Светлана Черных
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Встреча с Машей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по грамоте в старшей группе.
Автор занятия : Черных Светлана Валентиновна. Воспитатель первой квалификационной категории
Цели: Учить детей проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Развивать фонематический слух: умение различать гласные и согласные звуки, фиксировать звуки речи фишками. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова. Воспитывать уважительное, заботливое отношение друг к другу.
Материал и оборудование:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Встреча с Машей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Демонстративный: Кукла Маша, книжка загадок, доска, картинка-схема, полоска-схема (в 4 клеточки, фишки (синие, зеленые, красные).
Раздаточный: Четырехзвуковая схема (полоска в 4 клеточки, фишки (синие, зеленые, красные, простой карандаш, лист с заданием «Обведи по пунктирным линиям», цветные карандаши.
Ход занятия:
Дети выстраиваются в круг. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Только веселые слова». Каждый передает друг другу мяч и называют веселое слово ( например: смех, клоун, улыбка и т. д.) После игры дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание детей на куклу Машу из мультфильма «Маша и Медведь». В кармане платья Маши воспитатель находит книжку загадок.
- Ребята, Маша озорная девчонка, любит играть и загадывать загадки. Давайте отгадаем их!
Воспитатель открывает первую страницу и читает загадку (игра «Звук заблудился»)
- Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке. Дети, в каком слове заблудился звук?
Ответы детей: «В слове «раки» надо заменить звук [p] на звук [м] и получится слово «маки»
- Хорошо, молодцы, отгадали первую загадку!
Воспитатель открывает вторую страницу и находит картинку-схему слова «маки».
- Я догадалась, что мы сделаем с этой картинкой: надо разгадать слово по звукам (провести звуковой анализ слова «маки»)
- Чтобы нам легче было это сделать, мы поиграем в игру «Живые звуки». Но для начала измерим слово по слогам.
Ответы детей: «Два слога»
- Давайте поставим ударение. На какой звук подает ударение?
Ответы детей: «На звук [a]
- Кто хочет стать живыми звуками? Дети выходят к картинке-схеме (4 человека) и проводят звуковой анализ слова. Каждый называет свой звук, определяет гласный и согласный; твердый или мягкий, ставит фишку на полоску- схему.
- А теперь немного разомнемся!
Физминутка «Цветы»
Наши алые цветы
Распускают лепестки
(Логти и предплечья прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки перед лицом, затем кисти раскрываются в виде чаши)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Кисти рук в виде чаши делают движение по часовой и против часовой стрелки)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
(Пальцы плотно соединяются, кисти рук медленно из чаши делают лодочку)
Тихо засыпают,
Головой качают.
(Кисти рук в виде лодочки или бутона, наклоняются вправо и влево)
Воспитатель открывает третью страницу: там нарисован лес и цепочка.
- Ребята, а что бы это значило?
Ответы детей: «Чтобы разгадать эту загадку, мы поиграем в игру «Цепочка слов», а начинаться она будет от слова «Лес»
После игры воспитатель обращает внимание детей на то, что осталось в книжке- загадке последняя страничка. На ней нарисована малина.
- Да, это любимое лакомство Медведя. Давайте сделаем сюрприз Мишке, нарисуем много рисунков с малиной, а Маша отнесет ему в лес.
Дети выполняют задание: обводят картинку малины по пунктирным линиям и раскрашивают её. После того, как сюрприз готов, дети прощаются с Машей.
- Ребята, давайте попросим Машу, чтобы она передавала привет Мишке и приходила к нам почаще, ведь мы любим отгадывать загадки.