Элеонора Сорокина
Конспект занятия по нравственному воспитанию «Наши имена»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по нравственному воспитанию
«Наши имена»
Подготовила воспитатель
Сорокина Э. Н.
2019-21г
Цель: Дать представление о роли личного имени в жизни каждого человека.
Задачи:
• Формировать знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей.
• Продолжать развивать умение вежливого обращения к сверстникам и взрослым.
Публикация «Конспект занятия по нравственному воспитанию „Наши имена“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
• Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной и полной формы имени.
• Продолжать формировать уверенность в себе, осознание своей самоценности и индивидуальности.
• Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу.
• Продолжать воспитывать бережное отношение к семейным ценностям.
Оборудование: мультимедийное оборудование; слайды презентации; карточки с именами; словарные слова «крещение», «День Ангела - именины», «тёзка»; определение слова «имя»; свидетельство о рождении (деловая бумага); ромашка, минусовка песни «Антошка», конверт с письмом.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Добрый день. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Слайд 2 (солнце)
Утром ранним кто–то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!
Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу, чтобы оно у всех сегодня было только хорошим на протяжении всего занятия.
2. Актуализация
Наше занятие мы начнё м с ответа на простой вопрос: «Чем один человек отличается от другого на примере нашей группы?» Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга»? (ответы детей)
Есть ещё одно отличие, его вы узнаете, отгадав загадку.
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
И у всех есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (имя)
3. Сообщение темы занятия.
- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем вести разговор? (ответы детей)
Тема нашего занятия : «Наши имена» (слайд 3). Сегодня мы познакомимся со значением слова «имя», с историей возникновения имен, узнаем, для чего нам нужны имена, будем закреплять умение правильно обращаться друг к другу.
4. Основная часть.
Вопросы:
-Когда человеку дается имя? (ответы детей)
- Кто дает ему это имя? (ответы детей) слайд 4 (изображение ребёнка с родителями)
Воспитатель читает стихотворение:
Каждая семья должна
Выбрать крохам имена.
Среди сотен самых разных
Удивительных, прекрасных.
В каждом имени есть свет
В каждом – солнышка привет.
С милым, нежным малышом
Свет любви приходит в дом.
Саши, Игорьки, Иваны,
Ксюши, Кати и Татьяны
Взрослым дарят море света
Этим светом все согрето.
Воспитатель. Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
Воспитатель (показывает детям «Свидетельство о рождение») Через несколько дней после того, как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата и место его рождения, имена его родителей.
Имя ребёнку дают родители, а отчество присваивается по имени отца. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придете домой, попросите маму показать вам этот документ. Пусть мама прочтет все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучат имя, отчество и фамилия ваших родителей.
Вопросы:
– Что такое имя? (ответы детей)
Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении. (определение вывесить на доску)
- У каждого из вас есть имя, правда? А зачем оно вам? Для чего человеку даётся имя?
Проблемные ситуации:
1. Попробуйте обратиться друг к другу, не используя имя (дети сидят друг к другу спиной) (Иван Б., Настя Ш., Андрей Б.).
2. В школу пришло письмо без имени человека (чужие письма вскрывать нельзя). Как мы узнаем кому пришло письмо? (Коля К., Андрей Х.).
Вывод делают дети:
- Люди дают друг другу имена для того, чтобы общаться, для того, чтобы передавать друг другу информацию. (вывесить карточку)
- Правильно. Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя? Я вот слышала, как иногда вы кричите друг другу: «Эй, ты, иди-ка сюда!». Культурно ли так обращаться к сверстникам? Ребята, а вы отзываетесь, когда вас так зовут? Правильно, это некультурно, и не надо отзываться, если кто-то зовёт вас таким образом. Это обидно, оскорбительно и очень невежливо.
А сейчас вам нужно будет выполнить следующее задание.
Задание (на доске). Распределить имена по цвету в три колонки.
Володя, Саша, Валя, Даша, Женя, Сережа, Ирина, Андрей, Лиза.
Вопросы после выполнения задания:
-Какие бывают имена?
-Были ли у вас затруднения при выполнении работы?
-Кому вы дали имена Саша, Валя, Женя?
Некоторые имена могут носить как девочки, так и мальчики.
Воспитатель :
- Как давно появились имена?- задают себе этот вопрос люди.
Имена появились настолько давно, что нельзя с точностью назвать времени их появления. Считается, что они существовали уже с тех времен, когда люди научились говорить.
История возникновения имен на Руси. Слайд 5.
Древние люди называли своих детей простыми, понятными именами. Человек тогда мог иметь два имени : одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия.
Существовала такая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим – его знали родители и особо близкие люди. Оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в одеяло и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И называли его другим незвучным, отталкивающим именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. Тем самым, надеялись защитить его от злых духов, нечисти, сглаза, смерти.
Имена давались : слайд 6
- по черте человеческого характера: Молчун, Плакса, Будилка, Прыгунок;
- по месту в семье: Первый, Второй, Вторыня, Третьяк ;
- по явлениям природы: Снегурочка, Знойник;
- по внешности: Бел, Белёсая, Кудряш, Черныш, Чернава, Крепыш.
Позднее вопрос об имени ребенка решался просто. Посмотрите внимательно следующее видео.
Видео «Крещение младенца» слайд 7.
-Какой обряд вы посмотрели?
(вывесить на доску слово «крещение»)
-Какие чувства вы испытали при просмотре видеоролика?
- Кто из вас крещен?
-А кто видел обряд крещения и присутствовал на нем?
При обряде крещения батюшка в церкви давал ребенку имя.
Имена давались по святцам - особой церковной книге, в которой на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал его покровительство.
При крещении на новорожденного надевали крестик, который на нем оставался всю жизнь.
Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, а день ангела, или именины, праздновался каждым.
Господь в момент крещения дает каждому из нас двух ангелов. Слайд 8,9. Один из них – Ангел-хранитель. Он хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро.
И другой Ангел – святой покровитель, имя которого мы носим. У каждого из них есть в Церкви особый день празднования, который именуется днем памяти святого. Это и есть день Ангела или именины (вывесить на доску «день Ангела - именины»).
- Кто давал ребенку имя?
-Что надевали при крещении?
-Что еще празднует человек кроме дня рождения? (день ангела или именины)
ФИЗМИНУТКА «НА ЗАРЯДКУ ДРУЖНО ВСТАЛИ»
Вы наверное устали?
На зарядку дружно встали.
Руки в боки, смотрим вправо.
Поворот налево плавный.
(Повороты корпуса в стороны.)
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше.
Может быть, коснёмся крыши?
(По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.)
Наклоняемся до пола.
Прогибаемся поглубже.
Вправо-влево три наклона.
Повторяем снова дружно.
(Наклоны вперёд-назад, вправо-влево.)
От души мы потянулись,
(Потягивания – руки вверх и в стороны.)
И на место все вернулись.
Воспитатель : Многое мы узнали об имени. А как быть, если у людей одинаковые имена? Их ещё называют «тёзками» (вывесить карточку со словом «тёзка»). Как в этом случае различать людей?
Проблемная ситуация: у нас в группе два Андрея. Как обратиться именно к тому Андрею, который нам нужен? (дети пробуют)
-Вывод: по фамилии.
- Верно. В русское имя входит не только имя, отчество, но и фамилия. А чем фамилия отличается от имени? У кого может быть одинаковая фамилия?
- У родственников: у папы, мамы, бабушки и т. д.
- Правильно, фамилия — это семейное имя, оно объединяет родственников. Поэтому от того, какие поступки вы будете совершать: хорошие или плохие, будет зависеть отношение людей ко всей вашей семье.
Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Жизнь человека на Земле не бесконечна. Но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать так много полезного для других, что их постоянно вспоминают с благодарностью и уважением. В их честь называют города и улицы. Бывает, самого человека уже нет, а имя его живёт. ( Приведите примеры : первый космонавт, автор сказки о рыбаке и рыбке.)
- А сейчас послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имён у подружки, у Оли?». Может быть, кто-то из вас догадается, сколько имён?
(все формы записать на доске)
Сколько имён у подружки, у Оли?
Как бы, друзья не запутаться тут.
О л ь г а зовут эту девочку в школе,
О л е ч к о й папа и мама зовут.
О л ю ш к о й тетя ее называет.
«О л ь к а!» - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у подруги моей?
- Правильно, ребята, имя у подруги одно — Оля, а другие формы — это варианты имени.
Официальный вариант, полное имя, какое?
- Ольга.
-Верно. Так её называют в школе или в другой официальной обстановке. А почему мама, папа и тётя, родственники, называют её Олечка, Олюшка?
- Потому что они её любят.
- Да, это ласкательные формы. А почему озорник кричит: «Олька»? Это культурная форма имени?
- Нет, конечно, это обидно, грубо, невежливо. А вы называете друг друга «Ванька», «Колька», «Настька»? Хочется надеяться, что нет. Ведь если вы так обратитесь к другому человеку, то все сразу поймут, что вы человек невоспитанный.
Имена «растут» вместе с человеком. Пока человек маленький, его зовут Митенькой, в школе - Митя, после школы – Дмитрий, а когда будет работать и заслужит уважение – Дмитрий Платонович.
- Ребята, а почему воспитателей, учителей и других работников школы вы называете по имени и отчеству?
Взрослых людей называют по имени и отчеству, чтобы выразить им своё уважение, почтение.
Итак, мы узнали, что имена могут иметь сокращённую и полную форму.
«Ромашка» слайд 10
- Открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Сейчас я раздам вам лепестки ромашки с вашими именами, вы должны на них написать несколько ласковых форм своего имени. (Дети выполняют задание под музыку)
Посмотрите, какая замечательная получилась ромашка. Она останется в классе, для того, чтобы напоминать вам о ласковых и нежных именах одноклассников.
- Давайте теперь всегда друг к другу обращаться ласково.
5. Итог.
Какие бы имена мы не носили, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Ведь есть такая поговорка «НЕ ИМЯ КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ЧЕЛОВЕК ИМЯ» (слайд 11, которая значит, что люди будут оценивать вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам. Думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым.
Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше имя вам нравилось, пусть оно приносит только удачу.