Елена Заиченко
Конспект занятия по ФЦКМ «Путешествие по Солнечной системе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по Солнечной системе»
Цели: закрепить знания детей о планетах Солнечной системы и их расположении относительно Солнца. Совершенствование грамматического строя речи.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять детей в образовании существительных, прилагательных, сложных слов.
Развивающие:
Развивать диалогическую и монологическую речь, связную речь, умение отвечать на вопросы;
Совершенствовать звуковую культуру речи;
Обогащать словарный запас детей;
Развивать логическое и образное мышление;
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ „Путешествие по Солнечной системе“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Развитие интересов детей, любознательности, активности и познавательной мотивации.
Воспитательные:
Воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за свою страну;
Формирование нравственных качеств: чувство коллективизма; умение слушать товарищей.
Коррекционные:
Развивать воображение, слуховую и зрительную память;
Развивать зрительно-моторную координацию.
Оборудование и материалы: ноутбук, презентация «Путешествие по Солнечной системе», аудиозапись космической музыки, конверты с заданиями, иллюстрации: «Что сначала, что потом» (о подготовке ракеты к полету, плакат «Исследование и освоение космоса», портрет Юрия Алексеевича Гагарина; картинки с изображением планет Солнечной системы, предметные картинки «Планеты», карты для прокладывания маршрута, простые карандаши, медали в качестве поощрения. Выставка в группе по теме «Космос» : дидактические игры, поделки детей, иллюстрации, энциклопедии о космосе.
Предварительная работа:
Беседы с детьми на тему: «Космос», «Кто был первым космонавтом?», «Планеты Солнечной системы». Экспериментирование: как работает гравитация, почему Луна не падает на Землю, почему звезд днем не видно. Разучивание с детьми стихов, загадок, физминуток, логоритмических упражнений.
Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «Космос», изготовление ракет-оригами, лепка из пластилина «Ракеты».
Чтение рассказов из книги «Летающие звезды» А. Ткаченко; Драгунский «Денискины рассказы».
Рассматривание иллюстраций из серии «Дошкольникам о российских покорителях космоса». Просмотр презентаций: «Планеты Солнечной системы», «Виртуальная экскурсия в музей космонавтики», «Загадочный космос».
Используемая литература:
Шорыгина Т. А., Парамонова М. Ю. «Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы»- М. : ТЦ Сфера, 2015 г.
Паникова Е. А., Инкина В. В. «Беседы о космосе». Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2015 г.
Ход занятия:
Организационный момент
Дети выстраиваются полукругом у плаката «Исследование и освоение космоса»
Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала, надо гостям «Здравствуйте» сказать! (Здравствуйте).
Вводная беседа.
Ребята, напомните мне какое сегодня число? (12 апреля)
А какой праздник сегодня, отмечает вся страна? (День космонавтики.)
Молодцы, правильно! А кто такие космонавты? (Космонавты – это люди, которые летают в космос на космических кораблях)
Именно в этот день 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю. А. Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…
- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется: «Юрий Гагарин»
Кирилл
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель: Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Мы все гордимся, что именно российский гражданин первым в мире отправился в космос.
Основная часть.
Люди с давних времен смотрели на небо и задумывались, а что там дальше за облаками и мечтали подняться выше облаков.
Космические корабли долго испытывали, чтобы полеты на них были безопасны для человека.
В космос первыми полетели не люди, а первый успешный полет в космос совершили собачки Белка и Стрелка. Как вы думаете, почему?
А после того, как полет собачек прошел успешно, в космос полетел первый человек.
Упражнение «Подбери определение»
Дети, а как выдумаете, Космос он какой? (холодный, тёмный, загадочный, бескрайний, страшный, удивительный и т. д.)
Каким же должен быть космонавт, который отправляется в космос? (сильным, смелым, мужественным, спортивным, умным и т. д.)
А вы хотите стать космонавтами и отправиться в увлекательное космическое путешествие по планетам Солнечной системы?
Тогда отправимся в путешествие, но не простое, а сказочное.
На каждой планете нас будет ждать какое – то задание.
Мы с вами должны быть смелыми и умными. Сейчас, давайте мы наденем космические шлемы разума и отправимся в путь.
Кинезиологическое упражнение
Дети выполняют упражнение с загибанием ушных раковин вниз, вверх вперед, назад, в стороны. Данное упражнение направлено на активизацию мыслительной деятельности детей.
На чем мы отправимся в космос? (На ракете)
Кто ее сконструирует? (Инженеры).
А как она попадет на космодром?
Выложите картинки в правильном порядке и расскажите!
Игра «Что с начала, что потом» (расставляют картинки и рассказывают)
Ракету везут на космодром по железной дороге.
Ракету готовят к старту.
Ракета стартует со стартовой площадки.
Ракета летит в космосе.
Какой первый звук в слове РАКЕТА?
Где он находится?
Ракета готова, а сейчас мы проверим всё ли готово к полёту.
Для этого нам нужно рассчитать мощность двигателей заранее, т. к. ошибка в расчетах может привести к катастрофе или к срыву полёта.
Я предлагаю решить задачи:
1. У ракеты 4 двигателя. Сколько останется, если в ходе полета отключить 2 двигателя(2).
2. Ракета будет запущена на 5 день недели. Какой это день? (пятница)
Все расчеты произведены.
В космосе нет воздуха.
Что обязательно надо надеть космонавтам? (Скафандр).
А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?
Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Ребята для того чтобы давать четкие ответы в эфире, нам надо потренировать язычки:
Артикуляционное упражнение.
Чу – Чу – Чу, в космос я лечу.
Им – Им – Им, на ракете полетим.
Ды – Ды – Ды, долетим мы до звезды.
Ой – Ой – Ой, затем вернемся мы домой.
Молодцы ребята, справились с заданием, теперь можно и лететь, но сначала разомнемся.
Логоритмическое упражнение:
Будем очень мы стараться, (рывки руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (бег на носочках).
Плавать лучше всех на свете, (гребки руками)
Приседать и вновь вставать, (приседают)
И гантели поднимать (выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными и завтра (руки на поясе)
Всех возьмут нас в космонавты (маршируют на месте)
Прошу всех занять свои места. (Дети проходят к ноутбуку, становятся (или садятся на стулья) в обозначенное канатом пространство)
Мы начинаем космическое путешествие.
Внимание! Внимание!
Пристегнуть ремни! (соединили кулачки)
Завести моторы (дети выполняют вращательные движения руками, сопровождая свои действия звуком «Р-р-р-р»)
Соединить контакты (быстрые касания кончиков пальцев)
Приготовиться к запуску ракеты
Начинаем отсчет в обратном порядке (5,4,3,2,1)-загибают пальчики
Пуск! (руки тянутся вверх)
10 секунд - полет нормальный, 20 секунд - полет нормальный (слайд с ракетой)
Включается презентация на ноутбуке
Дети, посмотрите в иллюминатор. Что вы видите? (космическое пространство, звезды, планеты). (Слайд 1)
А когда мы можем видеть звезды? (Ночью, на ночном небе)
А кроме звезд, что еще вы видели на небе? (Днем — Солнце, а ночью Луну).
Солнце, Луна, звезды — все это находится в космическом пространстве
Слово «космос» означает «мир, вселенная». Вселенная — это все, что существует, и ни когда не заканчивается.
А вы узнали вот эту планету? (показать изображение Земли) (Слайд 2).
Как вы поняли, что это планета Земля? (она голубая)
А почему наша планета имеет много голубого и синего цвета? (синий цвет — это океаны и моря)
Наша планета Земля- это наш дом.
Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! (Слайд 3)
Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко.
На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
Что ещё мы видим в космосе? (Солнце.) (Слайд 4)
Солнце – это огромный шар из раскалённых газов, вокруг него вращаются все планеты. Само солнце и всё, что обращается вокруг него, называют – солнечная система. (Слайд5)
Солнце притягивает всё к себе в радиусе до 6000 млн. км. с помощью силы тяжести (гравитации). Гравитация удерживает планеты на около солнечных орбитах, и каждая планета движется строго по своей орбите.
Дети, сколько всего планет в нашей солнечной системе? (9)
Послушайте внимательно стихотворение о планетах Аркадия Хайта:
Эдгар
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
А на каких планетах существует жизнь? (Только на нашей планете Земля благоприятные условия для жизни человека и только здесь существует жизнь).
И так, первая планета солнечной системы, с которой мы начнём наш полёт – это первая планета от Солнца. (Слайд 6)
Как она называется? (Меркурий).
В слове МЕРКУРИЙ есть звук «Р»? Где он находится? Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Её поверхность каменистая и пустынная.
Меркурий приготовил нам задание
(открываю конверт)
«Внимательно рассмотрите картинки и найдите лишний предмет»
Игра «Третий лишний». (Слайд с триггером 7)
1. Марс, Юпитер, космонавт.
2. Космический корабль, космонавт, Солнце. (Слайд8)
3. Уран, Нептун, Солнце. (Слайд 9)
4. Ракета, спутник, мотоцикл. (Слайд 10)
(дети выполняют задания и объясняют, почему они так думают) – на слайде убирается лишняя картинка
Воспитатель: мы справились с этим заданием и отправляемся дальше.
Загадывает загадку ребенок:
Венера - вторая от солнца планета. Здесь царит такая жара, что за несколько секунд можно испечь пирог без духовки (Слайд11)
Как по другому называют эту планету? (Утренняя звезда)
Есть в слове ВЕНЕРА звук «Р»? Где он находится?
И так, выходим из нашего корабля (Дети проходят к столам)
Звёзды с давних времён указывали путникам путь. Так и эта планета – Утренняя звезда, укажет нам путь.
Графическое упражнение, массаж.
Задание Венеры:
«Обведи пунктирную линию. Помоги ракетам добраться до планет».
Но прежде чем приступить работе, мы проведём разминку для наших ладоней и пальцев.
Дети выполняют упражнение с карандашом (Карандаш зажат между ладоней в горизонтальном положении. Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев - 5 раз с ориентировкой на ведущую руку).
Молодцы! Задание выполнено отлично. Сложите свои карты на середину стола. А теперь дальше в путь! (Дети возвращаются к ноутбуку)
(Слайд12)
Марс - единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. Но на Марсе нет жизни.
(Дети переходят к столу с предметными картинками)
А вот и конверт с заданием, которое мы должны выполнить, приземлившись на Марс. Давайте его прочитаем: «Образуйте одно слово из предложенных словосочетаний и сосчитайте слоги!»
Игра «Объяснялки». (Дети называют слово, воспитатель показывает предметные картинки)
Ходит по луне – луноход;
Ходит по марсу – марсоход;
Аэродром для космических кораблей – космодром;
Человек, который считает звёзды – звездочёт;
Машина, летящая к звёздам – звездолёт.
Попрощаемся с планетой Марс и отправимся дальше.
Попробуем отгадать, на какую планету?
Даша
Великан-тяжеловес мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль, худеет понемножку.
Юпитер – это пятая и самая большая планета солнечной системы. (Слайд13)
Юпитер предлагает нам отдохнуть и размяться.
Физкультминутка «Космонавты» :
Раз-два, стоит ракета. (поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до Солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берутся руками за щеки, качают головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут).
Отдохнули и снова в путь!
(Возвращаются на ракету)
Какая же следующая планета нас ждет?
(Слайд14)
Сатурн - шестая планета Солнечной системы. Она известна своими великолепными кольцами.
Есть ли звук «Р» в слове САТУРН?
А вот и задания Сатурна.
Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Попробуйте отгадать космические загадки.
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной — (комета)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический (метеорит)
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный (спутник)
А теперь следующая планета, на которой мы сейчас окажемся – это Уран. (18)
Есть ли звук «Р» в слове УРАН?
Уран – лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие ночь.
Уран нам то же приготовил задание:
Упражнение «Образуй множественное число!»
Один космонавт - много …космонавтов
Одна ракета - много… ракет
Один спутник - много …спутников
Один скафандр - много …скафандров
Один звездолет - много …звездолетов
Одна планета - много… планет
Одна орбита - много. орбит.
Одно созвездие - много- созвездий.
Молодцы, справились с заданием!
Ребята, на каких планетах мы с вами еще не побывали? (Нептун и Плутон) (Слайд19)
Нептун - холодная и синяя планета. На ее поверхности дуют самые сильные ветры.
Эти планеты, так же как и Уран, находятся очень далеко от солнца и поэтому на них очень холодно.
Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть мы на них не полетим, а будем возвращаться домой. На какую планету мы полетим?
Ксюша
Здесь леса, моря и горы,
Люди разные живут,
На других же на планетах
Жизнь, пока что, не найдут. (Земля) (Слайд20)
Пришло время возвращаться домой, займите свои места (звучит космическая музыка) начинаем отсчет 10,9,8,7… Вот мы и вернулись из сказочного путешествия по Солнечной системе.
Итог. Рефлексия.
Понравилось ли вам наше путешествие?
Что вам особенно понравилось?
Я хочу вам вручить медали за освоение космических просторов, ведь мы много узнали о планетах солнечной системы, много заданий выполнили.
Планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом.
Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша Земля. (вручение медалей)