Лучший педагог года

Конспект занятия по декоративному рисованию «Роспись Семеновской матрешки»

ольга шувайкина
Конспект занятия по декоративному рисованию «Роспись Семеновской матрешки»

Роспись Семеновской матрешки

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей об истории возникновения русской матрёшки и особенностях Загорской, Семеновской и Полхов - Майданской матрёшек.

2. Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.

3. Продолжать учить расписывать трафаретную форму по образцу (Семеновская матрешка). Продолжать формировать умение владеть приёмами декоративно - прикладной росписи.

Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию „Роспись Семеновской матрешки“» размещена в разделах

4. Развивать умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.

5. Активизировать творческое воображение.

6. Развивать эстетический и художественный вкус.

7. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; уважение к труду мастеров декоративно – прикладного искусства; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем под русскую народную музыку подходят к столу с выставкой. Перед ними на столе разложены предметы декоративно – прикладного искусства (дымковские, филимоновские, хохломские и городецкие изделия, матрешки).

Воспитатель: Ребята, а куда это мы попали! Да ведь это же Ярмарка!

Ребята, посмотрите, какие работы народных мастеров вы узнали?

Дети: Мы узнали дымковские игрушки; хохломские, филимоновские, жостовские и городецкие изделия, голубую гжель, матрешек (называя различные изделия, дети указывают на них).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы уже хорошо изучили русские народные промыслы! А, скажите, почему их называют народными промыслами? (Ответы детей). Да, потому, что их создают простые люди, живущие не только в городе, но и в селе, и в деревне. Их называют народными умельцами. Издавна наша страна славится великими мастерами, которые изготавливают и расписывают произведения декоративно-прикладного искусства : это и знаменитые матрешки, и расписная посуда, и глиняные игрушки, свистульки и т. д. Когда народные мастера создают свои изделия, в них они вкладывают частичку своей души и от этого игрушки получаются радостными, яркими, веселым. Люди, которые их покупают или получают в подарок, чувствуют тепло рук и доброту души мастера-умельца, который изготовил и расписал это изделие.

Ребята, среди рассмотренных нами изделий декоративно – прикладного искусства есть одна, про которую я хотела бы поговорить с вами более подробно. Отгадайте загадку:

Есть у меня для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка —

А красавица девица, у нее имеются сестрицы.

Каждая сестрица — для маленькой темница.

Дети: Матрешка.

Воспитатель: Правильно матрешка! Ребята, а как и когда появилась матрешка в нашей стране?

Дети поочередно: Появилась первая матрешка в России более 100 лет назад. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин.

Он увидел в Японии деревянную куклу с вытянутой от постоянных раздумий головой и узкими глазами. Называлась эта кукла – старичок Фукурума (в Японии его считают богом учености и мудрости). Внутрь старичка вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше (ребенок сопровождает свой рассказ показом картинки).

В России похожую куклу из дерева выточил токарь по фамилии Звездочкин. Художник Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. И назвал ее старинным русским именем — Матрёшей или Матрешкой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все правильно рассказали нам об истории этих деревянных кукол. Матрешки пришли к нам из разных художественных промыслов. А каких матрешек вы знаете?

Дети: Загорская, Семеновская, Полхов – Майданская.

Воспитатель: Все правильно. А расскажите, чем они отличаются друг от друга?

Дети поочередно: Они отличаются друг от друга формой и приемами росписи.

1)Эта матрёшка (показывает картинку) пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Загорские матрешки приземистые, плотные. Верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами.

Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эта матрешка обычно держит в руке или петушка, или лукошко, или букет полевых цветов и т. д.

2) Семеновская матрешка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.

Цвета росписи : малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов.

Семеновские мастера всегда изображают матрешек бойкими девушками в ярких платках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик "бантиком", малиновый румянец.

3) Есть такое село в Нижегородской области – Полховский Майдан.

В нем тоже живут замечательные мастера по изготавлению матрешек. У Полхов - Майданских матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вверху в овале лицо, оно немного грустное. Под лицом еще большой овал - фартук, украшенный крупными и яркими цветами в черном контуре. Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид.

Воспитатель: Спасибо, ребята за интересные рассказы!

Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Сегодня мы с вами, ребята, тоже превратимся в мастеров декоративно – прикладного искусства и распишем своих матрешек по мотивам семеновской росписи. Но сначала подготовим свои руки к работе и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика:

Матрешку гулять позвали,

Она до пяти считала, подружек звала:

Раз, два, три, четыре, пять, я иду подруг искать.

— А мы здесь, искать не нужно,

Вот и выскочили дружно.

Глаша, Наташа, Маша, Юля и Даша.

Воспитатель: Ну а теперь, ребята, проходите на свои рабочие места. Здесь для вас приготовлены бумажные силуэты Семеновских матрешек, которые мы уже начали расписывать на прошлом занятии. Мы сделали набросок простым карандашом, наметили лицо, руки, фартук, пышный букет цветов на фартуке. Теперь нам необходимо закончить начатую работу и расписать матрешку красками.

Начать следует с лица. Возьмите тонкие кисти и нарисуйте брови дугой, глаза, губы сердечком, румянец на щечках. Рисуйте концом кисти, линии должны быть тонкими и аккуратными. Затем раскрасим платок, он может быть желтым или красным, не забудьте про орнамент на краю платка. Раскрасьте букет на фартуке: крупные цветы – красным, розавым, желтым; мелкие цветы – голубым, синим, фиолетовым; листья – светлыми и темными оттенками зеленого цвета. Нижнюю часть платья, которая выглядывает из-под фартука, раскрасьте желтым или красным (в зависимости от того, какой цвет вы выбрали для платка, они не должны совпадать).

Дети приступают к росписи. Во время работы звучит русская народная мелодия.

Воспитатель: Ну вот, ребята, и окончена ваша работа. Давайте встанем со своих мест и рассмотрим друг у друга матрешек. Посмотрите, какие разные они у вас получились – веселые, задорные нарядные. Из вас получились прекрасные мастера матрешечного промысла. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по декоративному рисованию «Подарок для мамочки. Хохломская посуда»Конспект занятия по декоративному рисованию «Подарок для мамочки. Хохломская посуда» Задачи: • продолжать знакомить детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства; • учить замечать художественные элементы,.

Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка»Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Рисовать мои дети любят все без исключения, даже те, кто в начале года не особо горели этим желанием. За семь месяцев плодотворной работы.

Фотоотчёт о занятии по декоративному рисованию в средней группе «Хохломская роспись на чашке»Фотоотчёт о занятии по декоративному рисованию в средней группе «Хохломская роспись на чашке» Цель: формирование навыков декоративного рисования. Задачи: - продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группеКонспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе. Программное содержание.

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью»Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Программное содержание: Образовательные.

Конспект ООД по декоративному рисованию «Роспись филимоновской игрушки» в старшей группеКонспект ООД по декоративному рисованию «Роспись филимоновской игрушки» в старшей группе Цель: учить раскрашивать шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи. Задачи: • Формировать представление у детей о филимоновских.

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка»Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе Амина Керимова Тема: «Роспись.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Дымковский петушок»Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Дымковский петушок» Цель: развитие интереса у детей к народной культуре, народному промыслу. Задачи: - развивать умение использовать разные элементы росписи.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Завиток» по теме «Хохломская роспись» (подготовительная группа)Конспект занятия по декоративному рисованию «Завиток» по теме «Хохломская роспись» (подготовительная группа) План – конспект ООД для детей подготовительной группы по декоративному рисованию. Тема: «Завиток». Старший воспитатель Браништи Е. А. Цель:.

Мастер-класс по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка»Мастер-класс по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Для проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5-7 лет на тему «Роспись каргопольского петушка» необходимо для начала самой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по декоративному рисованию «Роспись Семеновской матрешки»
Опубликовано: 4 августа 2021 в 18:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД