МААМ-картинки

Конспект занятия по лексической теме «Посуда» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Людмила Антонова
Конспект занятия по лексической теме «Посуда» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Конспект занятия

в форме специально организованного обучения по лексической теме «Посуда»

для детей с общим недоразвитием речи

Конспект занятия

в форме специально организованного обучения по лексической теме «Посуда» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Посуда“ для детей с ОНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура», «Познание».

Цель занятия : расширение и активизация словаря по теме

Коррекционно-образовательные задачи:

1) Образовательная область «Коммуникация»

• упражнять в навыках практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• формирование навыка образования качественных прилагательных

• продолжать формировать навыки согласования существительных с числительными.

2) Образовательная область «Познание»

• познакомить с понятиями «чайная», «столовая», «кухонная» посуда. ?

3) Образовательная область «Безопасность»

• приобщать к правилам безопасного для человека поведения в окружающем мире.

1. Коррекционно-развивающие задачи:

1) Образовательная область «Коммуникация»

совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность;

• развивать фонематическое восприятие.

2) Образовательная область «Здоровье»

• продолжить совершенствовать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление детей, развивать общую и мелкую моторику;

• совершенствовать пространственно-зрительный гнозис.

3) Образовательная область «Социализация»

• совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности

4) Образовательная область «Физическая культура»

• Накопление и обогащение двигательного опыта детей.

2. Коррекционно-воспитательные задачи:

1) Образовательная область «Социализация»

• воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения;

• воспитывать навыки культуры поведения.

Словарная работа:

номинативный словарь: части посуды

Индивидуальная работа:

Автоматизация шипящих звуков у Ани.

Автоматизация сонорных звуков у Андрея.

Развитие речевой активности у Данила.

Материалы и оборудование:

1. Демонстрационный:

картинки с изображением предметов посуды с недостающими частями;

картинки с изображением предметов посуды;

натуральные предметы посуды;

игрушки (Федора, мяч);

мольберт;

-ноутбук, слайды «Посуда».

2. Раздаточный:

картинки для дорисовавания частей посуды;

карандаши.

Предшествующая работа:

чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе»

Методические приемы.

1. Наглядные:

предметные картинки «Посуда»;

предметные картинки с изображением посуды с недостающими частями;

ноутбук.

2. Словесные:

художественное слово.

3. Практические:

игра «Помощники»;

игра «Что есть у …»;

игра «Образуй слово»;

игра «Назови ласково»;

игра «Сосчитай-ка»;

рисование частей посуды «Почини Федорину посуду»

4. Презентация: «Посуда».

5. Игровые: сюрпризный момент- проблемная ситуация.

Ход занятия

в форме специально организованного обучения.

I. Вводная часть

Организационный момент.

Логопед: Ребята, ко мне пришла Федора. У нее горе. От нее опять хочет убежать посуда, но не оттого, что она ее не мыла, а потому, что она совсем про нее ничего не знает. Поможем ей? ( Дети: да, поможем)

II. Основная часть

1. Игра «Помощники» - развитие фонематического восприятия.

Логопед: Вы будете моими помощниками. Слушайте внимательно, если услышите слово «помощники», то выполняйте действия, которые я произнесу. (Дети выполняют действия речевую инструкцию логопеда только при слове «помощники»)

- Помощники, руки вверх!- Руки в стороны!- Помощники, руки в стороны!- Руки вперед!- Помощники, руки вниз!- Руки на пояс!- Помощники, руки на пояс!

Логопед: Молодцы, ребята! Вы такие внимательные, а значит мы точно сможем помочь Федоре.

2. Активизация номинативного словаря

Игра «Что есть у…»

Логопед: Посмотрите, ребята, на столе стоит посуда. Расскажем Федоре какие есть части у каждого предмета посуды. Но помните, с посудой нужно обращаться осторожно, иначе вы можете ею пораниться. (Дети называют части посуды, стоящие на столе)

Кастрюля: крышка, дно, стенки, ручки;

Вилка: ручка, зубчики;

Чайник: дно, крышка, ручка, носик, крышка;

Кувшин: дно, стенки, горлышко, носик;

Кружка: стенки, дно, ручка.

Логопед: Замечательно, а что вы сейчас называли? ( Дети: части посуды)

3. Образование качественных прилагательных

Игра «Образуй слово»

Логопед: Дети, Федора совсем не знает из чего же сделана посуда. (показ слайдов на ноутбуке).

Если посуда сделана из стекла, она какая? ( Дети: стеклянная)

Посуда из хрусталя? ( Дети: хрустальная)

Посуда из пластмассы? ( Дети: пластмассовая)

Посуда из металла? ( Дети: металлическая)

Посуда из глины? ( Дети: глиняная)

Посуда из дерева? ( Дети: деревянная)

Логопед: Здорово, теперь Федора знает что из чего сделано.

4. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Наша Федора проголодалась, и мы сварим ей кашу.

Маша каши наварила,

(указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке)

Маша кашей всех кормила.

(руки разводят в стороны)

Положила Маша кашу:

Кошке- в чашку,

Жучке- в плошку,

А коту- В большую ложку,

В миску- курицам, цыплятам,

И в корытце- поросятам.

(загибают по одному пальчику на левой руке)

Всю посуду заняла,

(разжимают кулачок)

Все до крошки раздала.

(сдувают «крошки» с ладошки)

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Игра «Назови ласково»

Логопед: Ребята, а знаете, что я думаю, если мы научим Федору называть посуду ласково, то она никогда не сбежит от нее. (Логопед бросает мяч каждому по очереди и называет слово, а дети отвечают ласково, бросая его назад)

Чашка- ( Дети: чашечка)

Тарелка- ( Дети: тарелочка)

Ложка- ( Дети: ложечка)

Вилка- ( Дети: вилочка)

Кувшин- ( Дети: кувшинчик)

Миска- ( Дети: мисочка)

Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием

6. Согласование существительных с числительными

Игра «Сосчитай-ка».

Логопед: Ребята, Федора просит, чтобы мы ее научили считать. Научим Федору? ( Дети: да, научим.) Показ слайдов на ноутбуке. (Дети считают предметы посуды от одного до пяти)

Кастрюля- ( Дети: одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре кастрюли, пять кастрюль);

Стакан- ( Дети: один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов);

Ложка- ( Дети: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек);

Вилка- ( Дети: Одна вилка, две вилки, три вилки, четыре вилки, пять вилок).

Логопед: Умницы, вы и с этим заданием справились, пора и чай попить

7. Физминутка «Пузатый чайник»

Вот какой пузатый чайник!

И на кухне он- начальник!

Воду кипятит, крышечкой стучит!

Пых-пых-пых! Водичка дышит.

Кипяточек паром пышет!

Пых-пых пышет, пых-пых пышет,

Ждет, когда его услышат!

(Дети надувают щеки, чередуют соответствующие словам движения рук, совершают пружинящие движения ногами)

8. Рисование частей посуды «Почини Федорину посуду».

Логопед: Ребята, Федоре нужно починить посуду, она сама не может справиться. Вам нужно дорисовать недостающие части посуды. (Дети дорисовывают части посуды)

Логопед: Какие вы смышленые ребята!

III. Итог.

Логопед: Ребята, какие задания, игры вам понравились?» (Дети отвечают)

Логопед: Вы сегодня отлично занимались! Аня была очень внимательна. Илюша справился со всеми заданиями и помогал своим друзьям. Данил старался быть активным. Умницы!

Литература.

1. Гозмяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. М. - Изд. «Гном», 2011г.

2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. М. - Изд. «Скрипторий 2003», 2012г.

3. Волина В. В. Учимся играя. М. :Просвещение, Новая школа,1994г.

4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. Санкт-Петербург, Изд: Литера,2009.

5. Журнал «Дошкольное образованение» №7 2002г.

6. Журнал «Обруч» № 4 2004г.

7. Каше Г. А. Подготовка детей с недостатками речи : Пособие для логопеда. М. :Просвещение, 1985г

8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия В старшей группе для детей с ОНР. М. :Гном и Д 2002

9. Лопухина Н. С. 550 упражнений для развития речи. С- П б. :Дельта, 2000г.

10. Нищева Н. В. Система коррекционной работы. С. -Петербург»Детство-Пресс» 2001.

11. «Умные слова» под. Ред. Синицына Е. Н. М:Лист-1999г.

12. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М: Просвещение,1989г.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по теме «Фрукты. Сад»Комплексно-тематическое планирование по теме «Фрукты. Сад» Комплексно – тематическое планирование представляет собой работу кружка «Занимательная логика», проводимой на 3-ей неделе сентября по лексической.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Осень»Комплексно-тематическое планирование по теме «Осень» Комплексно – тематическое планирование представляет собой работу кружка «Занимательная логика», проводимой на 4-ой неделе сентября по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по лексической теме «Посуда» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 октября 2013 в 23:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД