МААМ-картинки

Конспект занятия Ознакомление с окружающим: «Знакомство с бытом и культурой бурят» (подготовительная группа)

Елена Бужгирова
Конспект занятия Ознакомление с окружающим: «Знакомство с бытом и культурой бурят» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Хадаханский детский сад «Солнышко»

Конспект занятия

Ознакомление с окружающим :

«Знакомство с бытом и культурой бурят»

(подготовительная группа)

Воспитатель:

Бужгирова Елена Степановна

Задачи:

Публикация «Конспект занятия Ознакомление с окружающим: „Знакомство с бытом и культурой бурят“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Образовательные: Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия разных народов; обогатить словарный запас существительными: орнамент, юрта, Сагалгаан – белый месяц, войлок, дымник, казан. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Развивающие: формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – штапм, выполняя элементы – волны, завиток.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к традициям и обычаям бурят, побуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, народной культуре.

Материал: карта, демонстративные орнаменты, изображения юрты, макет юрты, кукла юноши в национальном костюме, гуашь, штамп, национальная музыка, ноутбук.

Образовательные области: Познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут лена Степановна, а как вас зовут я вижу. Я приехала к вам из другого детского сада, и сегодня с вами я буду заниматься.

- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Верно. Россия – очень большая страна (показ на карте).

- А где мы живем? (ответы детей)

- Мы живем в Иркутской области, в Усть-Ордынском Бурятском Автономном округе. В нашем округе живут люди разных национальностей: русские, татары, башкиры, буряты и другие.

- Сегодня к нам в гости пришел бурятский мальчик Батор.

- Сайн байна! Меня зовут Батор, я пришел, чтобы рассказать вам о бурятском национальном празднике «Сагаалган».

Сагаалган — это Новый год по лунному календарю, в переводе означает Белый месяц, один из самых популярных праздников бурят. Обычно, этот праздник бывает в конце зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.

- Ребята, а что такое белая пища?

(молоко, сметана, творог, кефир….)

- Как вы думаете, что желают люди друг другу?

(благополучия, богатства, здоровья, удачи)

Сагаалган - это лучший повод навестить всех родственников и друзей, с которыми нечасто видишься в течение года.

- Ребята, а вы знаете, как раньше называлось жилище бурят?

(ответы детей)

Отгадайте загадку:

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла –

Ни единого угла. (Юрта)

-Верно, юрта – жилище бурят – скотоводов. (выставляет макет юрты).

- Что вы можете о ней рассказать?

(ответы детей). (круглая, без углов)

- как вы думаете, юрту ставят или строят? (Ставят).

- Правильно, юрту ставят. Существует определенный порядок установки юрты. Прежде всего, буряты выбирали место для установки юрты.

Юрта – основное жилище кочевников – скотоводов. Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок – прочный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают валенки). Чтобы получить из шерсти войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем спуталась. Ребята почувствуйте какой войлок на ощупь, на что он похож?

Юрта – круглая, многогранная постройка с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым или попросту «дымник». В центре юрты располагается котел для приготовления пищи – казан. Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола. Естественно, что в холодные и дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто.

- Чем покрывали юрту?

(войлоком)

Давайте повторим вместе.

- Из чего изготовлен войлок?

(шерсти)

- Куда выходил дым?

(дымник) повторим

- Как назывался котел, для приготовления пищи?

(казан) повторим

- А теперь немного поиграем.

Подвижная игра «Юрта»

Юрта, юрта, круглый дом,

Побывайте в доме том!

(Дети становятся в круг).

Гости явятся едва –

(Подняли руки).

В печку прыгают дрова.

(Наклонились, подкладывают).

Печка жарко топится.

(Прыгают в круг).

Угостить торопится

(Прыжки назад).

Ладушки, ладушки,

(Хлопают в ладоши).

Круглые оладушки!

(Все кружатся).

-А сейчас давайте посмотрим, как украшены юрты. (Показ)

К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т. д. Орнаменты мы видим везде. Они – одно из древнейших проявлений народного творчества.

- Как вы думаете, что такое орнамент?

Слово «орнамент» в переводе «узор», «украшение».

- На первой юрте изображен волнообразный орнамент. Этот орнамент обозначает волны реки.

А вторая юрта – эта юрта украшена растительными завитками.

Для орнамента буряты использовали красные, желтые, зеленые, синие и белые цвета. Любимые цвета народа.

- Ребята, а где еще вы видели бурятские орнаменты – узоры?

(на шапке, платьях, серьги, герб)

- ребята предлагаю создавать узор на шаблонах. У вас на столах лежат вот такие листочки, на что они похожи? (на юрту)

Показ приемов рисования. (макаем штампом в гуашь и наносим на шаблон). Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете рисовать, только поторопитесь, как только она закончится, вы должны завершить работу.

- Ребята, посмотрите, какие получились нарядные юрты.

- Чем мы их украшали?

(Узором, орнаментом.)

Правильно, орнаментом.

Давайте еще раз повторим – орнамент.

- Давайте, покажем Батору.

Батор: Очень понравились ваши работы, я хочу в праздник Сгалгаана сказать вам благопожелание на бурятском языке…

Воспитатель: это пожелание переводится с бурятского : Растите сильными,

здоровыми, трудолюбивыми.

Итог занятия : сегодня мы с вами познакомились с некоторыми традициями и обычаями бурятского народа, узнали как называется жилище бурят (юрта, что такое орнамент и где он используется. (Отметить активных детей)

Ребята, спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

Публикации по теме:

Конспект НОД по знакомству с жизнью, бытом и культурой казачества «Трудом красен человек» Тема: Цель: знакомить детей с жизнью, бытом и культурой казачества. Задачи: Образовательной области «Социально - коммуникативное развитие».

Конспект НОД по закреплению представлений о лете у детей с ОВЗ (старшая группа) Цель: Закреплять у детей представление о лете. Учить показывать на картинках зиму и лето. Задачи:1) продолжить знакомить детей с признаками.

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой К, к» (подготовительная группа) Технологическая карта Образовательная область: Коммуникация. Разделы: Обучение грамоте (подг. гр.) Тема :Буква «К к»,звуки «к к;» Цель:.

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным бытом в младшем возрасте «Знакомство с колыбелью» Воспитатель Попович Т. А. «Знакомство с колыбелью» Цель: Приобщать детей к народным традициям. Развивать эмоциональный отклик на произведения.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лес — царство растений» (подготовительная группа) Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Лес – царство растений». (Подготовительная группа). Программное содержание. Закрепить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром подготовительная группа «Царство цветов» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром подготовительная группа «Царство цветов" Подготовила воспитатель: Вихрова Екатерина.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Умники и умницы» (подготовительная группа) Задачи: Развивающие: - уточнить знания детей о различных видах транспорта, его классификации; - закрепить представления детей о профессиях,.

Конспект занятия. Средняя группа. Ознакомление с окружающим миром «Дары осени» Ознакомление с окружающим миром Тема: Дары осени. Образовательная область: познавательное развитие. Цель: Закрепить знания детей об овощах,.

Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «Что за чай без самовара?»Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «Что за чай без самовара?» Цель: Приобщать детей к русской культуре, объяснять ее ценность. Сохранять и приумножать духовные достижения русского народа. Научить с.

Знакомство с народной культурой и традициями. Конспект занятия «Матрёшки с сюрпризами» для детей 3–4 лет Тема: "Матрёшки с сюрпризами". Цели: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой - матрешка. Познакомить детей с малыми фольклорными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия Ознакомление с окружающим: «Знакомство с бытом и культурой бурят» (подготовительная группа)
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 05:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД