Лучший педагог года

Конспект занятия по «Истокам» в форме виртуальной экскурсии к памятнику А С. Пушкину и В. И. Далю

оксана павлова
Конспект занятия по «Истокам» в форме виртуальной экскурсии к памятнику А С. Пушкину и В. И. Далю

Проблема: Дети не знают достопримечательностей нашего города. Плохо ориентируются на улицах города. Родители мало читают детям, а также дети не знают Пушкина, как поэта и писателя.

Цель: познакомить детей с памятником А. С Пушкину и В. И. Даля, показать его местонахождение.

Задачи:

- Продолжать знакомить с достопримечательностями города Оренбурга.

- Продолжать расширять кругозор детей.

- Вызвать интерес к творчеству Пушкина, как детского писателя, поэта.

Предварительная работа: Познакомить детей с портретом А. С. Пушкина.

Публикация «Конспект занятия по „Истокам“ в форме виртуальной экскурсии к памятнику А С, Пушкину и В, И, Далю» размещена в разделах

Чтение сказок Пушкина (Сказка о золотом петушке, Сказка о Папе и о работнике его Балде, сказка о мертвой царевне и о семи богатырях, сказка о рыбаке и рыбке, сказка о царе Салтане)

Активизация словаря: Скульптор, чернила, перо, лукоморье.

Материалы и оборудование: Портрет А. С. Пушкина, сундучок, зеркальце, игрушка золотая рыбка.

Ход занятия:

- А сейчас, я хочу вам рассказать о нашем городе. (На мольберте расположены иллюстрации с изображением города).

- Посмотрите, раньше город был вот таким, а сейчас он совсем изменился.

- Как называют жителей города Оренбурга? (Оренбуржцы)

- Давайте, вместе произнесем – Оренбуржцы.

- Ребята, вы часто гуляете по нашему городу с родителями и не раз были на главной улице нашего города – улице Советской. Название это улица получила не сразу: раньше ее называли: Большая или Губернская, Николаевская, в честь последнего российского императора Николая II.

В центре города Оренбурга, на пересечении улицы Краснознаменной и Советской, в небольшим сквере имени Полины Осипенко в конце лета 1998 года был открыт новый памятник, посвященный Александру Сергеевичу Пушкину и Владимиру Ивановичу Далю. Открытие нового памятника состоялось в годовщину 200-летия со дня рождения Великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Автором скульптуры Пушкину и Далю стала художник Петина Н. Г., а архитектором - Смирнов С. Е. Скульптура поэту и канцелярского чиновника была отлита из бронзы в городе Казани. Скульптурная композиция, высотой около двух метров, изображает поэта и лексикографа увлеченных беседой во время их прогулки. Основание для скульптуры было возведено из массивных гранитных блоков и пил, которые привезли из Екатеринбурга. Памятник дополняют установленные в сквере специальные фонари, урны для мусора и скамьи, отлитые и изготовленные на сталелитейном заводе города Касли.

Место для установки памятника Пушкину А. С. И Далю В. И. выбрано не случайно. В середине XVIII века на этом самом месте была построена каменная церковь во имя святых Петра и Павла. Церковь во время своего путешествия в Оренбург посетили Пушкин А. С. и Даль В. И. Каменный храм был уничтожен в 30-е годы прошлого века, с приходом к власти большевиков. Для напоминания горожанам о находившейся здесь Петропавловской церкви в основание памятника был установлен равновеликий (греческий) крест, который символизирует православную веру.

Даль Владимир Иванович (1801 – 1872) – писатель, военный врач, лексикограф, этнограф создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».

Владимир Иванович Даль служил на флоте моряком, после получил образование врача. Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.

Важным событием в биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным.

- Давайте сравним памятник с портретом, есть ли сходство? (Да, человек, который изображен на портрете, очень похож на памятник).

- В каком возрасте скульптор изобразил поэта? В детском, юношеском или уже в зрелом? (Поэт изображен в зрелом возрасте).

- Обратите внимание, памятник изображен во весь рост. Во что одел скульптор поэта? (Поэт одет в костюм с удлиненным пиджаком, на голове шляпа цилиндр).

- А как вы думаете, какое у него настроение передал скульптор? (У Пушкина задумчивый вид, он смотрит вдаль, наверно, сочинил стихотворение).

- Пушкин Александр Сергеевич родился в Москве, очень-очень давно 26 мая 1799г. А какой сейчас у нас год кто знает? (Сейчас у нас 2018 год).

- У Александра Сергеевича были еще сестра Ольга и брат Лёвушка.

Когда жил Александр Сергеевич в то время не было электричества, его еще не изобрели. Поэт писал свои произведения у себя в кабинете при свече. Писал пером, макая его в чернила. Ребята, а что такое чернила? (Это специальная краска).

А. С. Пушкин побывал и в нашем городе Оренбурге в 1833 году с целью сбора материалов по истории Пугачева для повести «Капитанская дочка».

– Ребята, как вы думаете, почему он поехал в Оренбург? Мог ведь написать сидя в Петербурге, материалов было достаточно. Ему предоставили все архивы восстания по личному указанию Николая I, кроме допросов Пугачева. Чтобы осмотреть места, где началось Пугачевское восстание, Пушкин 20 сентября 1833 года выехал из Оренбурга. Поэт отправился по правому берегу Урала через крепости Чернореченская, Татищево, Рассыпная, Илецкий городок и Яицкий городок. Меловые горы, которые Пушкин видел по дороге из Оренбурга дали название Белогорской крепости в «Капитанской дочке». Он с собой вез в дорожном сундучке первый вариант рукописи «Истории Пугачева». Потом уже у него родился замысел «Капитанской дочки» и они появились в обратном порядке. Пребывание Пушкина в Оренбурге очень много значит для города. Хотя бы, потому что после выхода в свет «Капитанской дочки», Оренбург стал частью информационного и литературного пространства России.

- Люди по 200 лет не живут, а стихи Пушкина мы знаем, помним и любим. Какие стихи Пушкина вы знаете? (Дети по желанию читают стихи).

«Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Отрывок из стихотворения «Осень»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

- А как вы думаете о ком эти стихи? (Чтение отрывка Стихотворения А. С. Пушкина «Няне»).

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

- Стихи посвящены няне поэта, Арине Родионовне. Она воспитывала всех детей Пушкиных. Больше всех няня любила Сашеньку, Александра Сергеевича, заботилась о нем, была рядом на протяжении всей его жизни. От своей няни, доброй русской крестьянки, услышал поэт много народных сказок и песен, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Со слов няни А. С. Пушкин записал 7 сказок и несколько песен. Послушайте пролог, вступление, к поэме Руслан и Людмила.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

- Каких героев пролога вы можете назвать? (Кощей, кот ученый, русалка, Баба Яга, бурый волк, колдун, богатырь).

-А где встречаются эти герои? (В русских народных сказках)

- А как вы думаете, что значит слово лукоморье? (Лукоморье это морской залив).

- А у меня есть волшебный сундучок. В нем что-то лежит. Давайте посмотрим. (Воспитатель достает зеркальце). Как вы думаете, из какой сказки это зеркальце? (Это зеркальце из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Затем из сундука достает игрушку золотая рубка. - А это из какой сказки? (Сказка о рыбаке и рыбке)

- Ребята, Пушкина знают не только у нас в стране. Во всем мире знают и любят его. Произведения Пушкина переведены на многие языки мира. То о чем мы с вами говорили это малая часть из того что написал А. С. Пушкин. В школе вы познакомитесь и с другими произведениями.

Итог занятия :

- Ребята где мы с вами побывали?

- Какие произведения А. С. Пушкина мы вспомнили?

- Спасибо всем за работу!

Публикации по теме:

Конспект виртуальной экскурсии «По музыкальной Москве» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект виртуальной экскурсии «По музыкальной Москве» для детей старшего дошкольного возраста Как и обещала, публикую конспект тематической экскурсии по Москве для детей. Такую экскурсию- прогулку можно провести с детьми от 5 лет.

Конспект виртуальной экскурсии по сафари парку «Кудыкина гора» в старшей и подготовительной группах детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект виртуальной экскурсии.

Конспект экскурсии к памятнику погибшим воинам-односельчанам в разновозрастной группеКонспект экскурсии к памятнику погибшим воинам-односельчанам в разновозрастной группе Конспект экскурсии к Памятнику погибшим воинам – односельчанам в разновозрастной группе. Цель: Познакомить детей с памятником, погибшим.

Конспект занятия для второй младшей группы в стихотворной форме «К нам пришли зверята.»Конспект занятия для второй младшей группы в стихотворной форме «К нам пришли зверята.» Воспитатель:-Ой,смотрите ёжик здесь у нас сидит,удивлённо смотрит, и на вас глядит,а ещё и белка в гости к вам пришла и корзину шишек.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в форме игры «Что? Где? Когда?» Цель: развивать математические способности детей. Задачи: Образовательные: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Конспект занятия по конструированию для малышей в стихотворной формеКонспект занятия по конструированию для малышей в стихотворной форме Добрый вечер,уважаемые коллеги. Недавно я проводила занятие со своими малышами,которое как обычно я разработала сама и вот сегодня хочу.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия развлечения в форме космической игры-путешествия «Млечный путь»Конспект занятия развлечения в форме космической игры-путешествия «Млечный путь» Космическая игра-путешествие «Млечный путь» Группа: подготовительная. Учебно-методическое обеспечение: Программа «Обучение и воспитание.

Конспект занятия в сюжетной форме по физической культуре «На морской границе» для детей 5–6 лет Конспект занятия в сюжетной форме по физической культуре для старшей группе сюжет «На морской границе». Образовательная область: физическая.

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОВЗ в форме экскурсии по городу «Мы живём в городе Сегежа»Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОВЗ в форме экскурсии по городу «Мы живём в городе Сегежа» Задачи: 1. Расширить и закрепить представление детей о понятии улица, город, повторить правила поведения на улице. 2. Способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по «Истокам» в форме виртуальной экскурсии к памятнику А С. Пушкину и В. И. Далю
Опубликовано: 4 апреля 2020 в 19:06
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД