Лучший педагог года

Планета «Детство»

Татьяна Шерстнева
Планета «Детство»

Конспект занятия

по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи (старшая группа)

Тема: Планета «Детство»

Цели занятия:

• формировать слуховое и зрительное внимание, понимание речи, мышление, память;

• развивать моторику артикуляционного аппарата и мелкую моторику;

• заинтересовать детей играми, связанными с родным языком;

• закреплять навыки различения рода имен существительных;

• продолжать учить образованию притяжательных прилагательных;

• тренировать фонематический слух путем применения элементов кодирования;

Публикация «Планета „Детство“» размещена в разделах

• закреплять навык строить полные и четкие предложения при ответах на вопросы.

Оснащение:

игрушка Гномик; большой мяч; разноцветные плоскостные домики (красный, желтый, синий, зеленый); предметные картинки; мольберт; картина с изображением чудо - зверя: голова зайца, туловище медведя, хвост белки; книжка - раскладушка с картинками для артикуляционной сказки; макет поезда с тремя вагончиками; предметные картинки с начальными гласными звуками(«А»; «У»); большой конверт с карточкой - заданием для составления рассказа цепной структуры (по одной сюжетной картине); магнитофонные записи с лирической музыкой.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Л: Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть!

(дети встают вместе с логопедом в круг; звучит лирическая музыка).

Л: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох 3 раза).

Л: Посмотрите на гостей, улыбнитесь, поздоровайтесь с ними. А у нас в гостях есть Гномик, он хочет с каждым из вас поздороваться. (Дети здороваются с Гномиком за разные пальчики).

Л: Доброе утро, ребята. Садитесь на стульчики.

2. Л:

Все ребята по порядку утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже на детишек быть похожим.

( Логопед рассказывает артикуляционную сказку: «Трудолюбивая божья коровка». Слушание, рассматривание картинок и выполнение упражнений).

«Жила - была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками, А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.

- Да ты просто красный жук, - хихикали другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло, Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. («Улыбочка»).

- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно много трудиться, Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку. Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения.

У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его. («Непослушный язычок»). И он стал ровным, как лопаточка. («Лопатка»). Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой («Чашечка») и набрала водички для чая. Попила чайку с бубликом («Бублик») и снова за работу. На картинках она увидела лошадку («Лошадка», веселую кисточку («Маляр», качели («Качели») и даже барабан («Дятел»). Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

И тут божья коровка опять увидела солнышко и сказала:

«за такую чудесную книжку я угощу тебя вкусным вареньем». Они попили чай с вареньем («Вкусное варенье»).

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и увидела парашютик («Надуем щеки», «Одуванчик»). И решила отправиться на нем путешествовать.

3. Л: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей). А как называется планета, на которой мы живем? (Земля).

А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на планету, которая называется «Детство».

На планету, чтоб попасть

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться,

Вновь подняться, улыбнуться.

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, детство и игра

(звучит волшебная музыка). Дети открывают глаза и видят на столах 4 домика.

Л: Все жители - картинки планеты Детство живут в разноцветных домиках.

«Вы картинкам помогите,

В нужный домик поселите».

(красный домик - картинки, про которые можно сказать - МОЙ; желтый - МОЯ; синий - МОИ; зеленый - МОЯ).

Л: Картинки заняли свои домики, а наше путешествие продолжается. Все жители планеты Детство любят ходить в лес, где живут разные животные (на мольберте картинка, составленная из трех частей: голова - зайца; туловище - медведя; хвост - белки).

Это что за чудо - зверь

На лесной поляне?

Из кого составлен он -

Разберись скорее?

Вопросы к детям:

o Чья голова у этого зверя?

o Чьи уши? Чьё туловище? Чей хвост? Чьи передние лапы? Чьи задние лапы?

Л: Скажите, ребята, а такого чудо - зверя мы можем встретить на нашей планете Земля? (ответы детей).

5.

Л: На планете Детство все любят играть с одной игрушкой. А вот с какой, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он лежать совсем не хочет,

Если бросить - он подскочит,

Бросишь снова - мчится вскачь,

Отгадай, что это? (мяч).

Игры с мячом:

Раз, и два, и три, четыре -

Всё мы знаем в этом мире

( на обобщения: фрукты, посуда, мебель, одежда, обувь и др. ; например: обувь - тапки).

Мячик маленький поймай,

Да словечко приласкай.

(слова с разными окончаниями).

6.

Л: А сейчас я вас приглашаю прокатиться на поезде. Вставайте за мной паровозиком.

По железной, по дороге, чух (6 раз,

Едет, едет паровозик, чух (6раз,

Паровоз кричит: ду! Ду! Я иду, иду, иду!

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«АУ», «ИО», «УАО».

( на соответствующие гласные звуки дети выполняют движения: звук А - хлопнуть в ладоши; звук У - ударить кулачком об кулачок; звук О - хлопнуть по коленкам; звук И - хлопок над головой).

Л: В поезде едем не только мы, но и две девочки: Аня и Уля.

(На подносиках у каждого ребенка предметные картинки с начальными гласными звуками /а/, /у/ в словах и без этих звуков. В вагоне Ани едут картинки со звуком /а/; в вагоне Ули - картинки со звуком /у/; остальные картинки - в третий вагон).

Л: С дальней дороги мы устали. Давайте немного отдохнем.

(Звучит магнитофонная запись на релаксацию; дети лежат на коврике; делают самомассаж).

Ручки растираем

(потирают ладони)

И разогреваем,

(хлопают в ладоши)

И лицо теплом своим нежно умываем

(разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз).

Пальчики прогонят все плохие мысли

(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем сверху вниз мы быстро

(растирают пальцами рук ушные раковины по краю сверху - вниз)

Их вперед сгибаем

(сгибают руками ушные раковины вперед)

Тянем вниз за мочки

(оттягивают уши вниз за мочки)

А потом руками трогаем мы щечки

(легко похлопывают щеки руками).

Л: Молодцы, ребята, вставайте, нам пора возвращаться.

8.

Л: Пока мы ездили на поезде и отдыхали, к нам пришла почта.

(показ большого конверта).

Чтобы открыть конверт, нужно сказать, что забыл нарисовать художник?

(самолет без крыла, кастрюля без ручки и т. д.).

Теперь можно открывать конверт с заданием: составление рассказа цепной структуры (работаем со звуком /с/; использована книга: «Связанные одной цепью».

Вопросы к детям: назови все слова на большой картинке; работа по предметно - графической схеме (дети рисуют маркерами на папке - файле).

9.

Л: Наше путешествие на планету Детство завершается, но я думаю, что мы ещё не раз вернемся туда, будем там играть и заниматься.

На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькие подарочки. Они вот в этих мешочках: этот - для мальчиков, а этот - для девочек.

Наше занятие окончено. Можете отдыхать.

Литература:

1. 1. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Хлоп - топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6 - 10 лет. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2003. - 20с. (Практическая логопедия).

2. 2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. - СПб. : Дельта, 2001. - 96с. ,ил.

3. 3. Ершова Т. А. Планета «Детство». Обобщающее занятие по формированию лексико - грамматических категорий и развитию речи. // Логопед. 2005. № 2.

4. 4. Рожкова Т. В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики. // Логопед. 2005. № 1.

5. 5. Т. Б. Бардышева. Связанные одной цепью. // Издательский дом «Карапуз». 2003.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Перспективное планирование по окружающему миру в первой младшей группе, по программе Вераксы «От рождения до школы» № неделя СЕНТЯБРЬ Источник 1 3.09-7.09 Детский сад Тема: «Кто нам помогает?» (о няне). Игра «Кто что делает?» Программное содержание:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Планета «Детство»
Опубликовано: 6 декабря 2012 в 15:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД