Получи документы

Конспект занятия по формированию целостности картины мира «Полезные ископаемые»

Юлия Харламова
Конспект занятия по формированию целостности картины мира «Полезные ископаемые»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по формированию целостности картины мира.

Тема «Полезные ископаемые».

Цели:

• продолжать знакомить детей с понятием «полезные ископаемые», рассказать о полезных ископаемых, их свойствах, применении и способах добычи;

Публикация «Конспект занятия по формированию целостности картины мира „Полезные ископаемые“» размещена в разделах

• обосновать необходимость экономно расходовать полезные ископаемые;

• развивать речь, память, внимание, логическое мышление:

• прививать любовь к природе, формировать убеждение в необходимости бережно и экономно расходовать полезные ископаемые.

Материалы и оборудование:

картинка крота

• презентация «Полезные ископаемые»;

Методика проведения.

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. А кто это вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем. (Крот)

- Верно, ребята, это крот. (Вывешиваю картинку крота)

2. Введение в тему.

- Ребята, крот, живет под землей и говорит, что под землей очень много богатств. Что это за богатства? (Полезные ископаемые)

- Верно. Почему природные богатства называют "полезными ископаемыми"? (Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям)

- Молодцы ребята, правильно! В недрах земли скрыты от наших глаз волшебные сокровища. Тот, кто найдет эти сокровища, сможет легко выстроить и обогреть дом (слайд 2, сделать посуду и приготовить еду (слайд 3). Много пользы для человека несут в себе подземные сокровища, потому они и называются «полезные ископаемые».

- А что относится к полезным ископаемым?

- Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда (слайд 4). Все полезные ископаемые создает сама природа. Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Например, гранит – это маленькие кусочки разрушенных гор, а из остатков растений и мелких камешков получается глина. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.

- Полезные ископаемые находятся глубоко в земле и достать их непросто. Открытием и добычей полезных ископаемых занимаются специальные люди – геологи (слайд 5). Они знают много способов, как поднять природные богатства на поверхность. Например, для добычи нефти в земле делают буровую скважину (слайд 6, гранит добывают в карьере с помощью бульдозеров и экскаваторов (слайд 7, а уголь – в шахте (слайд 8).

- Полезные ископаемые делятся на 3 вида : твердые, жидкие и газообразные (слайд 9).

3. Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем все на привале.

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь,

Руки вверх и руки в бок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, вы ребятишки!

Замедляем тихо шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно:

Нам еще работать нужно!

4. Полезные ископаемые.

Каменный уголь (слайд 10)

- Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. За твёрдость его называют каменным. Каменный уголь добывают в карьерах или шахтах в зависимости от глубины его залегания в земле. Работа шахтёров очень нужна людям, но она очень опасна.

- Свойства каменного угля.

Чаще всего он имеет чёрный цвет. Довольно твёрдый, но хрупкий - при ударе разбивается на куски. Главное свойство каменного угля - он хорошо горит, выделяя много тепла.

- Главным образом каменный уголь используется как топливо для получения тепла и электроэнергии. Свет в дома приходит с электростанций, где сжигают уголь. Горячая вода для людей часто нагревается в котельных, работающих на угле. Поезда на железных дорогах и станки на заводах работают на электроэнергии, полученной при сжигании угля.

Железная руда (слайд 11)

- Железную руду добывают в шахтах или карьерах, откуда она привозится в доменные печи, где из неё выплавляют чугун. Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из него варят сталь. У мартенов работают сталевары. Труд сталевара очень тяжёл.

- (слайд 12) Из готовой стали на заводах делают: станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолётов, тракторы, комбайны, трубы, посуду, оружие и многие другие нужные предметы.

Гранит (слайд 13)

- Гранит - одно из самых распространённых полезных ископаемых на земле и часто образует целые горы. Гранит - слово не русское (итальянское) и переводится как «зернистый». Зёрна, из которых состоит гранит, это кварц, полевой шпат и слюда - они разного цвета.

- (слайд 14) Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.

Песок и глина (слайд 15)

- Песок и глина - очень распространенные полезные ископаемые. Они образуются при разрушении твердых пород, например, гранита.

- (слайд 16) Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла, только не желтый, а белый. Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью.

Известняк (слайд 17)

- Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка.

- (слайд 18) Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены). Особая разновидность известняка - мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

Торф (слайд 19)

- Это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений.

- (слайд 20) Он используется как топливо в жилых домах. Для этого его спрессовали в небольшие бруски - брикеты. На фермах торф служит подстилкой для животных. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.

Торф еще и хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.

Нефть (слайд 21)

- Нефть - жидкость бурого или тёмного цвета, с резким запахом, она легче воды, но главное её достоинство - она хорошо горит, за что её и ценят.

Добывается нефть нефтяниками под землёй, откуда её по скважинам выкачивают насосами – качалками. От скважин по трубам - нефтепроводам, нефть подаётся на нефтеперерабатывающие заводы, где из неё изготавливают различные вещества.

- (слайд 22) Главным образом нефть идё т на изготовление горючего для машин: бензин, керосин, солярка, а также масел для смазки деталей. Из нефти также делают спирт, различные пластмассы, удобрения, полиэтиленовые плёнки, краски, ткани.

Газ (слайд 23)

- Газ бесцветный, легкий, горит голубым пламенем.

- (слайд 24) Природный газ очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.

5. Рефлексия. Аукцион загадок по теме.

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А ещё он есть в цементе.

Сам он - удобрение. (Известняк)

Не зря она варилась

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи. (Железная руда)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил. (Мел)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте же, что это? (Нефть)

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он чёрный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички,

По трубе течёт,

Пироги печёт. (Газ)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Профессии» Утром вы приходите в детский сад, а ваши родители спешат на работу. У каждого из них есть свое занятие, которое называется профессия. Мое.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Дружба» Тема: «Дружба» Цель: Образовательная; Учить управлять своими эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представления детей.

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира во II младшей группе «Айболит прислал посылку» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирования целостной картины мира, «Речевое развитие»,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира Тема: «Морское путешествие с Флиппером» Подготовила: воспитатель Калинкина Е. В. ГБДОУ Детский Сад № 754 «Солнышко» Программное содержание:.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Белая книга» Задачи. Продолжать знакомить с временами года, сезонными изменениями в природе. Расширять знания детей о растениях, птицах, животных, их.

Конспект НОД во второй младшей группе по формированию целостности картины мира «Путешествие в весенний лес» Тема: «Путешествие в весенний лес» Цель: Продолжать формирование представлений о временах года, о характерных признаков весны. Программное.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе «Обувь. Одежда. Головные уборы» .

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в первой младшей группе «Игрушки. Мишка» Тематическое занятие по ФЦКМ в 1 младшей группы «Кроха» Возрастная группа: 2-3 года Тема: Игрушки. Мишка. Цель: знакомить детей с названиями.

Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые» Задачи: Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф)..

Занятие по формированию целостности картины мира для детей 4–5 ЛЕТ «Незнайка в детском саду» Цель: продолжать формировать у детей представление о времени суток, режиме дня, закрепление культурно_гигиенических навыков, воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию целостности картины мира «Полезные ископаемые»
Опубликовано: 27 марта 2017 в 12:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию целостности картины мира «Полезные ископаемые»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Харламова (УИ 112272) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД