Екатерина Толстенева
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Геометрические формы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: «Познание», «Социализация»
Программные задачи:
Повторить формы плоских геометрических фигур, развивать умение устанавливать связи между элементами и целой фигурой, расширять словарный запас
Развивать образное мышление, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Геометрические формы“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим, сочувствие, стремление быть полезным окружающим, умение радоваться результатам коллективного труда.
Материалы к занятию :
Ковер-самолет (конверт формата А2, верхняя часть которого выполнена в виде лоскутного одеяла, в нижней части изображены 4 кнопки; цветные модели геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и несколько наборов их дубликатов, разделенные на части.
Предварительная работа
Мотивационно-ориентировочный этап
Утром в группу детского сада прилетает потрепанный «ковер-самолет». Педагог аккуратно берет его, напоминая при этом детям, что нельзя брать незнакомые предметы, а лучше рассказать о находке взрослому. Из потайного отсека ковра-самолета выпадают части геометрических фигур. Воспитатель организует дискуссию на тему «Что могло случиться с ковром-самолетом и его пассажирами: геометрическими фигурами». Вместе они решают, что надо срочно помочь неожиданным гостям.
Проблема: Ковер-самолет потерпел крушение и его пассажирам нужна помощь.
Цель работы детей на занятии : помочь пассажирам починить «ковер-самолет».
Ход занятия
Практический этап
Дидактическая игра «Составь фигуры». (4 мин)
На полу разбросаны детали фигур разных цветов: красные, желтые, синие, зеленые, коричневые. Педагог предлагает детям объединиться в пять команд (по числу цветов) и каждой команде выбрать детали фигур одного цвета. После этого каждая команда садится за свой стол и собирает из частей фигуры.
В итоге на каждом столе оживают разные геометрические фигуры : круги, квадраты, овалы, треугольники и прямоугольники.
Отгадывание загадок о геометрических фигурах (5 мин)
Педагог загадывает загадку, дети вместе ее отгадывают. Та команда, отгадка которой оказалась их геометрическая фигура, встает и демонстрирует эту фигуру остальным детям.
Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но на плоскости, друг,
Получится. (круг)
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы (овал)
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? (треугольник)
Что похоже на открытку,
На конверт или альбом,
Что сравнить, ребята, можно,
С одеялом и ковром?. (прямоугольник)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня. (квадрат)
Фигуры знакомятся с ребятами, благодарят их за спасение и рассказывают свою историю.
Динамическая пауза «История фигур» (5 мин)
Педагог от имени фигур предлагает детям водить хоровод и послушать рассказ о том что с ними случилось. При этом, когда в рассказе звучат геометрические ошибки, дети останавливают хоровод и топают ногами.
Мы расскажем свой рассказ
Очень непростой.
Для внимательных и умных,
Слушайте какой.
Квадрат катился по дорожке
И устал в пути немножко.
Сел тихонько на пенек,
А потом поспать прилег.
Подошел с углами круг,
Ты не спи в лесу, мой друг!
Спать в лесу всегда опасно,
Много здесь зверей ужасных.
И по лесу шел, гуляя,
Треугольник, напевая,
Что он круглый и забавный,
Среди фигур он самый главный.
Также в наш рассказ попал
Треугольный друг овал.
И кирпичик очень стройный,
Его брат прямоугольный.
Все они в лесу гуляли
И друг друга повстречали
И решили что все вместе
Полетят в другое место.
Пока они по лесу шли
Самолет-ковер нашли.
Три волшебных слова пропели
«Крибле-крабле-бумс» и полетели.
Но ветры вдруг налетели:
Заплатки с ковра отлетели.
А все фигуры упали
И неизвестно куда попали.
После этой истории детям становится понятно, что произошло с ковром-самолетом и его пассажирами: ковер упал, потому что порвался (отлетели заплатки).
Подвижно-дидактическая игра «Почини коврик». (4 мин)
Ковер-самолет изготовлен из множества лоскутков разноцветной ткани с разным рисунком. Почти в каждом лоскутке есть заплатка в виде различных геометрических фигур, которые оторвало ветром. Воспитатель раздает каждому ребенку по 1-3 заплатки и предлагает починить ковер. Дети, стоя в кругу, по очереди подходят к ковру-самолету и приклеивают заплатку в нужное место.
Но ковер все же не может взлететь. На обратной стороне ковра-самолета есть 4 волшебные кнопки, 3 из которых нужно по очереди нажать, произнося при этом заклинание «Крибле-крабле-бумс» и тогда ковер-самолет сможет взлететь. Определить эти 3 кнопки, можно поиграв в игру «Найди лишнюю фигуру».
Игра «Найди лишнюю фигуру» (4 мин)
Детям предлагается найти четвертую лишнюю фигуру, и объяснить, почему он выбрал именно ее. У этого задания имеется 3 варианта решения.
Рефлексивно-оценочный этап (3 мин)
Фигуры благодарят детей за помощь, отмечают отдельные достижения детей и выделяют их лучшие качества (готовность помочь, смекалку, доброту и др.). Дети прощаются с фигурами и они улетают в свою Сказочную страну Математику. После этого педагог проводит с детьми рефлексию.
Что интересного произошло перед занятием? (Потерпел крушение ковер-самолет)
Что вы сделали в этой сложной ситуации? (Помогли пассажирам ковра-самолета)
Почему вы так поступили?
Чем именно вы помогли?
Достигли ли вы результата и какого?
Что нового вы открыли для себя сегодня?