Шилкина Полина
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Православный праздник «Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Частное Дошкольное образовательное учреждение религиозной организации "Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" "Православный детский сад имени Серафима Саровского г. Дзержинска"
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе. Православный праздник
«Пасха. Светлое Христово Воскресенье»
Воспитатель:
Шилкина П. В
Г. Дзержинск
202
4г. [/b]
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе „Православный праздник „Пасха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Цель: Формирование представлений о празднике «Пасха. Светлое Христово Воскресенье», познакомить с традициями русского народа.
Задачи:
- познакомить детей с традицией празднования Пасхи, народными играми и забавами.
-воспитывать уважительное отношение к народным традициям, чувство доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям через совместную деятельность воспитателя и детей;
-развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук в задании «Украсим кулич».
Оборудование и материалы: изображение кулича, пасхального стола, сувениры, заранее подготовленные вырезанные из цветной бумаги куличи, ватные диски, украшения (стразы).
Предварительная работа: беседы с детьми на тему русские традиции и обычаи. Рассматривание альбома и иллюстраций с изображением пасхальных яиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребятки, сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие путешествие в прошлое! Вы узнаете о традициях русского народа в дни особенного праздника и научитесь радовать своих родных.
Воспитатель читает стихотворение «Ожидание праздника» Л. Громова
Не дают лежать в кроватке солнца теплые лучи
И чудесный запах сладкий, – пахнут медом куличи.
И, еще не сняв пижамы, побежал на кухню я.
Там яички красит мама, смотрит нежно на меня:
– Утро доброе, сыночек, долго ты сегодня спал!
Хочешь кулича кусочек? Тебе можно, ты же мал.
Я ответил: – Интересно, а мой возраст тут причем?
Я хочу со всеми вместе разговеться куличом!
Обняла меня мамуля: – Ты уже совсем большой!
Так что мы тебя, сынуля, ночью в храм возьмем с собой.
Улыбаясь милой маме, я сиял от счастья весь,
Крикну я сегодня в храме громче всех: ХРИСТОС ВОСКРЕС!
Воспитатель: Ребята, кто знает, о каком празднике говорится в этом стихотворение? (Ответы детей.)
Воспитатель: Праздник Пасхи это самый главный, самый значимый праздник. Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой.
Сегодня мы поговорим об этом празднике.
Воспитатель. А что делают на Пасху (Ответы детей.)
Воспитатель. Да, ребята, действительно на Пасху принято красить яйца, печь куличи и обмениваться ими. На Пасху готовят блюда, которые в течение года больше не попробуешь. Ели их один раз в году
Самым главным атрибутом этого праздника были яйца. Их раскрашивали в разные цвета.
Воспитатель: А кто знает, что это за праздник? (Ответы детей.)
Воспитатель: Празднуется Воскресение Иисуса Христа.
Воспитатель: Молодцы. Правильно, когда он наступает, то все приветствуют друг друга словами «Христос –Воскресе», и все отвечают «Воистину-Воскресе».
Люди долго его ждут, готовятся. Скажитекто из вас знает как приветствуют люди друг друга в этот день? (ответы детей)
Воспитатель: А как отвечают на эти слова? (ответы детей)
Воспитатель: Это называется «христосоваться».
- Когда наступал праздничный день, люди, т. е. все прихожане (так церковь называет приходящих в нее людей) в пасхальную ночь спешили в церковь. Они держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом. Люди молились и просили Бога простить совершенные ими глупости, грубые слова, нанесенные обиды. Ребята, как вы считаете, зачем люди идут в церковь с едой? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно люди освещали яйца и куличи.
После того как люди осветят куличи и яйца в церкви, они всю неделю принимали гостей или сами шли в гости и обменивались окрашенными яйцами. А если человек пробует кулич, то он становится добрым и сильным.
Воспитатель: Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (ответы детей)
Это маленькое чудо, это символ жизни. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни. Это обычай «крашение яиц» уходит корнями в древность.
- Красный цвет – цвет крови, пролитой Иисусом Христом, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно.
Воспитатель: Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков).
Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом.
- Яиц заготовить надо было много: для подарков родным и друзьям, для веселых игр.
Послушайте правила одной игры в которую играли наши предки, и продолжают играть люди, когда ходят в пасхальную неделю в гости, друг к другу.
«Кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула, тот и победил и продолжает «чокаться» с другим человеком». Эта игра простая и забавная.
Но мы с вами поиграем в другую игру: «Катись, катись яичко»
Игра
Правила игры простые: под музыку говорим слова и передаем друг другу яичко:
«Катись, катись яичко
По нашему кружочку
Найди, найди яичко
Для себя дружочка»
Музыка остановилась, у кого яичко в руках тот танцует под веселую народную мелодию.
Воспитатель : Ребята, а что такое кулич? Это хлеб, только сладкий, его украшают глазурью и посыпают разноцветной крупой (картинка). Вот посмотрите на картинку. Это глазурь, ее делают из сахара и яиц, и поливают кулич. Если человек съест кулич, он станет добрым и сильным. Отгадайте, какие продукты нужны для того, чтобы испечь кулич (загадки)
Загадки
Крепкий круглый пузырек
Цветом бел, внутри желток.
Курочки его несут,
Расскажите, как зовут.
(Яйцо)
Я живу в морской воде,
Нет меня – и быть беде!
Каждый повар уважает
И по вкусу добавляет.
(Соль)
Любят пить котята
Да малые ребята.
(Молоко)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
В торты, пироги и плюшки
Положить меня должны.
(Мука)
Он на веточке созрел,
Он красив и загорел.
Любят белки грызть его,
Прятать на зиму в дупло.
(Орех)
Виноградину сушили,
На солнцепеке положили.
Она от зноя истомилась,
А во что же превратилась?
(Изюм)
(После отгадывания загадки на доску выставляется картинка-отгадка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали! И действительно, чтобы испечь кулич, замешивают тесто из муки, соли, яиц и молока. Для вкуса в тесто добавляют изюм и орехи.
Пальчиковая гимнастика
Стол пасхальный накрываем, (разводим руками в стороны)
Веткой вербы украшаем. (пальцы «веером»)
Из печи несём куличики, (показ ладошками)
А от курочки – яички. (соединяем большой палец с остальными по очереди)
Дай нам, курочка, яичко простое,
Мы его распишем – будет золотое (раскрашиваем в воздухе).
Коллективная аппликация «Украсим кулич»
Воспитатель: Отличные у нас куличи получились! (на доске выставляются изображения двух больших куличей, украшенных глазурью). Этот кулич испекли девочки, а этот – мальчики. Осталось их украсить цветной посыпкой. (Дети выбирают разноцветные стразы и по очереди приклеивают их на «глазурь»).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень красиво и празднично получилось! (садятся на стульчики)
Рефлексия:
- Ребята, о каком празднике мы говорили? Как люди готовятся к празднику? Как его празднуют?
- Зачем пекут куличи и обмениваются крашеными яйцами?
- В какие игры мы играли?
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А чем именно? Что оказалось для вас сложным? Почему?
Всем спасибо за внимание и старание на занятии.