «один – много, по одному»
Играют
(ладони расставлены)
шевелят пальчиками
соединяют пальчики
ладони соединяют
склоняют голову
бегают, помахивая руками - крыльями
Кладут бабочек на цветы
Ребята называют, что растёт на полянке, (названия цветов, кто на ней обитает (названия насекомых).
Любуются красотой природы, ощущают сопричастность с ней.
Осознание того, что всё живое тя-нется к солнышку и нуждается в его тепле и свете, что человек и природа тесно взаимосвяза-ны
Дети приобретают понятие о том, что полянка – это дом для множества растений и насекомых и человек должен с уважением относиться к этому дому, соблюдать определённые правила, чтобы ничего не разрушать и не нарушать покой обитателей. У них воспитывается бережное уважительное отношение к живой природе.
Дети побуждаются воспроизвести по памяти всё, что ви-дели на полянке и ещё раз повторить названия растений и насекомых и до-ставить удоволь-ствие зайчишке
Воспитывается внимательное за-ботливое отноше-ние к представите-лям животного ми-ра, желание радо-вать, оказывать по-сильную помощь
Подготовительный этап к получению знаний о покровительственной окраске насекомых
3. Подведение итогов. Рефлексия.
- Вот как мы весело сегодня с вами поиграли. Понравилось вам путеше-ствовать с зайкой?
- Какие правила поведения в природе вы запомнили?
- Как мы будем теперь себя вести, когда придём в гости к растениям и насекомым?
- Расскажите своим знакомым, друзьям, родителям об этом, чтобы они тоже знали и вели себя правильно.
- Ребята, давайте угостим нашего гостя. Что зайка любит больше всего?
- Вот тебе, зайка, сладкая морковка. Кушай на здоровье.
- А зайчик тоже приготовил для вас угощение. Поблагодарим зайку и пойдём пить чай. А зайчик возвра-тится в свой лес. До свиданья, зайка. Ответы
Не рвать цветы, не ловить бабочек, пчёл
Не будем шуметь. ничего рвать, ломать, топтать, никого обижать
Морковку, капусту, травку
Приятного аппетита
Прощаются с зайкой, уходят
Становление экологического сознания.
Побуждение делиться с другими своими знаниями, обучать их правилам поведения в природе.